Статья «Агрессивность в поведении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
статья по психологии

Аникина Елена Викторовна

Агрессивности в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья можно исключить, если уметь правильно общаться с ребенком, беря во внимание его особенности и исключить враждебность и злобу при его воспитании.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya_detey_ovz.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Агрессивность в поведении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Основу враждебного поведения детей с ОВЗ, в первую очередь нужно исследовать в семейных взаимоотношениях. На детей влияют не только целевые и сознательные воспитательные воздействия, но и особенности поведения родителей. Взрослые, зачастую, не видят ни процесс формирования взаимоотношений между ними и детьми, ни их последствия, пока не произойдет критическая ситуация. А неблагоприятные ситуации в поведении детей очень редко возникает без причинно. Агрессивное поведение – одно из самых общераспространенных нарушений среди детей с ограниченными возможностями здоровья, так как это наиболее результативный и быстрый способ достижения цели для ребенка. В появлении агрессивного поведения у ребёнка с нарушениями в развитии первоочередное значение играет домашняя атмосфера и воспитание. Если взрослые ведут себя враждебно, применяют физические наказания или не пресекают проявления агрессии у своего ребёнка, то скорее всего у него эти проявления станут постоянными и закрепятся как нравственная черта. Часто дети с различными нарушениями применяют агрессию для того, чтобы приманить к себе внимание взрослого. Дети для благоприятного развития нуждаются как в позитивных, так и в негативных эмоциях. Многие родители хвалят детей значительно реже, чем наказывают. Если ребенок ведет себя правильно, то родители не устремляют на него внимания, а если плохо – обязательно наказывают. И тогда ребенок любым образом пытается сосредоточить  на  себя  внимание  родителей,  иногда  использую  для  этого агрессию. Поэтому дети не слушаются, становятся враждебными из–за невозможности каким–либо иным способом получить внимание родителей. Родители выступают примером, по которому дети строят и сверяют свое поведение. Помимо социально позитивного опыта, родители часто передают и негативный,  который  является  очень эмоциональным   и  неким «руководством к действию». Имея в багаже маленький жизненный опыт, ребенок с ограниченными возможностями здоровья не в  состоянии  соотнести правильность навязываемых моделей поведения с настоящей реальностью. Наименее агрессивны те дети с отклонениями в развитии, родители которых не были предрасположены ни к снисходительности, ни к наказанию. Их взгляды – критиковать агрессию и говорить об этом ребенку, но обходиться без строгих наказаний в случае проступка. Отец с матерью более агрессивных детей вели себя так, будто любое поведение детей прилично, не заостряя свое отношение к агрессии. При всем при том, когда ребенок осуществлял плохой проступок, его тут же наказывали. придирчивость родителей, если она достаточно чувствительна для ребенка, может привести  к пресечению негативных проявлений в их присутствии, но вне дома ребенок будет вести себя еще агрессивней. Кроме того, подверженный к физическому наказанию родитель, хоть и непреднамеренно показывает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает заключение, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать слабей себя. Ребенок  постигает, что физическая агрессия – приемлемое средство влияния на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении со сверстниками. Если наказание слишком огорчает детей, или им больно физически, они могут забыть его причину, и это мешает усвоению правил приемлемого поведения. И, наконец, дети, переменившие свое поведение в результате агрессии, скорее всего не сделают своими внутренними ценностями те нормы, которые им пытаются воспитать. Они будут покорствовать лишь до тех пор, пока за  их поведением наблюдают взрослые со стороны. Агрессивность ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется, если ребенка издеваются, зло шутят над ним, заставляют испытывать постоянное чувство стыда, бьют когда родители заведомо лгут, ведут не здоровый образ жизни и устраивают скандалы. Если отец с матерью нетребовательны и не авторитетны для своего ребенка, выделяют кого то из детей, настраивают детей друг против друга, родители живут собственною жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку и ребенок не чувствует тепла и ласки от родителей. Все это дети с ограниченными возможностями здоровья переносят и в свою жизнь, в свою будущую семью. Без открытого увлечения к личности ребенка нельзя все полноценно воспитывать его, добиваться доверительного расположения, создавать условия для его развития, побуждать к правильным поступкам и т. д. В частности, родители детей с нарушением слуха жалуются на плохое поведение своих детей: ребенок капризный, упрямый, непослушный, устраивает истерики, многого боится. Воспитывать ребенка из- за этого поведения сложно. Поэтому очень важно научиться вести себя с ребенком правильно, чтобы помочь ему справиться с проблемами поведения. Многие дети с нарушениями слуха выглядят более не собранными, упрямыми. Это связано с тем, что они не слышат речи взрослых, которая помогает им понять, что дозволяется, а что нельзя, научиться искать оценку действиям. Если ребенок с нормальным слухом, заинтересовавшись чем–то, попросит маму показать и объяснить «что это?», то ребенок с нарушением слуха будет стараться сразу дотронуться до предмета. Он не понимает словесного объяснения. Если родители не понимают этой особенности и все время оттаскивают его от множества интересных вещей, то любознательный ребенок будет проявлять упрямство  и агрессию. Дети   с нарушением   слуха часто боятся, потому что не слышит речи других людей и не понимает, что происходит. А его истерики появляются нередко потому, что он не осознает, за что его наказывают.

Таким образом, агрессивности в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья можно исключить, если уметь правильно общаться с ребенком, беря во внимание его особенности и исключить враждебность и злобу при его воспитании.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Статья "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии"

Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии....

Статья "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно-наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение ...

Статья «Физическое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой деятельности в контексте ФГОС ДО»

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую ...