Навыки волевой саморегуляции у дошкольников
консультация по психологии (подготовительная группа)

Ю.М. Соколова

подготовка к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovet_ps13.docx729.77 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к школе (часть 1)

НАВЫКИ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В старшем дошкольном возрасте у ребенка развивается

произвольное поведение, одно из важнейших качеств ребенка, необходимое для школьного обучения.

Психологи выделяют такие параметры, которые относятся к составляющим произвольности:

  1. Умение осознанно подчиняться правилу.

  2. Умение ориентироваться на заданную систему требований.
  3. Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме.

  4. Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного образца.

Произвольное поведение у дошкольника развивается в процессе приобретения навыков волевой саморегуляции.

Что такое саморегуляция?

- процесс управления собственным психологическим и физиологическим состоянием, а также поступками.

ВОЛЯ (словарь Ожегова)

  1. Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли.
  2. Сознательное стремление к осуществлению чего-н.

Волевая саморегуляция - сознательное регулирование дошкольником своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние (например,

волнение и др.) и внешние (например, посторонний шум) трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Считается, что развитие произвольности обусловлено следующими причинами:

  1. К семилетнему возрасту у ребенка формируются, созревают лобные отделы головного мозга, до этого возраста управлять своим поведением ребенку затруднительно.

(психофизиологическая причина)

Физические упражнения, упражнения на двигательную активность, которые развивают быстроту, ловкость и т.п. у ребенка,

стимулируют развитие его мозговых структур.

  1. (Социальная причина). В процессе воспитания и в процессе накопления жизненного опыта развивается произвольное

поведение, развивается саморегуляция.

Произвольное действие (поведение) отличается от

непроизвольного тем, что ребенок управляет им сознательно, по своей воле, понимает, что, как и зачем он делает.

В детском саду для развития произвольного поведения у дошкольников используются практически все виды традиционных для дошкольного учреждения деятельностей, но общение с родителями в игровой форме поможет ребенку усилить мотивацию к развитию этого полезного навыка, а также улучшит понимание родителями своего ребенка, а ребенок, в свою очередь будет

больше доверять родителям, что очень пригодиться в процессе учения в школе.

ПРИМЕРЫ СОВМЕСТНЫХ ИГР:

Игра «Прогулка в лес»

(играет с ребенком мама (папа)

(игра развивает произвольность, самоконтроль, согласованность движений, внимание и воображение.)

Содержание:

Ребенку предлагают прогуляться в воображаемый лес.

Правила:

(Ребенок повторяет движения взрослого)

  1. идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя,
  2. перешагивают через валежник,
  3. боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива,
  4. осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек,
  5. прыгают по кочкам в болоте,
  6. наклоняются, собирая грибы и цветы,
  7. тянутся вверх за орехами и пр.

(после игры обсудите с ребенком какие бывают грибы, цветы, деревья и т. д) Это обсуждение поможет обогатить словарный запас ребенка и его кругозор).

Игра: «Отбери мяч у противника ногой»

(играет с ребенком папа (мама)

Содержание: Ребенок и взрослый расходятся по площадке, у одного из них мяч. По сигналу начинают водить мяч по площадке.

Задача каждого из играющих как можно дольше удержать мяч.

Правила: водить мяч ногами; не выпускать мяч за пределы площадки; не трогать мяч руками.

(взрослому необходимо играть по способностям ребенка, а иногда, для создания мотивации к продолжению игры, незаметно поддаться)

Игра: «Забей гол в ворота»

(играет с ребенком папа (мама)

Содержание: взрослый и ребенок встают рядом, у каждого мяч. На расстоянии 2м. от ребёнка и взрослого ставят «ворота» (форма

ворот такая, что под ними может проползти и взрослый (например, форма дуги), лучше если ворота для ребенка и взрослого разные, для ребенка поменьше, чтобы проползать было непросто)

первый игрок (например, взрослый) отбивает мяч ногой, стараясь попасть в «ворота», затем проползает на четвереньках под дугой, догоняет свой мяч, берёт его, встает на место, второй игрок -ребёнок продолжает игру.

Правила: побеждает игрок, который забил больше голов.

(взрослому необходимо играть по способностям ребенка, а иногда, для создания мотивации к продолжению игры, незаметно поддаться)

Что почитать родителям:

1. «Саморегуляция»

Авторы: Стюарт Шенкер и Тереза Баркер

1. «Когда я злюсь» Автор: Корнелия Спилман

Материал подготовила педагог-психолог 1 категории Соколова Ю.М. 20.01.23

Источники:

  1. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
  2. https://www.eduneo.ru/3-navyka-dlya-razvitiya-samoregulyacii-u-detej/
  3. https://postnauka.ru/video/83259
  4. https://infourok.ru/priemy_formirovaniya_navykov_samokontrolya_i_samoocenki_u_ml adshih_shkolnikov-340320.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие волевой саморегуляции дошкольников на занятиях в ДОУ с использованием лего-технологий"

Данный мастер-класс был проведен в рамках августовской педагогической конференции....

Влияние музыкальных занятий на волевую саморегуляцию дошкольника

Данный материал показывает взаимосвязь музыкальных занятий в ДОУ и становлением волевой саморегуляции у дошкольника. Статья анализирует данную взаимосвязь. Материал предназначен для воспитателей, преп...

«Развитие социальных навыков, выразительности речи и саморегуляции у дошкольников»

Примитиыная скудна речь уже не особо тревожит взрослых.Потому что больше волнуют дети с задержкой речи, с общим недоразвитием, они составляют половину от общего колличества в группе. В результате педа...

Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у дошкольников

В дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности.К тому же способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе....

Комплекс развивающих игр, направленных на развитие волевой саморегуляции для детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс развивающих игр, направленных на развитие волевой саморегуляции для детей старшего дошкольного возраста...

Зачем первокласснику навыки волевой саморегуляции?

подготовка дошкольников к обучению в школе...