Консультация для родителей "Эмоциональный интеллект"
материал по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

В материале рассматривается понятие эмоциональный интеллект, значение  и развитие ЭИ у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt.docx53.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Эмоциональный интеллект»

Что же такое эмоциональный интеллект - это определяемая и измеряемая способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и использовать весь эмоциональный спектр для решения задач. Уровень развития каждой из четырех способностей влияет на жизнь человека: его коммуникацию, работоспособность, стрессоустойчивость, креативность, вовлеченность и уверенность в себе.

https://pedsovet.org/v3/upload/ckeditor/74/images/2021-09-28/1632830150_image1.jpg

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку:

  • эффективно общаться со сверстниками и взрослыми
  • управлять своим поведением
  • быть собранным и сосредотачиваться на решении конкретной задачи. 

У детей с высокоразвитым ЭИ выше успеваемость и мотивация к учебе. А ребята с низким ЭИ больше поддаются влиянию дурной компании, получают плохие оценки из-за низкой концентрации внимания, подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию. 

Если развивать эмоциональный интеллект с раннего возраста, повышаются шансы добиться успеха во взрослой жизни. Дети вырастают более гармоничными, лучше реализуют свой потенциал и востребованы как специалисты. Ведь в 21 веке уровень эмоционального интеллекта соискателя проверяют при приеме на работу. Вслед за зарубежными компаниями, российские организации внедряют эмоционально-интеллектуальную среду в свой бизнес. По данным Всемирного экономического форума в Давосе, эмоциональный интеллект входит в топ-10 ключевых рабочих навыков. 

Тренировать эмоциональный интеллект можно дома и на специальных занятиях. При выборе занятий важно руководствоваться критериями качества: программа обучения должна иметь четкую научную основу и методическую базу.

Эмоциональный интеллект у детей развивается проще, чем у взрослых. Дошкольники с четырех лет отлично распознают базовые эмоции: страх, гнев, печаль, радость. С шести-семи лет развивается регуляция поведения (произвольность). Ребенок учится отслеживать влияние эмоций на деятельность и сознательно вызывать нужные эмоциональные состояния. В младшем школьном возрасте это умение перерастает в полноценную эмоциональную саморегуляцию. 

Эмоциональный интеллект стоит начинать дополнительно развивать в детстве. То, как ребенок выражает свои эмоции — плачет, если грустно, громко хохочет, когда весело — показывает уровень его эмоционального интеллекта. По мере взросления способность детей открыто выражать эмоции и чувства подавляется обществом. Взрослые осуждают яркие эмоциональные проявления, делают замечания, одергивают. А, между тем, на них нужно обращать внимание.

Признак высокого эмоционального интеллекта — открытость новому и желание познавать мир, общаться. Если ребенок внимательно слушает других, задает вопросы, нужно его поощрять, ведь так он развивает эмпатию

Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка

Называть эмоции

Ребенок только учится распознавать свои эмоции. Родители помогают ему в этом, называя их вслух: «Мне кажется, ты сердитый/радостный» и т. д. Параллельно ребенок пополняет словарный запас.

Обсуждать эмоциональные ситуации

Чтобы научить ребенка взаимодействовать с эмоциями и доверять им, родители обсуждают с ним события дня и их эмоциональный фон, предлагают помощь в сложных ситуациях, рассказывают о значимых ситуациях собственной жизни и своих переживаниях. 

Не обесценивать переживания

Когда ребенок расстроен, даже если его эмоции непонятны родителям и кажутся слишком драматичными, нельзя обесценивать их и отпускать пренебрежительные комментарии. Они заставят скрывать «неправильные» эмоции и меньше доверять. Лучше в любом случае проявить внимание и сочувствие.

Моделировать способы выражения эмоций

Дети должны уметь выражать свои эмоции социально-приемлемым способом. Например, сказать «Я обиделся» или нарисовать грустный смайлик, а кричать и бросать вещи неприемлемо. Лучше всего показать возможные сценарии на собственном примере.

Научить управлять сильными эмоциями

Важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными эмоциями. Порассуждать с ребенком, что делать со злостью, обидой и грустью. Изучить такой алгоритм управления эмоциями:

  1. Остановись;
  2. Досчитай до 10;
  3. Выдохни;
  4. Расскажи, что ты чувствуешь.

Развитию эмоционального интеллекта у детей способствуют книги, картины и музыка. На их примерах можно тренироваться различать эмоции и анализировать их.

Спокойная музыка: грусть, печаль, тревога:

Эдвард Григ — Утро из сюиты «Пер Гюнт»;

Роберт Шуман — «Грезы»;

Фридерик Шопен — «Ноктюрн № 2»;

Иоганн Себастьян Бах — «Ария из Оркестровой сюиты N3»;

Вольфганг Амадей Моцарт — «Дон-Жуан», K. 527.

Динамичная музыка: радость, восторг, интерес:

Иоганн Себастьян Бах — «Шутка» из Оркестровой сюиты N2;

Иоганнес Брамс — «Венгерский танец № 5»;

Модест Мусоргский — «Картинки с выставки» — «Лиможский рынок»;

Петр Ильич Чайковский — Трепак из балета «Щелкунчик»;

Михаил Глинка — «Детская полька».

Книги

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»;

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;

Валентин Катаев «Цветик-семицветик»;

Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»;

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»;

Константин Паустовский. «Стальное колечко»;

Редьярд Киплинг «Книга джунглей»;

Борис Заходер «Книги о весне»;

Аркадий Гайдар. «Чук и Гек».

Картины

Грусть, печаль, тревога:

Федор Решетников «Опять двойка»;

Владимир Серов «Девочка с персиками»;

Виктор Васнецов «Аленушка»;

Илья Репин «Бурлаки на Волге»;

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы».

Радость, восторг, интерес:

Пейзажи Ивана Шишкина «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы» и тд.;

Клод Моне «Завтрак на траве»;

Исаак Левитан «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга»;

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»;

Альфред Сислей «Сад Ошеде. Монжерон».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие детского интеллекта в процессе дидактической игры"

Расширать представления о значимости дидактической игры....

Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»

В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного ...

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников»....

Консультация для педагогов «Интеллект карта – как средство речевого развития ребёнка»

Тема: « Интеллект карта – как средство речевого развития ребёнка».Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного в...