Тренинг для педагогов: «Применение методов нейропсихологии в работе с воспитанниками ДОУ»
методическая разработка по психологии

Кругова Наталья Викторовна

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_vospitateley_po_neyropsihologii.docx85.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка – детский сад № 21 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Тренинг для педагогов: «Применение методов нейропсихологии в работе с воспитанниками ДОУ»

Подготовил:

педагог – психолог ВКК

Кругова Наталья Викторовна

Россошь, 2023

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи наблюдают среди современной детской популяции катастрофическое нарастание целого ряда нарушений как соматического, так и психологического характера. Специалисты отмечают массы детей, которые демонстрируют задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д. ; различные психопатологические феномены (агрессивность, повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности таких детей к обучению и адекватной адаптации к социуму

В настоящее время число детей, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. И это факт. И надо с этим что-то делать. Все мы прекрасно знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, как в физиологическом и эмоциональном, так и психическом. И не все психические процессы у одного ребенка будут развиты на должном уровне по сравнению с другим ребенком. Например: один ребенок уже к 4 годам может читать чуть ли не бегло, а другой, учась в школе даже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно знает или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, даже зная наизусть все правила, допускают на письме кучу ошибок.

На психическом уровне это выглядит как варианты дизонтогенеза речевой деятельности, синдромы гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформированность произвольной саморегуляции, и в целом как учебная и социальная неуспешность.

Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.

В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть.

В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий.

Почему именно нейропсихология и нейрокоррекция?

Что же такое нейрокоррекция?

Нейрокоррекция- это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейропсихологическая коррекция включает в себя несколько групп игр и упражнений: дыхательные, глазодвигательные, самомассаж, телесные упражнения, игры на развитие межполушарного взаимодействия, игры на развитие чувства ритма, игры на релаксацию.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.

Цель: способствовать осознанию педагогами необходимости внедрения нейропсихологических технологий в психолого-педагогическое сопровождение педагогов.

Задачи:

• Познакомить участников тренинга с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.

• Отработать совместно с участниками тренинга последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками.

• Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

• Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Материал и оборудование: столы, стулья, тренажеры по нейропсихологии, мячи, фломастеры и листы А-4 (по 2 на каждого участника, кубик с рисунком, знаки привествия, колонка.

Форма проведениятренинг.

Категория участниковпедагоги.

План проведения:

1. Приветствие.

2. Игра «Передай мяч».

3. Упражнение «Классики».

4. Упражнение «Веселые дорожки».

5. Упражнение «С бумажками играем - ум развиваем».

6. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

7. Упражнение «Зеркальное рисование».

8. Рефлексия.

Ход мероприятия:

Приветствие:

Психолог: Я рада приветствовать, Вас, на моем тренинге: «Применение методов нейропсихологии в работе с воспитанниками ДОУ».

Упражнение «Поздороваемся»

Описание упражнения: Давайте поздороваемся с Вами, непростым способом за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения: Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Психолог: Наш мозг состоит из двух полушарий, это всем известно. Каждое из них выполняет свои особые функции. Левое - отвечает за речь, логику, анализ математических способностей. Правое - за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга важна работа двух полушарий. Это взаимодейстие влияет на обучение ребенка. Сегодня я ознакомлю вас нейропсихологическими упражнениями и играми, которые я использую в своей практике, для стимуляции речевой активности ребенка. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Нейроупражнения будут эффективны только в том случае, если они проводятся регулярно, систематически и в спокойной, доброжелательной обстановке. Как правило, рекомендуется проводить  в форме игры во время утренней гимнастики, перед началом коррекционно-развивающей деятельности, во время коррекционно-развивающей деятельности, на прогулке и в свободной деятельности детей, чтобы повысить их результативность. Важно точное выполнение каждого упражнения, следовательно, большое внимание отводится изучению упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объём выполняемых заданий.

Нейропсихологическая коррекция включает в себя несколько групп игр и упражнений: дыхательные, глазодвигательные, самомассаж, телесные упражнения, игры на развитие межполушарного взаимодействия, игры на развитие чувства ритма, игры на релаксацию. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.

 https://i.pinimg.com/originals/68/b6/c8/68b6c848d4c83afd1ff8888b6d86ff1c.jpg

     Предлагаю вам поиграть, выполняя нейропсихологические игры и упражнения.

Дыхательные упражнения снимают эмоциональное напряжение, уменьшают чувство тревоги, обеспечивают энергией клетки мозга («Успокаивающее дыхание»; «Ныряльщик», «Дышим под счёт», «Шарик»).

