«Сенсорное развитие ребёнка»
консультация по психологии

Белоусова Анна Андреевна

Как известно, с рождения, природа наделяет человека глазами, ушами, тактильными рецепторами. Когда рождается ребёнок, он слышит, видит, любое его прикосновение к чему-либо вызывает у него определённые ощущения, он испытывает интерес ко всему, и это помогает устанавливать ребёнку с раннего детства тесный контакт с внешним миром. Все анализаторы позволяют нам адаптироваться в мире, всё видеть, слышать, говорить, ощущать, чувствовать и естественно это находится в головном мозге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_sensornomu_razvitiyu.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сенсорное развитие ребёнка».

Как известно, с рождения, природа наделяет человека глазами, ушами, тактильными рецепторами. Когда рождается ребёнок, он слышит, видит, любое его прикосновение к чему-либо вызывает у него определённые ощущения, он испытывает интерес ко всему, и это помогает устанавливать ребёнку с раннего детства тесный контакт с внешним миром. Все анализаторы позволяют нам адаптироваться в мире, всё видеть, слышать, говорить, ощущать, чувствовать и естественно это находится в головном мозге.

Таким образом, сенсорное воспитание ребёнка дошкольного возраста является наиважнейшим компонентом развития. Именно дошкольный возраст, по мнению многих педагогов, психологов является «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для общего гармоничного развития ребёнка, помимо хорошего питания, физических упражнений, необъятной родительской опеки, крайне необходимо развивать у детей сенсорные способности. У детей дошкольного возраста органы чувств и мозг достаточно развиты, чтобы осилить всю информацию. У сенсорного развития имеются свои задачи, свои методы.

Основные задачи:

-помочь ребёнку развить сенсорные возможности- (это зрительные, слуховые и тактильные) ;

-сформировать понятия- эталонная система, которая включает в себя основные цвета, формы и размеры ( большой, средний, маленький).

- научить применять теоретические знания на практике.

Методы:

Нужно привлечь внимание ребёнка и делается это так, чтобы всё было ярко и красочно т.е. нужна будет помощь красок, пластилина, ярких конструкторов. Нужно предлагать ребёнку что-то смастерить, слепить, нарисовать то, что ребёнок хочет.

Обучение нужно проводить с помощью простых терминов, чтобы дети легко понимали слова, объяснения (нужно объяснять на доступном для детей языке).

Создавать благоприятные условия для получения детьми знания и эти знания у них усваивались, а не проходили мимо.

Есть такое понятие - сенсорная чувствительность - это способность человека воспринимать раздражения из внешнего мира, обрабатывать их и трактовать, она включает в себя осязание, зрение и слух. При развитии сенсорной чувствительности у детей нужно всегда учитывать эти три компонента.

Лучше всего сенсорное воспитание даётся с помощью специальных игр, они помогают детям развивать слух, зрение, осязание, потому что всё яркое привлекает детей. Во время игр мы разговариваем, слушаем. В играх с конструктором, с пазлами у детей развивается мелкая моторика рук. Очень часто во время дидактических игр на развитие сенсорики, нужно обязательно показывать способ, последовательность, а потом уже ребёнок должен сам играть, повторить те действия, которые мы ему показали. Ребёнок будет прикасаться руками к деталям, он будет смотреть, как это всё происходит, будет складывать детали разных цветов, форм.

Таким образом, в голове у ребёнка складывается определённая схема, которая способствует развитию сенсорных способностей, потому что ребёнок будет думать, размышлять, как это сделать, сложить может поменять детали местами, получится ли у него. В результате у него получается либо повторная копия того что ему показали, либо что- то своё, что пришло ему в голову.

Задачи сенсорного развития различаются в связи с возрастом детей.

В первый год жизни важно давать для игр игрушки разного размера, цвета, формы – ребёнок должен ощущать и видеть эти качества, свойства.

На втором году – игрушки должны быть: пирамидки, вкладыши, ведёрки с совочками, каталки. В 3-4 года ребёнок уже может группировать предметы, выкладывать мозаику, собирать картинки в пазлах. Работа с мозаикой и пазлами отличается, потому что в игре с пазлами есть точная картинка и ребёнок должен её собрать, а в мозаике ребёнок может самостоятельно экспериментировать, проявлять фантазию при составлении изображения. Самое важное, что такие задания на развитие сенсорики необходимо проводить постоянно, потому что у малышей уже с этого возраста развиты все сенсорные чувства и дети принимают это с интересом, зрение и слух, осязание, развиваются быстрее, чем у старших дошкольников.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста является одним из главных направлений в психическом направлении, т.к. маленькому ребёнку интересно всё, что его окружает.

