"Федеральная образовательная программа: направления и задачи коррекционно-развивающей работы"
презентация по психологии

Сивиринова Татьяна Александровна

В презентации представлены основные задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми различных целевых групп исходя из содержания ФОП ДО.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральная образовательная программа Направления и задачи коррекционно-развивающей работы Подготовила: Сивиринова Т.А., педагог-психолог МДОУ № 126, г . Комсомольск-на-Амуре

Слайд 2

Общие положения: Обязательная часть (не менее 60%, должна соответствовать ФОП ДО) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%) В целевом разделе: + представлены планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (к 4-м, 5-ти, 6-ти годам, на этапе завершения освоения ФОП ДО) ДОО имеет право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей

Слайд 3

Целевой раздел Пояснительная записка 1.Цель 2.Задачи 3. Принципы формирования образовательной программы ДО 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах к 4, к 5, к 6 годам; на этапе завершения освоения ОП 5. Подходы к педагогической диагностике планируемых результатов Содержательный раздел З адачи и содержание образовательной деятельности Описание вариативных форм, способов, средств, методов реализации ФОП Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся Направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее – КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп Федеральная рабочая программа воспитания

Слайд 4

Организационный раздел • Психолого-педагогические условия реализации Программы • Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды • Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания • Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы • Кадровые условия реализации Программы • Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах • Федеральный календарный план воспитательной работы

Слайд 5

✓ приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей ✓обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности Задачи: ! Приоритет воспитательных задач

Слайд 6

✓охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ✓обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности ✓достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования Задачи:

Слайд 7

✓обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО ✓создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ✓построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития Задачи:

Слайд 8

Коррекционно-развивающая работа и (или) инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. ДОО имеет право и возможность разработать программу КРР в соответствии с ФГОС ДО КРР в ДОО реализуется в форме групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Выбор конкретной программы коррекционно-развивающих мероприятий, их количество, форма организации, методов и технологий реализации определяется ДОО самостоятельно , исходя из возрастных особенностей и ООП обучающихся.

Слайд 9

обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (агрессивность, импульсивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная)самооценка, завышенный уровень притязаний Целевые группы КРР нормотипичные дети с нормативным кризисом развития Письмо Министерства образования и науки от 1 декабря 2015 г. N ВК-2969/07 О направлении методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении, признанные таковыми в нормативно установленном порядке обучающиеся с особыми образовательными потребностями

Слайд 10

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды обучающиеся по индивидуальному учебному плану (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе ЧБД) одаренные обучающиеся обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации

Слайд 11

№ Целевая группа: дети с ООП Определение направленности КРР 1 Дети с ОВЗ и дети-инвалиды На основании рекомендаций ПМПК в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования На основании индивидуальной программы реабилитации/абилитации (ИПРА) 2. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе ЧБД) На основании медицинского заключения, рекомендаций ППК по результатам психологической и педагогической диагностики 3. Одаренные обучающиеся На основании заключения ППК по результатам психологической и педагогической диагностики 4. Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации (билингвальные обучающиеся, дети мигрантов, испытывающими трудности с пониманием государственного языка Российской Федерации на дошкольном уровне образования) На основании заключения ППК по результатам психологической диагностики или по запросу родителей (законных представителей) ребёнка Коррекционно-развивающая работа организуется:

Слайд 12

заключение ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога и (или) родителей (законных представителей подзаголовок Обучающиеся «группы риска» подзаголовок Основной текст Основной текст подзаголовок Основной текст подзаголовок Основной текст Дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем; проблемы неврологического характера (потеря аппетита) Дети, имеющие эмоциональные проблемы: повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий Дети, имеющие поведенческие проблемы: грубость, агрессия, обман; проблемы регуляторного характера: расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания Дети, имеющие проблемы общения: стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве

Слайд 13

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

Слайд 14

Дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке Статья 1 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Основания признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, так и признания семьи, находящейся в социально опасном положении, подлежат выяснению и подтверждаться документально Дошкольная образовательная организация при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно направляют информацию специалистам в сфере опеки и попечительства и районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту фактического проживания ребенка, в отдел внутренних дел района по месту нахождения образовательного учреждения, учредителю (управление образования)

Слайд 15

Коррекционно-развивающая работа организуется: Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учётом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ППК ДОО 1. По обоснованному запросу педагогов и родителей (законных представителей) 2. На основании результатов — психологической диагностики 3. На основании рекомендаций ППК

Слайд 16

Содержание КРР на уровне ДО

Слайд 17

Диагностическая работа своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении ранняя (с первых дней пребывания обучающегося в ДОО) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка изучение направленности детской одаренности, изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально- психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды

Слайд 18

лью Федеральной программы является разностороннее развитие В содержание КРР включено - создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности. ⃰-формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в Российское образовательное пространство с сохранением культуры идентичности, связанной со страной происхождения Реализация КРР для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, согласно нозологическим группам, осуществляется в соответствии с ФАОП ДО

Слайд 19

« Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования» (письмо Минпросвещения России ТВ-413-03 от 13.02.2023)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы.

Принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования выдвигает новые требования к обеспечению качественного и ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЛЕНЯТА»

Программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфин» города Муравле...

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в ДОУ

В статье описаны направления и задачи коррекционно-ращвивающей работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении...

«Направления и задачи коррекционно – развивающей работы с дошкольниками согласно ФОП ДО»

Цель моей статьи — познакомить Вас с направлениями и задачами коррекционно – развивающей работы с дошкольниками согласно  Федеральной образовательной Программы Дошкольного образования...