Ранняя профориентация дошкольников: формы, средства, методы.
проект по психологии (старшая, подготовительная группа)

Хабарова Марина Валерьевна

Ранняя профориентация дошкольников: формы, средства, методы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx352.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация дошкольников: формы, средства, методы. 

Слайд № 1 Титульный.

В настоящее время ранняя профориентация является новым и важным направлением работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Профориентация дошкольников неразрывно связана как с образовательным процессом, так и со свободной деятельностью детей.  

Важно определится, что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.  Так Константин Дмитриевич Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

Детский сад – является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Основная задача ДОУ  - в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей. (Т.е именно в детском саду происходит первое знакомство детей со всем многообразием и широким выбором профессий). Как показывает опыт нашего ДОУ, профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для всех педагогов (т.е. нельзя сказать что профориентация зона ответственности только воспитателей или только педагогов психологов).

Слайд №2 (цели и задачи).

Основной целью ранней профориентации дошкольников является формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого из нас.

Задачи:

  • создать условия для повышения интереса воспитанников к профессиям родителей; 
  • сформировать начальные и максимально разнообразные представления о существующих профессиях (важно правильно оценивать современный региональный и муниципальный рынок труда и рассказывать детям о актуальных на сегодняшний день профессиях)
  • сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
  • способствовать развитию познавательного интереса, внимания, памяти, мышления.
  • развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в повседневной игровой деятельности.
  • обогащать опыт общения сверстников друг с другом;
  • предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;

Слайд №3 Основные направления ранней профессиональной ориентации:

Профессиональное воспитание – это формирование у детей интереса к труду и трудолюбия. Происходит это через совместную деятельность педагога и детей.

Педагог старается так донести информацию о профессии, чтобы дети понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место. Чтобы дети уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Профессиональное информирование – это обеспечение детей информацией о мире профессий.

Крайне важно, чтобы дети познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате их труда.

Оба эти направления нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба это процесса реализуются в условиях детского сада.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, мультфильмы и  общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с существующими различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. (Не нужно требовать от ребенка продолжения семейной династии). У ребенка с самого раннего возраста необходимо развивать веру в свои силы. Оказывать поддержку его начинаний в  спорте, творчестве, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков освоит ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Слайд № 4 Формы и методы работы с дошкольниками.

В практической работе с детьми мы используем,  разнообразные  методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной как для педагога, так и для детей.

Среди них:

  1. Наглядные методы работы относятся:
  • дидактические пособия;
  • просмотр видео;
  • экскурсии, виртуальные экскурсии;
  • наблюдение за работой взрослых из близкого окружения (младший воспитатель, медсестра, дворник и т.д.)
  • рассматривание  плакатов, картин, иллюстраций, фотографий, рисунков;
  • использование ИКТ комплекса Колибри.

2. Словесные, которые включают:

  • художественное слово;
  • рассказ воспитателя;
  • беседы;
  • проблемные ситуации.

3. Практические – это:

  • трудовые поручения (дежурство по группе, помощь в накрытии стола и т.д.);
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций;
  • игровые обучающие ситуации;
  • использование ИКТ комплекса Колибри.
  • сюжетно-ролевые игры.

4. Игровые, к которым относятся:

  • дидактические игры;
  • игровые упражнения;
  • сюжетно-ролевые игры
  • игры с правилами
  • словесные игры

       Слайд № 5 и 6. Реализация ранней профориентации в МБДОУ №321

Работа по ранней профориентации дошкольников в нашем детском саду осуществлена через совместную деятельность как педагога с детьми, так и самостоятельную деятельность детей (это продуктивная и игровая деятельность).

Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, педагоги проводят развивающие занятия в рамках НОД. Основные задачи эти занятий:

  1. развитие интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);
  2. знакомство детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);
  3. закрепление умения детей выражать в игровой и продуктивной 
    деятельности свои впечатления;
  4. стимулирование развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  5. формирование у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд.
  6. помощь детям в понимании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии. 

Используемые инструменты в зависимости от возраста детей (ИКТ "Колибри", дидактические игры, лото профессий, раскраски, плакаты, мультфильмы и др).

Слайд  № 7 Сюжетно - ролевые игры.

Именно через организацию сюжетно – ролевых игр формируются у ребенка первичные представления о мире профессий, и проявляется интерес к профессионально – трудовой деятельности. Сюжетно – ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: в  познании окружающего мира, в активном движении, общение, стремлении к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.

(Доктор, библиотекарь, пожарник,  регулировщик, почтальон, швея, моряк, парикмахер и др.)

Слайд № 8. Реализация ранней профориентации посредством участия в конкурсном движении "Baby Skills".

Проект BABYSKILLS – это многоступенчатое получение детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков (SKILLS) профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности (создание полигона ранних профориентационных проб). У каждого ребенка есть шанс попробовать свои силы в различных компетенциях, а затем стать осознанным участником чемпионата, чтобы продолжить профессионально самоопределяться и совершенствовать  способности.

Подготовка к данному чемпионату дала возможность воспитанникам нашего ДОУ познакомиться с разными профессиями и попробовать себя в них, посоревноваться в освоении профессиональных навыков. Профессию дети посмотрели изнутри и что называется потрогали руками. Вначале были проведены беседы о представленных компетенциях (поварское дело, дошкольное образование, ландшафтный дизайн, парикмахерское искусство и др.). Затем были выбраны наиболее интересные для детей направления (поварское дело, дошкольное образование), проведены занятия направленные на разбор профессии, затем были практические занятия и подготовка к участию.

Подготовка к данному мероприятию,  способствовала активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к дальнейшей профессиональной деятельности.

 Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволяет достичь следующих результатов:

  • ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
  • называет профессии разных сфер экономики;
  • различает профессии по существенным признакам;
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
  • моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
  • эмоционально – положительно относится к трудовой деятельности и  труду в целом;

Ранняя профориентация  способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Поэтому так важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии важно научиться приносить пользу себе и людям.      

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).

Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сюжетно-ролевая игра как форма ранней профориентации дошкольников"

   В данной статье освещается вопрос, о ранней профориентации  детей дошкольного возраста в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.           Сюжет...

Партнерская деятельность педагогов, детей и родителей как эффективная форма работы по ранней профориентации дошкольников

Материал представляет собой опыт работы по ранней профориентации дошкольников и будет полезен педагогам ДОО....

«Использование интерактивных форм работы для ранней профориентации дошкольников» (квест –игры, кейс-технологии)

Современный мир жизни задает особый ритм. Поэтому воспитателям сегодня необходимо идти в ногу со временем, быть способным обучаться, схватывать все на лету, брать на вооружение новые методики воспитан...

Проектный метод в работе по ранней профориентации дошкольников

Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в отечественной педагогике, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, ...

«Кем быть?», проектная деятельность по ознакомлению детей с профессиями как форма ранней профориентации дошкольников подготовительной к школе группы.

laquo;Кем быть?», проектная деятельность по ознакомлению детей с профессиями как форма ранней профориентации дошкольников подготовительной к школе группы.Выбор профессии – выбор буд...

Применение проектного метода в работе по ранней профориентации дошкольников

Современная дошкольная образовательная организация – это сложная социально-педагогическая, целенаправленная, открытая, динамическая система, которая включает в себя разнообразные направления дея...