Глазодвигательные упражнения

Упражнение 1. «Следи за предметом». Ручка (карандаш) находится на расстоянии вытянутой руки ребенка, над переносицей. Перемещаем ее вправо, задерживаем на несколько секунд, затем влево – снова остановка, по такому же принципу производится перемещение вверх и вниз. В конце ручка перемещается к переносице малыша и задерживается на 1-2 секунды и удаляется на исходную позицию, где снова делается остановка.

Упражнение 2. Действия повторяются аналогичные, но в конце, при перемещении ручки к переносице, подключается язык. До этого он все время лежит на нижней губе. При приближении ручки к переносице язык убирается, рот закрывается. В момент, когда ручка двигается обратно к исходному положению, широкий и расслабленный язык снова высовывается и кладется на губу. Здесь также присутствуют три уровня выполнения.

Упражнение 3. С поворотом языка в одну сторону с глазами. Правила все те же, но при повороте глаз вправо, язык тоже поворачивается вправо, при повороте глаз влево, язык – влево и т.д. Когда глаза сходятся к переносице, язык сильно высовывается.

Упражнение 4. С поворотом языка в противоположную сторону от глаз. Здесь действуют такие же правила, но при повороте глаз вправо, язык высовывается влево и т.д. При схождении глаз к переносице язык высовывается как можно дальше.

Упражнение 5. «Восьмерки». Рот закрыт. Выполняется на 3 уровнях. На расстоянии вытянутой руки взрослый рисует горизонтальную восьмерку над глазами ребенка, начиная с середины переносицы (исходная точка, как и в предыдущих упражнениях). После рисуется вертикальная восьмерка. Центр восьмерок всегда находится над переносицей.

Точечный массаж

            Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботится о своем здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.

Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Массаж «волшебных точек» надо делать ежедневно три раза в день по 3 сек: вращательными движениями (9 раз в одну сторону, 9 - в противоположную). Если Вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать через каждые 40 минут в том же режиме до восстановления нормальной чувствительности. Помимо других своих эффектов, постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:

Точка 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3. Контролирует химический состав крови и слизистую оболочек гортани.

Точка 4. Зона шеи связана с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища Массаж этой точки нормализует работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать не вращательными, а только поступательными, надавливающими или вибрирующими движениями сверху вниз, также как и точку 5.

          Точка 5, расположена в области 7 шейного и 1 грудного позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные эффекты, в том числе улучшение общего кровообращения, снижение раздражительности и чувствительности к аллергическим агентам.

Точка 6. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается, насморк проходит.

Точка 7. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8. Массаж воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9. Массаж дает многосторонний эффект; снимаются отеки, нормализуются многие функции организма.

         Интеллектуальный массаж

1. Оттянуть уши вперед – назад, чет до 10, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.

2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.

3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.

4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.

6. Движения челюстью слева направо и наоборот.

Упражнения на релаксацию

Упражнение 1. «Голубое небо» Сесть прямо, положить руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представить, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д.) Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.

Упражнение 2. «Солнышко» И. п.: стоя. Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Упражнение 3. «Гора» И. п.: стоя. Спину держите ровно, голову не наклоняйте, руки опустите вниз. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» - и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» - и тоже тянется вверх. «Нет! - решили они, - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

Упражнение 4. «Рот на замочке» (расслабление мышц лица). Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
            Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
            Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия 

Психолог: Следующая игра «Кулак-ребро-ладонь». Для выполнения задания необходимо подойти к столу и, двигаясь по часовой стрелке, на каждый знак выполнять определенные движения«круг» - поставить кулак, «прямоугольник» - ставим ребро, «ладонь» - кладем ладонь.

Педагоги делятся впечатлениями.

Психолог:Перед Вами лежат тренажеры «Движение вверх». Для выполнения этого упражнения Вам необходимо на  одну пружинку поставить палец левой руки, а на другую пружинку -  палец правой руки и одновременно начать движение двумя руками.

Психолог: Теперь предлагаю Вам немного подвигаться и поиграть. Для этого необходимо стать в круг. Будем выполнять упражнение «С бумажками играем - ум развиваем». Для этого несложного упражнения необходимо два листка бумаги размером с тетрадный листок и положить их на ладони. Теперь сминает одновременно двумя руками эти листы, зажимая их в кулак, а затем начинаем их разворачивать. Каждая рука работает со своим листом бумаги. Добиваемся максимально расправления листов. Упражнение выполняется на весу.

          Одним из составляющих элементов нейропсихологических упражнений является кинезиологическая коррекция: 

1. «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Цепочка» Соединять колечки на обеих руках.