Одной из главных систем в жизни человека является сенсорная чувствительность, т.к. без неё человек не может существовать, поэтому её необходимо развивать. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, нужно понимать, что у детей любого возраста есть свои задачи, которые зависят от возраста детей.

Ранний и младший возраст называют «Золотой порой» сенсорного развития, потому что именно у малышей особенно обострено осязание, зрение, слух.

Очень большой вклад в развитие сенсорного исследования внесли детские психологи и педагоги, как отечественные так и зарубежные: А.П.Усова, В.А.Запорожец, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, М. Монтесори, Я.А. Каменский. Их задачей было:

-изучить и проанализировать различную психологическую, педагогическую литературу и на этом построить исследования.

-определить задачи сенсорного развития у детей, проанализировать и разработать дидактические игры.

Основные задачи сенсорного воспитания в 1 мл. группе.

1. Совершенствовать восприятие детей - дети должны уметь активно использовать свои зрение, слух, осязание.

2. Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности- помогать детям обследовать предметы, выделять их цвет, величину, форму.

3. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием, учить детей называть свойства предметов, говорить всегда правильно.

4. Учить детей называть свойства предметов.

Очень важно, в конце года подвести итог:

–дети должны научиться выделять различные признаки и свойства объектов из жизни;

- сравнивать объекты и явления по одному признаку и свойству;

- научиться устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов, одинаковые изображения);

- научиться осуществлять классификацию по одному признаку;

- научиться на уровне практического действия собирать матрёшку, пирамидку в том порядке, в котором она должна быть;

- научиться различать количественный состав ( много- мало, пустой- полный, большой маленький ).

Задачи во 2 младшей группе те же, что и в 1 младшей, но также:

- продолжать ознакомление детей с цветом, формой и величиной, дать понятие о том, что люди разговаривают на разных языках, а мы говорим на русском.

-закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как с особые свойства предметов с группировкой однородных свойств предметов.

- совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам, необходимо давать правильные названия, обогащать чувственный опыт, показывать разные способы исследования предметов и совершенствовать восприятие детей, чтобы в этом у них участвовали все органы чувств (слух, зрение, осязание), развивать внимание, память.

Задачи сенсорного развития детей в средней группе.

- обогащать опыт детей способами обследования предметов- важно закреплять у детей полученные ранее навыки и дополнять их новыми .

- совершенствовать восприятие путём активного использования всех органов чувств - у детей обогащать чувственный опыт, умение фиксировать полученные впечатления в речи, чтобы ребёнок мог объяснить то что он увидел, выполнил, попробовал.

- учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов - составлять предметы по цвету, по форме, по качеству, определять предметы по весу.

Задачи сенсорного развития детей в старшей группе.

- учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения –  как фигуры расположены в пространстве, сравнивать фигуры между собой.

- формировать умение подбирать пары или группы предметов.

- продолжать знакомить с цветами, учить различать цвета по насыщенности (светлый, тёмный).

Задачи сенсорного развития детей в подготовительной группе.

- продолжать развивать органы чувств, как и во всех группах.

- совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

- развивать умение созерцать предметы, явления, всматриваться, прислушиваться.

- развивать умение классифицировать предметы по общим качествам и по характерным деталям дети должны раскладывать предметы по форме, величине, строению, цвету, по характерным деталям.

- необходимо обязательно закреплять знания детей по всем спектрам цвета, по формам, строению, величине через дидактические игры.

Роль педагога на данном процессе очень значительна, именно воспитатель является проводником в процесс осознания окружающего мира ребёнка.

Методологическую основу сенсорного исследования составляет:

-психологическая теория деятельности;

-концепция формирования перцептивных действий.

Исследования проводились на детях младшего возраста и старшего, и был выведен итог, сенсорное развитие необходимо развивать с младшего возраста.

Сенсорное развитие — ребёнка- это развитие его восприятия, это формирование представлений о свойствах предметов, о развитии различных явлениях окружающего мира, и очень важным вопросом сенсорного развития является развитие сенсорных эталонов.

Психолог- педагог А.Г Урунтаева говорит – сенсорное развитие и воспитание основывается на классификации, которая содержит в себе свой перечень:

1. С.В.( сенсорное воспитание) является основой для интеллектуального развития.

2. С.В. упорядочивает хаотичные представления ребёнка.

3.С.В. развивает наблюдательность.

4.С.В.готовит к реальной жизни.

5.С.В. влияет на эстетические чувства.

6.С.В. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

7. С.В. развивает внимание.

8.С.В. даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности, влияет на расширение словарного запаса.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов, сложились уже давно, с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы выступают геометрические фигуры, величины – метрическая система мер, т.е. в повседневной жизни величина часто определяется как у детей, так и взрослых на глаз, или способом сравнения одного объекта с другим.

Виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные.

