Технологическая карта "Цветок дружбы"
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Монид Любовь Евгеньевна

Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игровых технологий в настоящее время является особенно актуальной, так как отношения со сверстниками и взрослыми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.   Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_tsvetok_druzhby.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – Детский сад № 11»

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности

аттестуемого работника по должности «педагог - психолог»

Монид Любови Евгеньевны

«Цветок дружбы - как научиться дружить»

реализация образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»

интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

«Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие

Подготовительная группа комбинированной направленности

продолжительность мероприятия: 30 минут.

 

                                                                                                              г. Зима, 2023 г

Составитель: педагог-психолог Монид Любовь Евгеньевна  

Тема: «Цветок дружбы – как научиться дружить».

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», в интеграции «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Возрастная группа: дети 6-7 лет (10 человек), преимущественно с проблемами в развитии эмоциональной сферы (застенчивость, эмоциональное напряжение)

Форма организации: подгрупповая

Форма совместной деятельности (используемые технологии): Игровая технология. Технология эмоционально-чувственного погружения.

Вид занятия: развитие эмоционально-личностной сферы.

Форма работы: интегрированная деятельность.

Виды деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная

Средства:

Наглядные: один большой обруч и маленькие обручи по количеству детей.

Мультимедийные: ИКТ (проектор, ноутбук, презентация «Цветочная поляна», «Дом»).

Музыкальные: аудиозапись спокойной мелодии, аудиозапись для аппликации «Веселые мартышки».

Материалы для детей: материалы для аппликации, клей-карандаш, влажные салфетки для рук, цветные карандаши, подушки.  

Ожидаемый результат: Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей. Эмоциональное раскрепощение, настрой на занятие. Установление эмоционального контакта между участниками. -снятие внутреннего напряжения, тревожности; -нормализация аффектно-эмоциональной сферы; -снижение частоты конфликтов и ссор с детьми; -развитие понимания эмоционального состояния другого человека; -развитие навыков межличностного общения через эмоциональные состояния.


            Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности

Тема занятия

                                                         «Цветок дружбы – как научиться дружить»

Цель:

 Цель: создать условия для формирования у дошкольников чувства принадлежности к группе.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Коррекционно - развивающие:

Коррекционно -воспитательные:

 - продолжать формировать самостоятельность через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах;

- стимулировать речевую активность детей через описание собственных эмоций и чувств;

- обобщить знания и расширить представления детей об играх и игровых упражнениях, опираясь на знакомый материал;

- закреплять знания детей о растениях (цветах);

 -формировать основы духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников;

 

- умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других;

- развивать чувство эмпатии;

- способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, сплочению детской группы;

- развивать коммуникативные способности; речь детей, навыки связной речи;

- формировать навыки общения, учить работать в команде;

 -развивать внимание, логическое и наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение;

  1. - развивать умение снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение.

 - воспитывать культуру речи;

- воспитывать умение слышать друг друга;

- расширить возможности   ребенка через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;

 -формировать положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения; 

 - способствовать созданию положительного эмоционального настроя, поддерживать положительный эмоциональный настрой в группе.  

-воспитывать стремление выполнять заданное до конца.

Здоровьесберагающие:

Создание условий для проведения профилактики утомления  детей  на занятии; обеспечение  физиологически  необходимых этапов  восприятия  и  переработки  новой информации.

Задачи образовательной программы

                         С учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Коррекционно - образовательные:

Способствовать коррекции застенчивости путем участия в публичных выступлениях.

Коррекционно -развивающие:

Развивать чувство самоконтроля, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции.

Способствовать развитию умения

Коррекционно -воспитательные: 

Взаимопонимания со сверстниками, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Задачи этапа

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый                          результат

Используемая технология

Ритуал

приветствия

(2 минуты)

 

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!   И предлагаю вам поздороваться необычным способом. Для этого нужно встать в круг. Сейчас я назову имя того, кто стоит от меня справа и скажу, что очень рада видеть его. И так мы продолжим здороваться по кругу друг за другом.

- Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

- Актуализировать ситуацию, формировать навык сотрудничества;

- Создание условий для проведения профилактики утомления  детей  на занятии

Приветствует детей. Располагает детей к общению и положительному отклику, через похвалу и невербальные средства общения.

Приветствуют воспитателя.

Улыбаются.

Произнести и услышать имена всех участников, по возможности сразу же запомнить. Участники мероприятия будут ближе друг к другу, лучше понимать друг друга.

Сформулировать «детскую» цель. например: Мы хотим вместе играть, общаться и заниматься). Мы выполним задание, которое нам надо выполнить.

Позитивный эмоциональный настрой детей на предстоящую деятельность, сосредоточение на предстоящее общение. Готовность детей к совместной деятельности с педагогом и сверстниками. Положительный эмоциональный отклик.

Игровая технология

Мотивация на совместную деятельность (Звучит спокойная мелодия).  Формулирование цели.

Введение в ситуацию.

(2 минуты)

-Ребята, на что похожа фигура в центре нашего зала? -Как вы думаете, почему именно форма цветка? С чем сегодня будет связана наша встреча?

- Продолжать формировать самостоятельность через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах; - стимулировать речевую активность детей;

- развивать внимание, логическое и наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение; - создание условий для проведения профилактики утомления  детей  на занятии

Акцентирует внимание на фигуру из обручей, задает вопросы, эмоционально

Заинтересовывает.

Слушают, отвечают на

вопросы

Появление у детей заинтересованности

Обобщение знаний и расширение представлений детей об играх и игровых упражнениях, опираясь на знакомый материал. –Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. 

Игровая технология

Организация детей.

Актуализация знаний и умений.

Затруднение в ситуации.

«Открытие» нового знания (способа действия)

(8 минут)

- Мне очень интересно было слушать ваши ответы, спасибо. А сейчас найдите глазами тот лепесток нашего цветка, который вам больше всего нравится. Можете встать именно возле него. - Расскажете мне, почему вы выбрали именно его? Какой он? – Замечательно.

- А сейчас посмотрите на ваш лепесток и определите мысленно его середину. Все нашли середину? - А теперь положите туда ваши подушки и сядьте на них.

Отлично! У всех получилось?

-Закройте глаза и попробуйте почувствовать себя в обруче как у себя дома… Все представили круг своим домиком? Предлагаю вам пофантазировать, какой он ваш дом, где он находится, что его окружает? Все представили? Замечательно!

- Откройте глаза и посмотрите на ребят вокруг. Не кажется ли вам, что вы находитесь в одном уютном и дружном домике – нашем цветочке?

- Создание условий для проведения профилактики утомления детей на занятии;

- Обобщить знания и расширить представления детей об играх и игровых у

пражнениях, опираясь на знакомый материал; - закреплять знания детей о растениях (цветах); -формировать основы духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников; - умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других; - развивать чувство эмпатии; - способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, сплочению детской группы; - формировать навыки общения, учить работать в команде; - развивать умение снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение;  

Организует детей в процессе выбора места, задает наводящие вопросы

Побуждает к проведению релаксационного упражнения.

Акцентные вопросы:

Что вы сейчас будете делать?

Как будете выполнять задание?

Выбирают место дальнейшей деятельности, описывают его качества. Фантазируют.

Проявление умения детей выбирать и договариваться друг с другом. Формирование самостоятельности через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах. Эмоциональная заинтересованность детей, вовлеченность всех ребят в общее дело, сплоченность

Сформулировать причину затруднения: нам трудно было найти середину, положить подушки и почувствовать себя в обруче.

Поставить перед собой не менее 1 задачи для устранения затруднения (научиться работать в одной команде).

Активизация мыслительной деятельности.  

Интерес к предстоящей деятельности.

Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников.

Стимулирование речевой активности детей через описание собственных эмоций и чувств.

Технология эмоционально-чувственного погружения.

Совместная деятельность «Аппликация»

(Меняется музыка) (Звучит релаксационная

мелодия.)

 

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

 

(7 минут)

- Подумайте, как можно украсить ваш домик? - Предлагаю вам подойти к столу и взять то, что я приготовила для украшения ваших домов.  

- Какие вы молодцы! Если вы хотели бы продолжить украшение вашего домика, то не переживайте, у вас будет такая возможность в группе, предлагаю вам после окончания нашей встречи взять ваши работы с собой.

- Продолжать формировать самостоятельность через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах; - формировать навыки общения, учить работать в команде; -развивать внимание, логическое и наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение;

Переключает внимание на аппликацию. Объясняет особенности выполнения задания.

Хвалит детей. Проговаривает об открытом временном конце

Подходят к столу.

Украшают домики с помощью аппликации.  Делятся друг с другом результатами.

Эмоциональная заинтересованность детей, вовлеченность всех ребят в общее дело, сплоченность. Развивать воображение Проявление интереса к выполнению задания. Развивать умение переключать

Внимание. Научить работать в команде, вместе с детьми и родителями. Развитие внимания, логического и наглядно-образного мышления, зрительной памяти, воображения.

Игровая технология

Игра «Волшебное

перо»

Анализ

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

 

(3 минуты)

- А сейчас я предлагаю вам подойти к своим лепесткам. Много жителей в нашем домике? Давайте улыбнемся каждому из них.

