Главные вкладки

    Развитие критического мышления как составляющей психологической безопасности ребенка старшего дошкольного возраста
    статья (подготовительная группа) на тему

    В концепции модернизации  российского образования одной из приоритетных задач является формирование личности, способной эффективно адаптироваться в современных условиях, предвидеть трудности, решать их. В последние годы  педагогами и психологами уделяется большое внимание поиску путей, средств, методов, условий обеспечения психологической и физической безопасности ребенка. Анализ научной литературы показал,  что одним из средств защиты от негативного воздействия на психологическое здоровье и физическую безопасность является критическое мышление. В основе защитной  функции критического мышления лежит потребность личности в психологической безопасности, которая создает установку на выявление угроз и базу для мотивации субъекта критического мышления, направляя процесс мышления на выявление негативных психологических воздействий. В основном аспекты развития критического мышления  как составляющей психологической безопасности ребенка рассматриваются в рамках школьного образования, упуская из вида дошкольный возраст. А именно в дошкольном возрасте происходит формирование и развитие критического мышления (анализ, синтез, обобщение и конкретизация, рефлексия, логика).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_kriticheskogo_myshleniya.docx28.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мареш Светлана Владимировна,

    педагог-психолог МБУ детский сод № 43 «Гнёздышко»

    Обеспечение психологической безопасности ребенка
    старшего дошкольного возраста через развитие критического мышления

    Процессы  преобразования в социальной, духовной, политической и экономической жизни, происходящие в настоящее время в России, ставят новые проблемы и задачи перед обществом и государством. Среди них важное место принадлежит проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и психологической безопасности личности, как условию благоприятного развития социума в целом.

    В концепции модернизации  российского образования одной из приоритетных задач является формирование социально адаптированной личности, способной эффективно адаптироваться в современных условиях, предвидеть трудности, решать их.

    В последние годы  в отечественной педагогической науке стали появляться работы, направленные на выявление путей, средств, методов, условий обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, в том числе и психологической безопасности личности.

    Что же такое психологическая безопасность?

    Психологическая безопасность – это состояние психологической защищенности, а также способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность создает условия для нормального функционирования психических процессов и исключает антиобщественное поведение человека. (Википедия)

    Психологическая безопасность  –  положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического и физического ущерба личности.

    Психологическая безопасность зачастую  оказывается под влиянием различных негативных воздействий со стороны внешних факторов: информационно-психологическое воздействие (воздействие словом, информацией через телевидение, компьютерные игры и пр.), психогенное воздействие (физическое воздействие на мозг человека),   психоаналитическое воздействие (воздействие на подсознание в состоянии гипноза или глубокого сна), нейролингвистическое воздействие,  психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие и психотропное воздействие  (с помощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ).

    При этом информационно-психологическое воздействие обладает наиболее широким уровнем охвата объектов и всеобщим универсальным характером действия.

    Анализ научной литературы (Л.В. Астахова, Г.В. Грачев, Л.М., Столбникова; А.В. Федоров и др.) показал,  что одним из средств защиты от негативных воздействий является критическое мышление.

    Психологи Р. Эннис и Э. Норрис трактовали критическое мышление как сумму навыков и умений мыслить рационально, контролируя сам процесс мышления, а также умение следовать законам формальной логики, выявляя при этом нарушение этих законов.

    В основе защитной  функции критического мышления лежит потребность личности в психологической безопасности, которая создает установку на выявление угроз и базу для мотивации субъекта критического мышления, направляя процесс мышления на выявление негативных психологических воздействий.

    Мыслительные действия критического мышления носят поисковый характер. Начальной фазой является осознание потенциальной угрозы, осмысление проблемы. От осознания мысль переходит к обработке информации, которая совершается посредством критического мышления, включающего в себя логические операции, рефлексию и интерпритацию.

    Основным элементом критического мышления является логика. Согласно теории деятельности, в структуре мышления выделяют такие логические операции как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

    В основном аспекты развития критического мышления  как составляющей психологической безопасности ребенка рассматриваются в рамках школьного образования, упуская из вида дошкольный возраст. А именно в дошкольном возрасте происходит формирование и развитие критического мышления. Это как раз тот период, когда ребёнок начинает задавать кучу вопросов и любимым словом его становится «почему». Ребёнок становится любознательным. И если не отмахиваться от его вопросов, то тяга к знаниям у него останется на всю жизнь, а мышление станет критическим.

    К 4-5 годам, когда наглядно-образное мышление уже сформировано, детям достаточно только представить себе нужный предмет — вспомнить его образ. Такая способность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

    Мы, взрослые, в этот момент отчетливо видим, что у детей проявилась способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Они могут уже не только интерпретировать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение собеседника, всегда сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

    Однако часто проблема состоит в том, что развитие критического мышления автоматически делает ребенка неудобным для родителей и педагогов. Ведь такой малыш, вместо того чтобы слушаться и делать, что говорят, начинает задавать миллион вопросов, сомневаться в авторитете взрослых. С таким ребёнком трудно.

    С другой стороны многие педагоги и родители стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. К сожалению, об этом задумались лишь недавно. Раньше существовал такой стереотип: "Послушный ребенок не спорит со старшими". Во многих семьях и образовательных системах стереотип жив и по сей день. Детям часто приходится слышать: "Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят". Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью.

    Таким образом, обеспечение психологической безопасности личности ребенка предполагает решение следующих задач в разрезе данной проблемы:

    1. Развитие критического мышления как одного из средств защиты от негативного воздействия внешних факторов на психологическое здоровье и безопасность ребенка.

    2. Обучение дошкольников безопасному стилю жизни (умение предвидеть опасное событие, по возможности избежать его, при необходимости действовать).

    3. Формирование  умения управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха (страх мобилизует физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание) во благо себе.

    Для решения данных задач был разработан цикл развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Опасность! Помоги себе сам».  

    Цель: формирование критического мышления у детей старшего дошкольного возраста, как основы усвоения правил безопасности жизнедеятельности и обеспечения психологической безопасности личности ребенка.

    Задачи:

    1. Развивать критическое мышление (логические операции, рефлексию и интерпретацию).
    2. Формировать навыки правильного поведения в разных критических ситуациях.
    3. Закреплять знание основ безопасности жизнедеятельности человека.
    4. Отработать практические навыки оказания самопомощи в экстремальных ситуациях.
    5. Стимулировать  самостоятельность и ответственность за собственную безопасность.

    В занятия включены следующие формы работы с детьми:

    - просмотр мультипликационных фильмов (созданных по заказу МЧС России)

    - беседы;

    - психологические игры и упражнения;

    - рефлексия.

    Цикл занятий содержит в себе 4 встречи. Тематика встреч:

    1. «Один дома». Направлено занятие на отработку навыков безопасного поведения ребенка в быту, находясь дома без взрослого.  Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Бытовые приборы». Игра-инсценировка «Пароль», игра «Эстафета безопасности», дидактическая игра «Что делать, если…» (демонстрация игры)
    2. «Поведение во дворе». Направлено на отработку навыков безопасного поведения в процессе самостоятельной прогулки (без взрослого). Просмотр и обсуждение мультфильма «Во дворе». Развивающие игры.
    3. «Безопасный интернет». Современное общество уже не представляется без сотовых телефонов, компьютеров; без общения в социальных сетях. Важно научить детей соблюдать элементарные правила безопасности в процессе интерактивных коммуникаций. Занятие направлено на ознакомление с безопасным поведением в процессе коммуникаций в соц. сетях. Алгоритм занятия аналогичен предыдущим.
    4. «Опасный незнакомый». Занятие направлено на актуализацию знаний и отработку умений, обеспечивающих безопасность ребенка в ситуации угрожающей жизни ребенка (преследование, похищение и т.п.)  

    Результатом реализации данного цикла занятий является положительная динамика в развитии критического мышления детей старшего дошкольного возраста, усвоение основ правил безопасного поведения и развитие самостоятельности, необходимой в принятии решений в опасных ситуациях.

    Литература

    1. Алексеева, И.Ю. Критическое мышление как фактор информационной безопасности / И.Ю. Алексеева. _ [Электронныйресурс]: http:// www.isn.ru/index09.shtml.
    2. Бине, А. Измерение умственных способностей [Текст] / А. Бине. - СПб: Союз, 1998, 430 с
    3. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст] / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос.: учеб.-метод. пособие. _ М.: Мирос, 2002. – 176 с.
    4. Крысько, В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) [Текст] / В.Г. Крысько / Под общ. ред. А.Е. Тараса. − Минск: Харвест, 1999. – 448 с.
    5. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж.Пиаже. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. _ 527 с.
    6. Проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» [Электронный ресурс]: // www.MEDIALAW.ru/publications/zip/68/lopatin.htm
    7. Штерн, В. Монография о душевном развитии ребенка [Текст] / В. Штерн. СПб., 1911.  147 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

    В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

    Статья "Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста"

        Дошкольный возраст – первичный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте  дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируют эмоциональн...

    Психологические основы развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

    Игры по развитию всех составляющих компонентов речи (старший дошкольный возраст)

    Дыхание "На приеме у врача"ЦЕЛЬ: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом - выдох ртом, вдох ртом - выдох носом, вдох носом - выдох ртом, вдох носом - выдох носом.)ХОД...

    Психологическая безопасность детей дошкольного возраста в ДОУ.

    Человек может быть психически здоровым только в определённых условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда. психологический комфорт для ребёнка в де...

    Психологическая безопасность ребенка дошкольного возраста

    Рекомендации родителям о сохранении психологической безопасности ребенка дошкольного возраста...