В слуховом восприятии - звуковысотные отношения- фонемы родного языка - дети свою речь, свой язык узнают везде.

Виды эталонов имеются и во вкусовом восприятии – 4 вкуса: солёный, сладкий, горький, вкусный и их сочетания.

В обонятельном восприятии – деление запахов на сладкий, горький, свежий , лёгкий, тяжёлый.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов, это очень длительный, сложный процесс, детским садом он не ограничивается, дети учатся очень долго , продолжают обучаться в школе. А.М. Подьяков утверждает, что значение сенсорных эталонов учит детей пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства, каждого предмета, их можно использовать в качестве единиц измерения. Слово играет большое значение в усвоении сенсорных эталонов, в процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные образы.

Особая важность сенсорного развития ребёнка в младшем дошкольном возрасте объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов всего окружающего мира является одной из приоритетных задач. Уже на 3 году жизни ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и др. свойствах предметов. Очень важно чтобы эти представления детей были достаточно разнообразными и не ограничивались одними рамками . Занятия на сенсорное развитие, при помощи различных специальных дидактических игр очень важны и основная задача занятий это накопление у детей разнообразного сенсорного опыта.

Виды сенсорных ощущений делятся на 4 группы.

1. Зрительные – ребёнок видит контрасты между светом, темнотой, различает цвета, оттенки, форму и величину предметов, их количество.

2. Слуховые – ребёнок слышит разнообразные звуки: человеческой речи , музыки, природы и др.

3. Осязательные – ребёнок ощущает посредством прикосновений, учится ощупывать различные предметы, обнимать близких ему людей.

4. Обонятельные – запахи - ребёнок вдыхает, учится различать разнообразные запахи окружающего мира.

5. Вкусовые – перекликаются со всеми – увидел что-то вкусное (пирожное), уже знает об этом, хотя ещё не попробовал.

Все эти ощущения занимают особое место в жизни человека.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи и способы их осуществлений. У ребёнка 2 года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, поэтому главный навык который начинает формироваться – речь. Очень важно ребёнку не только слышать речь других, но и развивать мелкую моторику рук. На этом этапе важны пальчиковые игры и игрушки, которые стимулируют развитие мелких точечных движений.

В детском саду, в игровом комплексе обязательно должны быть игрушки и игры на развитие сенсорики в любом возрасте.

Этапы усвоения:

1.Этап - на 3 м.году жизни- ребёнок начинает называть формы (треугольная- крыша, круглый - мячик).

2.Этап - при помощи дидактических игр - средствами восприятия выступают конкретные предметы.

3.Этап - общепринятые эталоны- дети начинают систематизировать сенсорные эталоны.

С трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление, в 5-6 лет – применение сенсорных эталонов, в обучающих дидактических играх и заданиях. Когда у детей развивается сенсорное восприятие, они познают мир, они используют так называемые способы действий.

Способы действий:

- хаотические действия - в их процессе ребёнок играет, занимается с предметами независимо от его функций (стучит, хватает, бросает, пробует на зуб), такие действия в основном присущи маленьким детям). Они также могут присутствовать у детей особой группы - имеющие нарушения либо интеллекта, зрения, слуха, аутичные дети;

- метод проб и ошибок - используется ребёнком в ходе исследования предмета (вставляет фигурку в углубление такой же формы) , и он не успокоится пока не сделает правильно;

- практическое - примеривание – ребёнок пробует по разному;

- зрительное соотнесение - своеобразный способ ориентировки при котором ребёнок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения.

Важное значение дидактической игры в сенсорном развитии в том, что она развивает у детей самостоятельность, мышление, речь. Наличие дидактической задачи развивает познавательную деятельность, в отличии прямой постановки задачи в дидактической игре она возникает как игровая задача для самого ребёнка. Ребёнок не только играет, но и решает поставленную задачу и выполняет её.

Педагогическая ценность дидактической игры в том, что она требует от детей сосредоточенности, внимания, умственного усилия, требует умения осмысливать правила, последовательность действий, преодолевать трудности. Такие игры содействуют развитию у дошкольников ощущений, восприятия, формирование представлений, усвоение знаний. Дидактические игры дают возможность обучить детей разнообразным способам решения умственных или практических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: " Сенсорное развитие ребёнка".

Это консультация о развитии ребёнка по сенсорике....

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.

Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.

Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....

Картотека игр для сенсорного развития ребёнка

Картотека игр для сенсорного развития ребёнка...

Сенсорное развитие ребёнка

Материал для родителей, какое огромное значение играет в жизни ребёнка сенсорное воспитание, где даны рекомендации, о том какие приёмы и материалы можно использовать родителям развивая сенсо...

Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»

Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию  у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных  и познавательных процессов и для...