Технологии Арт-терапии в арсенале педагога-психолога ДОУ
методическая разработка по психологии

Просветова Татьяна Александровна

«Технологии Арт-терапии в арсенале педагога-психолога ДОУ» для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

 

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией техник арт-терапии и  их применением в практике. 
2. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя арт-терапию как одну из форм организации мастер – класса. 
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 
Ожидаемые результаты: 
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе. 
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в области сказкотерапии. 
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_art-tehnologii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад» -

«Технологии Арт-терапии в арсенале педагога-психолога ДОУ» для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией техник арт-терапии и  их применением в практике. 
2. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя арт-терапию как одну из форм организации мастер – класса. 
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 
Ожидаемые результаты: 
1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе. 
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов в области сказкотерапии. 
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности. 

Вводная часть:

- Здравствуйте уважаемые коллеги, зрители и участники конкурса. Хочу представить вашему вниманию мастер класс   «Технологии арт-терапии в арсенале педагога-психолога ДОУ». Для начала немного расскажу об этой технологии. Дополнительную информацию вы можете узнать из буклетов, которые вы видите перед собой.

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста.
Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.  И особую роль в этом играют использование методов и приемов средствами арт-терапии.

К методам арт - терапии относят: рисование, лепка, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем,  написание рассказов, сказок, пение, музыка, выразительное движение тела и т. д.

Во время занятий арт-терапией дети и взрослые могут открыть и развивать в себе неизвестные ранее таланты. Т.е. занятия можно проводить не только с детьми, но и со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, воспитателями и родителями). Арт-терапия помогает снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности. 

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для дошкольников, которые не всегда могут выразить свои мысли в словах

Арт-терапия в работе педагога-психолога выполняет сразу несколько функций: воспитательная, коррекционная,  диаигностическая и развивающая. Чаще всего я использую сказкотерапию и применяю ее в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и при использовании той или иной коррекционной сказки необходимо учитывать несколько аспектов: ограничения по возрасту, потребность ребенка на данный момент (направленность: что мы хотим получить в результате (коррекция того или иного эмоционального состояния).

Почему я использую именно  Сказку? Да  потому, что сказка служит для ребенка посредником между реальностью и окружающим миром. На примерах сказочных героев, дети учатся разбираться в людских характерах. Сказка  в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.

2. Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.

      3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает.

Основные методы сказкотерапии: сказкотерапевтическое рисование. Где ребенок рисует сказку: любимого сказочного героя, сказочную страну, свой сказочный мир или обыгрывание этюдов, что дает возможность ребенку  прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и с помощью мимики и жестов передать эмоциональное состояние героев. Слепить и вырезать сказку в виде аппликации. Изготовить своими руками куклу по мотивам сказки. Сделать постановку сказки в виде настольного театра. Достоинством применение данной техники является то, что  здесь не применяются оценочные суждения в плане: похоже – непохоже, правильно – неправильно, красиво – некрасиво. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.

Виды сказок: художественные – народные и авторские (поучительный, обучающий характер); дидактические сказки  создаются для подачи учебного материала, при этом абстрактные символы (буквы, цифры, звуки, арифметические действия) одушевляются; психокоррекционные сказки используются для мягкого влияния на поведение ребенка; медитативные сказки -  для снятия психоэмоционального напряжения.

Все занятия  по сказкотерапии строю по принципу игры-путешествия и включают основные этапы:  Ритуал «входа» в сказку. Создается настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным). Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях. Развивающий этап -. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой. Ритуал выхода из сказки -  закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.   Рефлексия. Когда мы «возвращаемся» в реальность, подводим итог, что у нас всё получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.

Практическая часть. 
- А сейчас я предлагаю Вам уважаемые коллеги принять участие в практической части моего мастер-класса.

Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Я чаще всего использую манипуляции с волшебными предметами (волшебная свеча, волшебный клубочек, волшебная палочка, волшебная шкатулка, волшебная книга, проговаривание волшебных заклинаний). Сегодня это будет Волшебный мешочек.

Завершающее упражнение «Спасибо!» 
Участники встают в круг. 
Ведущий: - Мысленно положите на левую руку все то, с чем Вы пришли сегодня - свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получили нового на этом занятии. Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за прекрасную работу. Спасибо! До новых встреч и творческих успехов!


     Рефлексия работы.

Психолог.

Каждый из Вас может поделиться впечатлениями о работе, показать собственные рисунки, рассказать о своем настроении.

Предлагаю вам оценить работу мастер-класса по следующим критериям:

1. Красный цвет – понравилось, буду использовать материал в работе;

2. Оранжевый – понравилось, уже использую материал в работе;

3. Желтый – понравилось, узнала новые приемы.

      Ведущий: - желаю вам быть не просто созидателями, а творцами, и художниками своей жизни, и не забывать добавлять в будни ярких красок. Ведь искусство само по себе обладает целительным действием.

Вывод: сказкотерапия вводит ребенка в мир тех героев, которые ему встречаются в сказках. Путешествуя по сказачным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление. Дается простор творчеству. Эмоционально разряжаются. «Отыгрываются» страх, беспокойство, агрессия, или чувство вины. У детей формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Методы песочной терапии в работе педагога-психолога ДОУ (презентация).

Идея "песочницы". Принципы создания "песочницы" в условиях ДОУ. Главное достоинство игры в песок. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир. Песок действует на детей как магнит. Каки...

Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ

Арт-терапия - направление в психотерапии, использующее художественное творчество, "лечение искусством". Более подробное определение дает наша коллега, автор книги «Введение в арт-терапию» Ирина Владим...

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.

Использование приемов ландшафтной арт-терапии в работе педагога-психолога детского сада в летний оздоровительный период.В последние годы широкое распространение получило применение методов арт-терапии...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»...

Применение одной из методик арт-терапии в работе педагога-психолога на тему: «Мандала-терапия - чудесное средство успокоения», для детей старшего дошкольного возраста.

Познакомить с техникой мандала-терапия, как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения детей. Ознакомить с историей возникновения мандалы, ее особенностей вжизнедеятельности человека. Сформ...