сценарий тематического семинара-практикума для педагогического коллектива на тему «Конфликты. Стратегии поведения»
консультация по психологии

Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия между коллегами или с родителями воспитанников.

Задачи:

  • ознакомить педагогов с научными знаниями о конфликтах;
  • помочь педагогам в овладении навыков конструктивных способов поведения в конфликтах;
  • помочь педагогам в овладении навыков конструктивных способов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий тематического семинара-практикума для педагогического коллектива на тему «Конфликты. Стратегии поведения»

Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия между коллегами или с родителями воспитанников.

Задачи:

  • ознакомить педагогов с научными знаниями о конфликтах;
  • помочь педагогам в овладении навыков конструктивных способов поведения в конфликтах;
  • помочь педагогам в овладении навыков конструктивных способов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций.

Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, карандаши; психолог заранее раздает участникам семинара распечатанные таблицы «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» и чистые листы.

Ход семинара-практикума

Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн разработал теорию трансактного анализа общения. В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. 

Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель–Р) состояние «Я», которое подразделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критическое родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослое–В) состояние «Я» воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя–Д, или Ребенок) состояние «Я» следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражающее детское «Я».

Каждое из состояний «Я» присуще нам в различных жизненных ситуациях, каждое выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. А нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я», но каждое из состояний должно быть «включено» в свое время.

Дальше мы рассмотрим, как же каждая из этих позиций может быть использована для разрешения конфликтных ситуаций. Ведь в любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением.

Как думаете, что такое конфликт? И вообще, почему возникают конфликты? Какую ситуацию можно назвать конфликтной? (диалог с педагогами)

Верно! Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт–столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Однако в настоящее время ученые все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Главное: уметь грамотно управлять конфликтом. Этим мы сегодня и займемся.

Но, для начала, давайте выполним одно не сложное, но очень интересное упражнение.

Упражнение-тест «Яблоко и червячок»

Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке… Все, кто гуляет по саду любуются вами, восхищаются…

Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Итак, пока что Вы можете отложить листы с написанными на них ответами в сторону, а я хочу у Вас спросить.

Зачастую мы используем одну и ту же стратегию поведения в любом конфликте, которой научились еще в детстве от значимых нам людей. Но один и тот же способ поведения не всегда приводит к разрешению конфликта и удовлетворению сторон.

Так ученые-конфликтологи Томас и Килмен используют двухмерную модель конфликтного поведения, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным (психолог обращает внимание на слайд и таблицы «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»).

Принуждение (соперничество) - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Уход (избегание) - характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера, уход от проблемы конфликта.

Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление (уступка) - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным, уступчивость в конфликте.

Сотрудничество – является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. Участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.

Вывод: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации является сотрудничество, девиз которого: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, предлагаю вернуться к упражнению «Яблоко и червячок». И, проанализировав свой ответ, постараться понять, какую стратегию поведения в конфликтной ситуации чаще всего избираем мы сами.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

Соревнование (принуждение, борьба, конкуренция)— самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому. Такой стиль чаще всего использует человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»

- Коллеги, как вы думаете это какая позиция: Ребенок, взрослый или родитель? (ребенок – бунтующий, родитель - критикующий)

Избегание (уход, уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения, и не хотите тратить время и силы на ее решение. Желание сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостатки: переход конфликта в скрытую форму. Характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша»

- Какая здесь позиция? (ребенок творческий)

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок. можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо принять такое решение, с которым каждый из нас мог бы согласиться". 

Недостатки:получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены. достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»

- Здесь какая позиция? (Родитель)

Приспособление (уступка) — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. «Такая, видно, у меня доля тяжкая» (ребенок - приспосабливающийся)

Сотрудничество — самый оптимальный и в то же время самый сложный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон, т.е. отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции. Но именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха. Стратегия, позволяетй учесть интересы обеих сторон «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»  (взрослый)

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Вывод: Как я уже упомянул выше, в совершенно различных конфликтных ситуациях мы, как правило, используем одну и ту же стратегию поведения, которая может быть уместна только при определенном типе конфликтов, но в других ситуациях – не продуктивна. Поэтому, необходимо, обращать внимание на свое поведение, анализировать его и, хотя бы, методом «проб и ошибок» учиться подбирать подходящие, наиболее адекватные стратегии. Либо искать помощи у специалиста и совместно преодолевать сложные ситуации.

 Деловая игра «Конфликтные ситуации». Хочу предложить вашему вниманию несколько типичных конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в любом коллективе, но возможно кто-то узнает в них себя или бывал в подобных ситуациях. Предлагаю рассмотреть как могут развиваться действия исходя из разных позиций участников.

Ситуация 1

В группе «Матрешка» нет слаженной работы двух воспитателей. Документация заполняется каждым воспитателем в «своем стиле», нет единых требований к правилам поведения в группе для детей,   работа с родителями выстраивается хаотично, все поручения от руководства выполняются два раза (отдельно каждым воспитателем).

Ситуация 2

Между родителями воспитанника, находящихся в бракоразводном процессе, периодически возникают разногласия по поводу воспитания и проживания ребенка. Однажды, ребенка немного раньше забрал из детского сада папа. Когда мама пришла за ребенком, то стала обвинять, грубить, кричать на воспитателя, что она не должна была отдавать ребенка.

Ситуация 3

Утром мама сообщает воспитателю: «Маша не хочет идти в детский сад, потому что Вы с ней разговариваете на повышенных тонах и постоянно кричите на других детей. Как только узнает, что сегодня Светлана Петровна -  сразу в слезы».

