Повышение мотивации дошкольников
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Абдукадырова Елена Владимировна
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение мотивации дошкольников

Консультация для воспитателей

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

В педагогической литературе выделяют 2 вида мотивации :

1. Внешняя мотивация- мотивация не связанная с содержанием определённой деятельности (если я всё сделаю, то мне купят/подарят).

2. Внутренняя мотивация - (положительная или отрицательная).

Положительная основывается на положительных стимулах Например: если я научусь делать что-либо, то меня похвалят).

Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах Например: если я не сделаю что-либо, то меня накажут).

Четыре типа мотивации :

  • Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек, персонажей.
  • Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
  • Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
  • Четвёртый тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Принципы мотивации :

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Практическая работа педагогов.

1 Упражнение «Каждый воспитатель – артист"

Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.

б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.

2 Упражнение «Художественное слово в работе с детьми»

Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

3 Упражнение «Сказки о себе» (с карточками-картинками)

Предложить поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например(Взять картинку карандаша).

Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.

4 Упражнение «Выбор темы»

Как натолкнуть детей на выбор темы недели? Как «мотивировать» их на выбор новой темы? Из опыта работы педагогов (Обмен опытом работы).

5 Упражнение «Указывая ошибки - отметьте улучшения» (допиши высказывания, карточки).

Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок еще много, но… (они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше).

2. Пусть трудностей еще немало, но… (ведь ты продвинулся далеко вперед).

3. Пусть не все еще удается, но… (обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны изменения и успехи).

Примерные ситуации:

1 ситуация: У ребёнка не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”. Ваши действия?

Варианты решения проблемы:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуацияВы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 ласточек, сели на дерево. На каждое дерево сели по две ласточки. Сколько было деревьев? Ребята решить задачу не могут, тогда что выделаете?

Варианты решения проблемы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация: На занятии многие ребята выкрикивают. Что вы будете делать?

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

2. Замолкаете.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия.

4 ситуация: Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы к этому отнесётесь?

Варианты решения проблемы:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Данная статья раскрывает опыт Русаковой Оксаны Ярославовны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, над повышением мотивации дошкольников при формировании элементарных математических представлений ч...

Особенности преподавания иностранного языка для детей в рамках дополнительного образования в православном детском саду и способы обучения, направленные на повышение учебной мотивации дошкольников.

В статье рассматриваются особенности в процессе преподавания английского языка в православном детском саду и актуализируется вопрос о выборе эффективных способов обучения иностранному языку детей дошк...

«Повышение мотивации дошкольников к обучению в школе»

Одним из эффективных средств решения актуальной проблемы педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения  считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

Повышение познавательной мотивации дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений через использование игр и игрового занимательного материала.

В статье представлен опыт воспитателя МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида Бородиной Людмилы Ивановны по развитию познавательных способностей детей с использованием математических игр и игров...

Повышение мотивации дошкольников к логопедическим занятиям

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к поста...

Занятия по повышению мотивации дошкольников к познавательной деятельности.

Материал содержит ряд занятий для повышения мотивации дошкольников к познавательной деятельности....