3. «Кулак-палец-ладонь». Обвести свой кулак, кулак с вытянутым пальцем, ладонь на лист бумаги. Разделить лист пополам чертой и на другой стороне также: ладонь, с пальцем кулак и кулак. Выполняем сначала одной рукой, затем двумя руками.

4. «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками. Можно подключить зрительный анализатор и выполнять это упражнение по схеме.

5. «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук.

6.«Фонарик». Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук.

7. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении, прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добивать высокой скорости смены положения рук.

8. «Ухо – нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с « точностью до наоборот».

9. «Поменяй ладони». Руки лежат на столе, одна ладонь вниз, другая вверх, попеременно менять ладони.

10.«Вращение пальцев» Ладони поставить под углом, пальцы прижаты друг к другу. По очереди вращение парных пальцев.

11. Руки в замок. Поднимать по очереди пальцы.

12Ладони на ребро, одновременно поднимать парные пальцы на обеих руках.

13. «Заяц-колечко». Сначала на одной руке показываем 2 пальца вверх-заяц, 2 пальца соединены-колечко, затем на другой. А теперь на обеих руках меняем позиции.

14. «Заяц-коза-вилы» Сначала разучиваем каждое движение пальцев на одной руке, затем на обеих. Потом по команде выполняем движение( или коза вилы это 23, 32).

 15.«Зеркальное рисование». Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу. Рисовать одновременно двумя руками зеркально – симметрические рисунки. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

16. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.  

17. «Погладь-похлопай». Исходное положение: встаньте друг против друга, правой рукой не сильно хлопайте по плечу товарища, а левой гладьте по голове. Вариант игры: Исходное положение стоя, одной рукой гладим голову, другой хлопаем по животу.

18. «Грибок-полянка». Исходное положение стоя, руки согнуты в локтях, одна рука ладонью вниз, другая, сжатая в кулак – поднята вверх. Поочерёдно меняем положение рук.

Психолог: Предлагаю Вам поиграть в игру «Передай мяч». Наша задача стать в круг ближе друг к другу. Возьмите мячик левой рукой. Теперь необходимо правой рукой накрыть мяч, захватить его и передать соседу справа, в левую руку правой рукой. И так, передаем по кругу мяч и продолжаем упражнение.

Педагоги делятся впечатлениями. 

Психолог: Вы отлично справились!

Игры с мячом

             Играют двое участников. Игроки передают друг другу мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой –принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

1. Перекладывание мяча себе из одной руки в другую (у одного мяч в правой руке, у другого тоже в правой).

2. Перекладывание мяча друг другу с правой руки.

3. Перекладывание мяча квадратом с правой руки.

4. По диагонали передаем мяч в руке напротив (у одной в правой, у другой в левой)

5. Треугольник: мячи напротив (у одного- в правой, у другого- в левой), передаю себе прямо, товарищу- по диагонали.

6. 2 мяча у меня, 2 мяча передаю по прямой.

7. 2 мяча перекрестно.

Наш тренинг подошел к концу и хочу напомнить, что нейропсихологическая коррекция - одна из наиболее эффективных технологий работы , позволяющая получить результат в познавательном и речевом развитии, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Рефлексия:

После проведения упражнений каждый педагоги  высказывается о том, что было сложно или легко.

Происходит рефлексия тренинга:

1. Что было сложно, не понятно?

2. Какие ощущения были при выполнении того или иного упражнения?

Надеюсь, что сегодняшние практические советы и задания Вам понравились и вы обязательно примените мой опыт у себя на занятиях! А я была рада поделиться с Вами!

Список использованной литературы:

1. Сборник под ред. П. Н Лосева, Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. -М., 2005.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М. - Академия-2011.

3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Изд – во МГУ, 1973.

4. Калганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми : в 2 ч. -М. АЙРИС-пресс,2015.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. ,1996.

8. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М. ,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение педагогов применению метода проектов в работе с детьми

В данном материале представлен план работы с педагогическим коллективом по изучению и внедрению метода проектов в работу с детьми...

Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога

Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

Использование приемов и методов нейропсихологии в работе логопеда

Речь и движение! Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а...

«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»

Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивы...

"Применения метода сказкотерапии в работе по профилактике эмоционального выгорания с педагогами"

В статье представлен конспект практического занятия с педагогами, с применением метода сказкотерапии, с целью профилактики эмоционального выгорания....

Использование методов нейропсихологии при работе с детьми ОВЗ

Консультация для педагогов дошкольных групп...