Семинар-практикум "Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе" для педагогов младших групп
консультация по психологии (младшая группа)

Виталёва Яна Витальевна

Конспект семинара-практикума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_bl_atmos_v_ml_gr.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе» (воспитатели 1 мл гр)

«…Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем и среди этих качеств на первом месте- умение проникнуть в духовный мир ребёнка»

– Сухомлинский В.А.

Представьте себе впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад: вы в незнакомом городе, многие жители которого больше вас, а есть и просто гиганты, которые проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока не ясны (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже!). А в квартире, где вам предстоит жить, живут еще 15-20 человек. Они о чем-то говорят, бегают, некоторые плачут, и нет места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого человека, который бы объяснил, что все это значит. Ходить же одному поэтому незнакомому городу вообще страшно – того и гляди заблудишься.

Согласитесь, картина не из приятных. Именно поэтому одна из основных задач адаптационного периода – формирование чувства уверенности в окружающем.

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный климат.

Для создания условий эмоционально благоприятной атмосферы пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

- принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помните: плохих дошкольников нет!

- обращаться к каждому малышу по имени и своевременно хвалить;

- в деятельности опираться на добровольную помощь детей;

- участвовать в совместной деятельности с детьми как равноправный партнер, быть затейником и участником детских игр и забав.

- в затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

- привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой и помощью.

- навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

- запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

- тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, улыбчивого, позитивно настроенного и всегда готового прийти на помощь человека.

 Я предлагаю проверить воспитателям, к какому стилю педагогического общения они относятся: авторитарный, либеральный и демократичный. (РАЗДАТЬ АНКЕТЫ)

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе «психологический душ», который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Комплекс упражнений  для снятия  эмоционального напряжения педагогов.

1.     Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2.     Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».

3.     Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4.     Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5.     Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

6.     Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».

7.     Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

8.     Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».

9.     Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И  все у меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».

Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных ситуаций. В группе создать специальные уголки и зоны для игр.

Также формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников и т.д. Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка: заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки.

Обязательным условием правильно организованного взаимодействия с детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной атмосферы, является учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка:  характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов и пр.

В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Это уголок природы. Растения и  вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Это уголок рисования.

Известно, что изодеятельность  для ребенка это  возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает  решать эту проблему. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами, маркерами и теми материалами, которые недоступны ребёнку дома.   

Уголок релаксации.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, и являются успокаивающим и расслабляющим действием.

Для того чтобы создать благоприятную атмосферу в группе, необходимо, чтобы родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Воспитатели оказывали родителям необходимую им педагогическую помощь в процессе ежедневного общения с ними, консультирования через материалы родительского уголка.

Задача педагога состоит в изучении психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинг, беседы; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи, характерных черт поведения, интересов и склонностей самого ребенка.

Притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»

Уважаемые педагоги! Создание благоприятной атмосферы в группе детского сада в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для родителей и педагогов младшей группы в адаптационный период.

Адаптационный период ребенка к условиям ДОУ- это новый этап в жизни не только ребенка, но и родителей и воспитателей. Очень важно пройти этот период с наименьшими психологическими потерями у каждой из...

2020-2021 г - оценочный лист педагога младшей группы; 2021-2022- оценочный лист педагога средней группы.

         Оценочный  лист для выплаты поощрительной  премии  по итогам работы за 2020-2021 учебный год      ...

Инновационная деятельность педагога младшей группы

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

Консультация для педагогов младших групп

Консультация для педагогов младших групп "Психологическое обеспечение адаптационнгоо периода ребенка в ДОУ"...

Консультация для педагогов младших групп по проекту "Ребятам о зверятах"

Консультация помогает определить общее направление деятельности музыкального руководителя и воспитателей во вторых младших группах нашего дошкольного отделения для согласованности действий и плодотвор...

Рабочая программа образовательной деятельности педагогов младшей группы № 4 общеразвивающей направленности на 2020 – 2021 учебный год

 В центре Рабочей Программы – современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или законо...

Консультация педагога-психолога для педагогов младшей группы ДОУ "Возрастные особенности детей 3-4 лет"

Описание возрастных особенностей детей дошкольного возраста (3-4 лет), важных новообразований, целей и задач по воспитанию и развитию предназначенных для педагогов ДОУ....