Влияние музыкальных занятий на волевую саморегуляцию дошкольника
статья по музыке

Скворцова Татьяна Валентиновна

Данный материал показывает взаимосвязь музыкальных занятий в ДОУ и становлением волевой саморегуляции у дошкольника. Статья анализирует данную взаимосвязь. Материал предназначен для воспитателей, преподавателей, музыкальных руководителей и родителей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Скворцова Татьяна Валентиновна

Музыкальный руководитель

ГБОУ СОШ №191 Красногвардейского района  Санкт - Петербурга

«Влияние музыкальных занятий на волевую саморегуляцию дошкольника»

         Значение музыкального искусства в жизни человека переоценить трудно. Его влияние на разностороннее развитие ребенка доказано. Но говоря о значении музыки, на первое место всегда ставят эмоциональный компонент, именно его считая ведущим основным направлением, которое развивается при соприкосновении музыки и личности. Действительно влияние музыки на развитие эмоционального интеллекта человека, становление его эмпатии велико, но нельзя забывать, что только этим оно не ограничивается. Что такое музыкальное занятие для дошкольников? В его структуру входит: прослушивание музыки, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах. Такая структура, если существует грамотно выстроенная система занятий, будет развивать память, координацию, музыкальный слух и коммуникацию, ведь занятия проходят не индивидуально, а группой. Я хочу обратить внимание на еще один важный компонент личностного развития, на который оказывает влияние занятие музыкой. Это волевая саморегуляция. Способность к саморегуляции и самоуправлению – отличительная черта жизнедеятельности человека. Особую роль в саморегуляции играют 2 психических образования: воля и внимание. Именно Воля – высший уровень регуляции.

           Однако надо отметить, что поведение дошкольника характеризуется импульсивностью и ситуативностью. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникающих переживаний, а цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которых находится малыш. В процессе взросления  преддошкольника у него появляются попытки сдерживать свои желания,  но достигается это с большим трудом. Только под руководством взрослых ребенок может научиться сдерживать возникающие у него желания. Именно так будет формироваться волевое поведение, которое проявится в заучивании и осознании движений, в становлении основных этапов волевого действия, в овладении ребенком своим поведением, в сознательном управлении своей деятельностью, в умении подчинять свои действии заранее поставленной цели, планировать свои действия, контролировать их выполнение, совершать усилия, преодолевая препятствия, ориентироваться не только на результаты, но и на последствия своих действий.

           В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия, которое включает в себя  целеполагание (побуждения), планирование  действий,  самоконтроль.

           Сегодня проблема формирования воли у детей, стоит очень остро. В силу ряда как объективных, так и субъективных причин, она не формируется или формируется не достаточно. Дети не просто не способны зачастую контролировать свои действия. В отсутствии волевого компонента возникают отклонения в волевой сфере человека, которые несут с собой многочисленные нарушения как поведенческого так и психического характера. Среди них нарушения активности (амбулия и гипербулия), нарушения влечения (компульсия), нарушения мотивации доведения (парабулия), психомоторные нарушения (апраксия).

         Надо помнить, что становление воли, как психического процесса начинается с рождения  и полноценное развитие ребенка без нее невозможно. Именно волевой компонент помогает осваивать окружающую действительность, учиться новому, закреплять полученные знания и навыки.

         Занятия музыкой, независимо от их формы обязательно будут развивать волевой компонент. Ведь даже при простом прослушивании музыки, пусть и не продолжительное количество времени, ребенок должен сосредоточится, посидеть спокойно и послушать. Эти простые действия потребуют от него усилий, а значит будут запущены психические процессы, формирующие самоконтроль. При пении, танцах, игре на музыкальных инструментах запускаются более сложные механизмы. Они требуют выполнения действий в определенном порядке, и в определенный промежуток времени. Ребенок уже не просто должен сконцентрировать свое внимание на каком то действии. Он подключает память. И постепенное усложнение задач, выполнение которых будут требовать волевых усилий, положительно скажется как на формирование волевого компонента, так и на общем развитии в целом.

          В заключение хочется сказать следующее. Конечно, ведущей деятельностью дошкольника является игра, но я бы не сводила музыкальные занятия только к ней. Перед ребенком надо ставить задачи и добиваться их достижения. Причем результат должен быть тот, который был запланирован, а не «как получилось». Ребенок должен видеть результат своих усилий и результат усилий своих друзей. Необходимо формировать адекватную обратную связь, правильную самооценку. Это в дальнейшем поможет избежать сложностей в оценке ребенка себя как ученика (результат знаний) и как товарища (последствия поведения). Музыка, имея в своем инструментарии очень важный эмоциональный компонент в данном случае, поможет сделать это в более мягкой и менее травматичной для ребенка форме.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние СМИ на эмоционально-волевую сферу дошкольников

В данной статье раскрыты  особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников. Раскрыты факторы, оказывающие влияние на эмоциональную сферу дошкольников....

Влияние музыкально-ритмических игр на развитие дошкольника.

Очень важно с раннего детсва развивать своего малыша. В данном материале вы найдете практические советы по развитию дошкольника через музыкално-ритмические игры....

Мастер-класс "Развитие волевой саморегуляции дошкольников на занятиях в ДОУ с использованием лего-технологий"

Данный мастер-класс был проведен в рамках августовской педагогической конференции....

Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка

     Все дети – прирожденные музыканты. Это научный факт. Любой малыш еще задолго до того, как научится говорить, реагирует на музыку. Именно поэтому многие взрослые ...

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов о влиянии музыкальной среды на развитие импроизации дошкольников. Может быть использована как вспомогательный материал для выступления на педагогическом совете, методическом...

Влияние музыкального воспитания на общее развитие дошкольников.

        Музыкальное развитие ребенка и его физическое, эмоциональное, эстетическое, умственное развитие тесно взаимосвязаны.Между музыкальным воспитанием малыша и его речевы...

Влияние музыкальных игр на физические качества дошкольников.2023

Влияние музыкальных игр на физические качества дошкольников.2023...