Ситуация 4

Коллеги (Маша и Наташа) договорились в обеденный перерыв выпить кофе в ближайшем кафе. Маша отменила встречу, т.к. заместитель по УВР попросила ее подменить  задерживающегося по уважительной причине воспитателя. На что Наташа заявила, что «Никто не имеет права «отнимать» ее законный перерыв, что Маша слишком мягкая, раз не может отказать.  И у нее так и будут на шее сидеть». Маша до слез обиделась на подругу.

Ситуация 5.

Профсоюзной организацией детского сада были закуплены саженцы молодых деревьев. Председатель ПО обратилась ко всему коллективу с просьбой в оказании помощи в посадке саженцев.  Несколько человек отказались принять участие в озеленении, озвучив причины отказа: «Я не член профсоюза», «Пусть молодые садят», «У нас есть дворник, пусть он садит, он за это деньги получает», «Мне не с кем оставить ребенка».

Упражнение «Солнышко». Психолог пускает по кругу лист с изображенным на нем солнышком с лучами, каждый участник должен написать на луче пожелание или отзыв о семинаре.

Используйте полученный опыт, рассматривая его через призму конкретной ситуации и собственного характера, работайте над собой и достигайте успеха.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Позиции в общении и способы решения конфликтных ситуаций Педагог-психолог МБДОУ №6 «Василек» г.Сургут Черных Екатерина Александровна

Слайд 2

Трансактный анализ – это методика, позволяющая описать и проанализировать поведение одного отдельного человека или группы. родитель «Я» взрослый ребенок

Слайд 3

«Я» - родитель Критикующий Грозит; Критикует Приказывает «Опять ты опоздал» «Завтра же у каждого это должно быть!» Заботливый Утешает; Исправляет; Помогает «Это мы сделаем», «Не бойся», «Давай я тебе помогу»

Слайд 4

«Я» - взрослый Собирает и дает информацию Оценивает вероятность Принимает решение «В этом деле/вопросе нам может помочь…» «У кого может быть эта информация?» «Эту проблему мы решим в группе»

Слайд 5

«Я» - ребенок Приспосабливающийся Неуверенный Уступчивый «Я бы с радостью, но…» «Не знаю, смогу ли я» Бунтующий Протестующий Бросающий вызов «Я это делать не буду» «Оставьте меня в покое» Свободно-творческий Импульсивен; Эгоцентричен «Я хочу!» «Вы это сделали замечательно»

Слайд 7

Упражнение «Яблоко и червячок»

Слайд 8

Расшифровка ответов к упражнению «Яблоко и червячок» Конкуренция : «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!» Избегание : «Вот возьму и оторвусь от ветки! А на земле ты меня не достанешь !» «Вон , посмотри, какая там симпатичная груша !» Компромисс : «Хорошо, можешь откусить немного, но остальное ты должен оставь моим любимым хозяевам!» Приспособление : «А по-другому никак? Ну, что поделаешь! Главное – что мы с тобой останемся друзьями, и не будем ругаться ». «Такая , видимо, у меня доля тяжкая !» Сотрудничество : «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки. Лучше ты их попробуй, они тоже вкусные!»

Слайд 9

Ситуации для разбора

Слайд 10

Ситуация №1 В группе «Матрешка» нет слаженной работы двух воспитателей. Документация заполняется каждым воспитателем в «своем стиле» , нет единых требований к правилам поведения в группе для детей, работа с родителями выстраивается хаотично , все поручения от руководства выполняются два раза (отдельно каждым воспитателем).

Слайд 11

Между родителями воспитанника, находящихся в бракоразводном процессе, периодически возникают разногласия по поводу воспитания и проживания ребенка . Однажды, ребенка немного раньше забрал из детского сада папа . Когда мама пришла за ребенком, то стала обвинять, грубить, кричать на воспитателя, что она не должна была отдавать ребенка. Ситуация № 2

Слайд 12

Утром мама сообщает воспитателю : «Маша не хочет идти в детский сад, потому что Вы с ней разговариваете на повышенных тонах и постоянно кричите на других детей. Как только узнает, что сегодня Светлана Петровна - сразу в слезы ». Ситуация № 3

Слайд 13

Ситуация № 4 Коллеги (Маша и Наташа) договорились в после работы выпить кофе в ближайшем кафе. Маша отменила встречу, т.к. заместитель по УВР попросила ее задержаться, чтобы помочь в оформлении выставки. На что Наташа заявила, что «Маша, ты слишком мягкая , раз не может отказать. Что, больше некому помочь? У тебя так и будут на шее сидеть… ». Маша до слез обиделась на подругу.

Слайд 14

Профсоюзной организацией детского сада были закуплены саженцы молодых деревьев. Председатель ПО обратилась ко всему коллективу с просьбой в оказании помощи в посадке саженцев. Несколько человек отказались принять участие в озеленении, озвучив причины отказа: «Я не член профсоюза», «Пусть молодые садят», «У нас есть дворник, пусть он садит, он за это деньги получает», «Мне не с кем оставить ребенка». Ситуация № 4

Слайд 15

Используйте полученный опыт, рассматривая его через призму конкретной ситуации и собственного характера, работайте над собой и достигайте успеха . Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе"

Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, ск...

Семинар-практикум на сплочение педагогического коллектива

Сплочение педагогического коллектива...

Семинар - практикум "Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного поведения".

Цель формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиров...

Памятка для педагогического коллектива "Профилактика предотвращения конфликтов в ДОУ"

Причин, вызывающих конфликты в ДОУ, множество.Наиболее распространенными являются те, которые препятствуют достижению работниками основной цели трудовой деятельности – получению морального и мате...

Семинар- практикум с педагогами ДОУ «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»

Слово «конфликт» происходит от латинского (confliktus) и обозначает столкновение. Конфликт – это перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение, борьба за ценности и прете...