- Я предлагаю сейчас вам побыть в роли каждого отдельного цветка, у которого есть то название, которое вы выберете себе сами. Сейчас мы составим прекрасный букет. Предлагаю первой представиться Лизе, которая стоит от меня справа и пригласить в букет одного из ребят, затем тот, кого выбрала Лиза принимает приглашение и встает рядом с Лизой, обнимая её. После этого он представляется сам и приглашает следующего участника и т.д., пока у нас не получится красивый и пышный букет;

- Расширить возможности   ребенка через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность; -формировать положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения; - создание условий для проведения профилактики утомления  детей  на занятии.

Направляет детей.

Объясняет задание.

 

Выбирают мысленно название цветка.

Выбирают участников.

Вовлеченность в игру, формирование позитивного отношения к сверстникам Эмоциональная заинтересованность детей.

Позитивный эмоциональный настрой; творческая активность; индивидуальное самовыражение детей, удовлетворение от совместной деятельности.

Умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.

Игровая технология

Рефлексия

(3 минуты)

Осмысление

(3 минуты)

- Как хорошо мы справились с этим заданием, у нас получился самый красивый в мире букет! Молодцы!

Мне очень понравился ваш букет.

- Предлагаю вам закрыть глаза и почувствовать каждый цветочек в букете…

- Сейчас я буду касаться волшебным перышком каждого из вас и тот, кто почувствует прикосновение, может открывать глаза и тихонько вставать на свой лепесток.

- Молодцы! Сейчас мы обсудим то, что вам больше всего понравилось на нашей встрече. А с какими трудностями вы столкнулись сегодня? В какую игру вы хотели бы поиграть еще раз? Замечательно!

Рефлексия, Беседа:

-Что мы делали? В какие игры мы играли?

 - Что мы сначала не знали?

- Что нам помогло справиться с затруднением?

- Что было самым интересным?

- Что было самым трудным?

- Вам понравилось, ребята играть вместе, в одной команде?

- Стимулировать речевую активность детей через описание собственных эмоций и чувств; - умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других; - способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, сплочению детской группы;

- развивать коммуникативные способности; речь детей, навыки связной речи;

- воспитывать умение слышать друг друга; - создание условий для проведения профилактики утомления  детей  на занятии.

Хвалит детей.

Организация «обратной связи».

Радуются успеху. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.

Сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цели.

(Мы сегодня были вместе. Нам это помогло выполнить все задания. Справиться с затруднением).

Выражение своего эмоционального состояния в речевой форме, эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.
Умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других;

Развитие чувства эмпатии. Формирование самостоятельности через выбор места деятельности и решение проблемы при заданных правилах. Создание условий для формирования и развития навыков взаимодействия дошкольников, гармонизацию детских отношений через игровые технологии.

Научить детей снимать психоэмоциональное и мышечное напряжение. Развивать воображение. Развивать внимание, уважение к говорящему, умение анализировать свои ощущения. Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников.

Технология эмоционально-чувственного погружения.

Ритуал прощания

(2 минуты)

Время нашей встречи подошло к концу. Мне было очень приятно с вами сегодня заниматься. А вам? - Предлагаю тому, кто слева от нас, сказать – мне было радостно играть с тобой, увидимся в группе.

-формировать основы духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей через создание условий для эмоционального сближения коллектива сверстников- способствовать созданию положительного эмоционального настроя, поддерживать положительный эмоциональный настрой в группе.  

Провожает детей

Прощаются

друг с другом.

Вовлеченность в игру, формирование умение выражать радость, эмоции, эмоциональное состояние от общения друг с другом.

Игровая технология

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ДРУЖБА НЕ КОНЧАЕТСЯ»

АННОТАЦИЯ: данный конспект по формирование диалогической речи у дошкольников будет интересен воспитателям, работающим с детьми среднего дошкольного возраста. Диалог – первичная по происхождению ...

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности "Путешествие в страну Дружбы"

Тема "Путешествие в страну "Дружбы"Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"...

Технологическая карта интегрированного СОД "Турнир дружбы"

Технологическая карта интегрированного СОД "Турнир дружбы". Задания для детей, которые разделены на 2 команды....

Технологическая карта нод с детьми старшей группы Тема: «Дружба хороводов»

Технологическая карта  нод с детьми старшей группы Тема: «Дружба хороводов»...

Технологическая карта ОД "Дружба народов"

Технологическая карта ОД "Дружба народов"...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми старшей  группыТема: «Дружба начинается с улыбки»(интеграция образовательных областей «Рече...

технологическая карта НОД с участием педагога-психолога "Дружба начинается с улыбки"

технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы с участием педагога-психолога "Дружба начинается с улыбки"...