Методики для диагностики памяти
учебно-методический материал по психологии

Запорожская Алена Сергеевна
Для определения уровня развития памяти следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ:

        Для определения уровня развития памяти следует сопоставить результаты диагностических методик с теоретическими данными об этапах развития процесса. В данном разделе предложены наиболее простые для применения методики.        Определение уровня развития данного психического процесса фиксируется в сводной таблице при помощи знаков:

Выше среднего (+) – Ребенок безошибочно выполнил все задания, старательно и быстро справился с тестом.

Средний уровень (V) – Ребенок допустил незначительные ошибки, после помощи взрослого исправил их.

Ниже среднего (-) – Ребенок с трудом справлялся с заданиями, допускал многочисленные и «грубые» ошибки, отказывался принимать помощь взрослого.

Низкий уровень (!) – Ребенок совершенно не справился с заданиями, отказывался их выполнять, ссылаясь на свое незнание и т.п.

        

1. «ЧТО ПРОПАЛО?»

Цель: Методика направлена на исследование уровня развития непроизвольной  и зрительной памяти.

Источник:  Гатанова Н., Тунина Е. Программа развития иобучения дошкольника. Тесты для детей 4-х лет. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002, стр. 10

Материал: Пять игрушек или предметов, хорошо знакомых детям: машинка, мячик, книжка, ключи и карандаш.

Задание: Положите перед ребенком выбранные предметы, называя каждый. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите один предмет. Спросите: «Какой предмет исчез?». Ребенок должен определить, какой предмет исчез, с первой попытки. Задание можно усложнить тем, что предметы меняют местами и  ребенка просят расставить предметы в той последовательности, в которой они стояли первоначально.

2. ЗАПОМНИ СЛОВА:

Цель: Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения.

Источник: Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»./Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2001, стр.6

Задание: Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации. Ребенку предъявляется инструкция №1: «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, потом повторишь в том же порядке, в каком я их говорила. Давай попробуем…» Далее инструктор с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. После того, как ребенок повторил все слова (неважно в правильном или неправильном порядке), необходимо, чтобы он повторил их еще раз. Психолог предъявляет ребенку инструкцию №2: «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов. Инструкция №3: «А сейчас повтори слова, которые ты запомнил первыми…»

Инструкция №4: «А теперь повтори другие слова, которые ты запомнил». Психолог регистрирует все слова, которые произносит ребенок после выполнения инструкций.

Группы слов для запоминания:

1 группа:

2 группа:

Дом, Лес, Кот

Холод, Рыба, Книга

Брат, Окно, Вода

Лед, Меч, Круг

Анализируемые показатели:

        * Количество необходимых для полного запоминания повторений;

        * Возможность удержания порядка слов;

        * Наличие привнесенных слов, близких по смыслу (парафазии);

        *Характер воспроизведения в целом.

Примечание: как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3 слов в правильном порядке с 2-3-х предъявлений; а из 5-ти слов – с 3-4 предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен.

3. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Цель: Методика направлена на диагностику уровня развития зрительной  памяти ребенка.

Источник:  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.2

Задание: Рассмотри картинку и хорошо запомни ее. А теперь посмотри что изменилось? (ребенку предъявляют сначала одну яркую картинку, а затем другую похожую, но с некоторыми изменениями – 8 изменений». Если ребенок с первой попытки смог назвать более 5 изменений, то его уровень соответствует уровню выше среднего. Если ребенок затрудняется найти эти изменения, то предложите малышу смотреть и запоминать определенные элементы (части) картины, а затем вспоминать что изменилось именно в этой части второй похожей картины.

4. «ПОДАРКИ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня развития произвольной памяти.

Источник:  :  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.4

Материал: Иллюстрации: 1) с изображением зверят, которые принесли зайчонку подарки. Каждый герой принес свой подарок зайчику на день рождения. 2) с изображением подарков, которые кто-то подарил зайчонку.

Задание: Предложите ребенку внимательно посмотреть на первую картинку и назвать, кто и что принес зайчику в подарок. Покажите ребенку вторую картинку и попросите его помочь зайке вспомнить, кто что подарил.

4. «ПОДБЕРИ ПАРУ»

Цель: Методика направлена на исследование уровня развития логического, опосредствованного запоминания.

Источник:  :  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Тренируем память. Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста. М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2002, стр.8

Материал: Парные картинки, логически связанные друг с другом по смыслу (тучка-зонтик; тетрадь-карандаш; ведро-лопата; ваза-цветок; елочка-грибочек; домик-заборчик); иллюстрации с «перепутанными» парами.

Задание: Рассмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. А теперь зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая пара была у каждой картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Моя курсовая работа на тему "Диагностика памяти детей старшего дошкольного возраста"

Ранний и дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно изучать особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста. Более того диагн...

«Диагностика памяти у детей среднего дошкольного возраста в специальном дошкольном образовательном учреждении»

Память начинает себя проявлять с самого рождения и продолжает функционировать и развиваться, распространяясь в различные виды деятельности ребенка. Ребенок в своей игровой деятельности демонстрирует и...

Тест для диагностики памяти у дошкольников

Тест для диагностики памяти у дошкольников...

Выступление на тему : Эйдетика - методика развития детской памяти

игры с детьми , которые основаны на методах Эйдетики...

Разработка публичного выступления «Эйдетика - методика развития детской памяти»

Расширение и обогащение знаний о развитии образно-ассоциативного мышления у детей  дошкольного возраста с помощью игровых упражнений....

Тест для диагностики памяти у дошкольников

Тест для диагностики памяти у дошкольников...