ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
презентация по психологии

Закарова Ангелина Ильдаровна

Причины, виды и особенности психического развития детей с диагнозом ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Подготовил а : Закарова А .

Слайд 2

«Ребенок с диагнозом ЗПР- это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел и умел .» Эдуард Сеген

Слайд 3

Что такое ЗПР ? Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 г . «Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когданаряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные .» (В.В. Лебединский ) «Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций .» (Н.М. Назарова) * Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма

Слайд 4

Причины ЗПР : Медико-биологические Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга, генетика, травмы. Функциональная незрелость ЦНС. Слабость процессов торможения и возбуждения. Социально-психологически е Образ жизни Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания. Стиль воспитания Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей .

Слайд 5

Виды ЗПР: - конституциональная ЗПР ( вызвана замедлением созревания центральной нервной системы у детей, чаще всего она передаётся по наследству) - психогенная ЗПР( данный вид ЗПР обусловлен неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребёнок) - соматогенная ЗПР (обусловлена тяжёлыми и длительными соматическими заболеваниями ребёнка в раннем возрасте) - церебрально-органическая ЗПР( обусловлена органическим поражением головного мозга, возникшим в результате патологий беременности, родовых травм, тяжёлых заболеваний, перенесённых в раннем возрасте.

Слайд 6

Особенности развития психических процессов при ЗПР По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны. С началом школьного обучения значение памяти в деятельности ребенка значительно возрастает, поскольку запечатление, сохранение и воспроизведение информации являются необходимыми условиями овладения системой знаний, но школьники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники . Дошкольный возраст Школьный возраст ПАМЯТЬ

Слайд 7

Особенности развития психических процессов при ЗПР Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети. У младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания внимания Дошкольный возраст Школьный возраст ВНИМАНИЕ

Слайд 8

Особенности развития психических процессов при ЗПР Наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по показателям актуального уровня развития и в наименьшей степени выступает при решении задач наглядно-действенного характера. У младших школьников с задержкой психического развития познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. В свою очередь низкий уровень познавательной мотивации приводит к тому, что у младших школьников рассматриваемой категории в отличие от нормально развивающихся редко обнаруживается готовность к решению мыслительных задач. Дошкольный возраст Школьный возраст МЫШЛЕНИЕ

Слайд 9

Особенности развития психических процессов при ЗПР У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Давая самую общую характеристику младших школьников с задержкой психического развития, следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом. Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих. Дошкольный возраст Школьный возраст ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Слайд 10

Эмоциональная сфера при ЗПР соматогенного происхождения* Эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим у младшего школьника преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, неустойчивость, вялость, сниженная выносливость, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. * формируется после рождения из-за внешних особенностей воспитания и ослабленного физического здоровья ребенка

Слайд 11

Направление коррекционной работы при нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР - повышение самооценки, активности и самостоятельности; - обучение ребенка умению управлять своим поведением; - смягчение эмоционального дискомфорта у детей; - устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями (повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и др.); - отработка навыков общения, развитие познавательной активности; - снятие мышечного напряжнения

Слайд 12

Методы и методики коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР - Беседы, ролевые игры; - Поручения, упражнения; - Арт-терапия; - Тренинги , психогимнастика ; Закаливание организма, дыхательная гимнастика; индивидуальные занятия

Слайд 13

Правила работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Слайд 14

Рекомендации для тех, кто непосредственно общается с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо помочь ребенку адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного зажима эмоций.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...