"Кризис 6-7 лет"
консультация по психологии (старшая, подготовительная группа)

Поршнева Юлия Викторовна

В консультации раскрываются такие вопросы: Что  означает понятие "Кризис 6-7 лет"? Причины его возникновения у ребенка? Как помочь ребенку его благополучно преодолеть?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_6-7.docx11.93 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис 6-7 лет

Был описан в литературе раньше остальных и связывался с началом школьного обучения. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется: становится более трудным в воспитательном отношении, и эти изменения носят более глубокий - и сложный характер, чем в кризисе 3-х лет.

Негативная симптоматика, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте - упрямство, строптивость, негативизм. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, искусственность поведения, паясничаний, вертлявость, клоунада. Конечно, детям любого возраста, да порой и взрослым, свойственно говорить глупости, передразнивать, подражать животным и людям - это не удивляет окружающих, кажется смешным. А поведение ребенка в период кризиса 7 лет вызывает всеобщее осуждение. По мнению Л.С. Выготского такие особенности свидетельствуют "об утрате детской непосредственности", поэтому они и становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До 6-7 лет дети поступают в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Условно это можно описать схемой: "Захотел-сделал". Наивность и непосредственность свидетельствуют, что внешне ребенок такой же, как и "внутри". Утрата непосредственности и наивности в поведении старших дошкольников означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. т.е. имеет место быть другая схема: "захотел-осознал-сделал". Следует заметить, что возможности осознания у ребенка 6-7 лет еще очень ограничены - это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений.

Одним из важнейших достижений детей старшего дошкольного возраста является формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не дают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Если новые потребности не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест  и сопротивление/кризисы 1-го и 3-х лет. В ст.дошк. возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое местоположение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и планы, желания. Появляется явно выраженное стремление "занять” более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него, но и для других деятельность.

Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряя интерес к дошкольным видам деятельности. Прежде всего это проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и учению как новой социально значимой деятельности "В школе - большие, в д/с -малыши". Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает тогда, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений.

Если перехода новому социальному положению не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса 7 лет.

Психологи выявили связь этого кризиса и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в 1-м классе испытывают меньше трудностей, чем те, у которых кризис 6 -7 лет до школы никак не проявлялся.

На основании опроса родителей и воспитателей в подготовительных групп д/с установлено, что большинство детей проявляет негативную симптоматику кризиса 6-7 лет: "ребенок вдруг испортился, всегда был послушным, а сейчас словно подменили: капризничает, повышает голос, дерзит, все требования надо повторять по 20 раз?”  Дети очень подвижны, легко начинают и бросают дела, требуют постоянного внимания взрослых, предпочитают общение со взрослыми и более старшими детьми играм с младшими. Многие дети, внешне благополучные в дошкольный период совершенно меняются: кривляются, огрызаются, грубят, они мало активны на уроке, не интересуются  учебой", "носят с собой игрушки и во время урока могут спокойно играть под партой".

Отмечено также, что данный кризис как бы "Помолодел" может начаться и в 5лет.

Существует несколько причин определяющих более ранее наступление кризиса:

I.Значительные различия материально-бытовых условий жизни детей в семье из-за изменений социально-экономических и культурных условий жизни общества. Это привело к изменению нормативного обобщенного образа ребенка 6-7 лет, следовательно изменилась система требований к детям дошкольного возраста. От ребенка 6 лет требуют умения организовать свою деятельность, выполнять не нормы и правила, более приемлемые в школе, чем в д/с. Активно обучают знаниям и умениям школьного характера. Занятия нередко приобретают форму урока.

2.Познавательные возможности современных детей превосходят показатели их сверстников 70-80-х годов. Это ускоряет темп их психического развития, что ведет к смещению границ кризиса на более ранние сроки.

 3.Изменения в работе физиологических систем организма, смена молочных зубов, "вытягивание в длину". За счет этого переходный возраст оказывается растянутым с 5,5 до 7- 8 лет и протекание его идет более остро. Еще недавно кризис 6-7 лет относили к «малым» , в отличие от кризиса трех лет и предпубертатного возраста. Но современные особенности его протекания перевели кризис в другую категорию.

Если попытаться подвести итоги выше сказанному, окажется следующее:

I.Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей у одних — протекают незаметно, сглажено, у других - бурно и очень болезненно.

2.Независимо от характера протекания, следует помнить, что ребенок стал старше, готов к более серьезной деятельности и более "взрослым" отношениям с окружающими.

3.Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.

4.Проявление кризиса б-7лет говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе. Только следует отличать его симптомы от проявлений невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера ребенка. Наиболее ярко кризис развития проявляется в семье, т.к. образовательные учреждения работают по определенным программам в которых учитываются изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родственники, особенно мамы и бабушки, склонны опекать  своих "малышей", невзирая на возраст . Нередки и расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения детей 6-7 лет: мама жалуется на упрямство и своеволие ребенка, а воспитатель считает его самостоятельным и ответственным. Для выявления симптомов кризиса в ОУ чаще всего используются анкеты для родителей и воспитателей.

Ну и наконец, несколько советов, которые помогут, справиться с кризисом у детей 6-7 лет:

I.Следует помнить, что кризисы - это временные явления, их нужно пережить, как любые детские болезни,

2. Причина особо острого протекания кризиса - несоответствие родительского или воспитательского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Подумайте: все ли запреты обоснованны, нельзя ли дать ребенку чуть больше свободы и самостоятельности.

3. Измените, свое отношение к ребенку - внимательней относитесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

4.Тон приказа и назидания в этом возрасте мало эффективен. Постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждайте и анализируйте вместе с ребенком возможные последствия его действий.

5. Если отношения с ребенком приобретают характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга - отправьте его к родственникам, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы это ни стало.

6.Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....