Развитие познавательной мотиваци у дошкольников.
методическая разработка по психологии

Селезнева Елена Николаевна

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.

Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_motivatsiya.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности.

Виды мотивов:

Познавательные мотивы– стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. `        Социальные мотивы–стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми.

Мотив достижения успеха— стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить

Мотив избегания неудачи– это такой мотив, когда дети стараются избежать плохой оценки их деятельности и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство воспитателя, учителя, санкции родителей.

Мотив саморазвития— это стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Мы будем говорить о познавательной мотивацию;

  • во-первых, потому что среди других видов мотивации познавательная мотивация остается главной
  • во-вторых, потому что дошкольный возраст особо благоприятен для ее формирования 
  • в-третьих, потому что в выработке этой мотивации взрослые допускают типичные ошибки.

1. Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.

Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности.

Мотивация может быть:

  • Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
  • Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
  • Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
  • Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
  • Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
  • Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).

Мотивация детей – это очень важный этап на пути формирования у познавательных  мотивов, которые могут придать учёбе смысл, а сам факт учебной деятельности сделать важной целью для ученика в школе

 В ином случае успешное обучение станет невозможным. Мотивация к обучению, к сожалению, сама по себе проявляется довольно редко. Именно по этой причине нужно использовать различные методы её формирования, чтобы она могла обеспечивать и поддерживать плодотворную учебную деятельность на протяжении продолжительного периода времени

Приём формирования мотивации к учебной деятельности:

  • Создание ситуаций занимательности - это процесс внедрения в учебные занятия интересных и занимательных опытов, жизненных примеров, парадоксальных фактов, необычных аналогий, которые будут привлекать внимание детей, и вызывать у них интерес к предмету изучения.
  • Эмоциональные переживания – это переживания, которые создаются путём привидения необычных фактов и проведения опытов во время занятий, а также вызываются масштабностью и уникальностью излагаемого материала.
  • Сопоставление научных и житейских толкований природных явлений – это такой приём, в котором приводятся какие-то научные факты и сопоставляются с изменениями в образе жизни людей, что взывает у детей  интерес и желание узнать больше, т.к. это отражает действительность.
  • Создание ситуаций элементов познавательного спора  (проблемные ситуации) – данный приём основывается на том, что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме.
  • Создание ситуаций успеха в учении - основан приём на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей в обучении.

Дошкольники усваивают новый материал в процессе игры, а мотивация определяет “программу” игровых действий. При этом учитываем следующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

4. Содержание занятий или творческих заданий должно быть трудным, но посильным.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия или задания, стимулировать познавательную активность детей.

Принципы мотивации:

  • нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
  • обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
  • обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
  • действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Выделяют такие типа мотивации в детском саду:

  1. Игровая мотивация – «Помоги игрушке».

      Посмотрите видеоролик: воспитатель показывает драматизацию сказки «Теремок» при помощи настольного театра. В тот момент, когда медведь рушит домик и все звери разбегаются, воспитатель спрашивает детей: что же теперь делать, где же будут жить звери? Дети начинают высказывать свои предположения, проявляя инициативу. Сами выбирают виды конструктора и сами решают, для кого они будут строить и какой будет теремок, проявляют самостоятельность. Дети достигают цели обучения, решая проблемы игрушек. Важно, чтобы в конце игрушка обязательно похвалила ребенка и у него была возможность поиграть с ней.

Вопрос: В каких видах организованной образовательной деятельности можно использовать данную мотивацию?

  1. Помощь взрослому – «Помоги мне». В данном случае мотивом является желание быть полезным взрослому возможность получить одобрение, а также интерес к  делу, которое можно выполнить вместе.

      Алгоритм создания мотивации:

  • Сообщаете детям о предстоящем деле и просите их помочь вам. Выясняете, как они могут вам помочь.
  • Каждому ребёнку даётся посильное задание.
  • В заключении подчеркиваете, что результат  достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Задание: смоделируйте несколько ситуаций.

  1.  «Научи меня». 

 Вопрос: В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот тип мотивации? (В старших группах в  организованной ОД  и игровой деятельности).

Посмотрите видеоролик: Воспитатель сообщает, что хочет сделать подарки малышам, но не знает как. Спрашивает, согласны ли они ей помочь? Дети  учат воспитателя.  По окончании  каждому ребёнку даёт оценку его действиям, хвалит каждого ребенка.

  1. Показ приема «Создание предметов своими руками для себя».

        Посмотрите, какой красивый у меня цветок, хотите сделать для себя такой же? А может, вы хотите  подарить такой же  маме? Смотрите,  как я буду его делать. (Желающие участники семинара тоже складывают цветок из бумаги). Теперь и у вас есть цветок. Какие они получились красивые!

          В нашу жизнь прочно вошли информационно коммуникационные технологии. Разработано достаточно много обучающих игр. Сама возможность использования компьютера уже является для детей мотивом к деятельности. ИКТ также являются эффективным средством повышения мотивации к деятельности.

5. Показ сюжетов с использованием ИКТ:

  • Воспитатель сидит на стуле, включает на планшете запись песенки колобка из мультфильма. Дети проявляют интерес и подбегают к воспитателю. Подпевают. Далее дети с помощью воспитателя вспоминают сказку «Колобок», выбирают костюмы и драматизируют ее.
  • На экране при помощи проектора появляется бабушка сказочница и приглашает детей послушать сказку.
  • На экране появляется персонаж мультфильма и просит детей о помощи. Дети придумывают разные способы спасения, изображают их в рисунке или лепке. По окончании персонаж благодарит их и предлагает посмотреть мультфильм.

6.  Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). например: дети, собираясь на прогулку находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите. солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.

7. Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)
8. Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи

Положительное отношение к деятельности создается двумя путями

- первый путь достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения взрослым положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности.

-второй путь лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Создание ситуации успеха

 Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей ребенка). Необходимо проводить беседы с родителями о возможности создания ситуации успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной мотивации у дошкольников"

Мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности...

Развитие познавательной мотивации дошкольников через экспериментально – исследовательскую деятельность

Опыт работы по развитию познавательной мотивации через экспериментально-исследовательскую деятельность с детьми среднего возраста....

Развитие познавательной мотивации дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность

Развитие познавательной мотивации дошкольников через эксперементально-исследовательскую деятельность...

«Развитие познавательного интереса и познавательной мотивации дошкольников»

В презентации представлены различные игры и примеры мотивации старших дошкольников к выполнению заданий к этим играм...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника

Для успешной адаптации и самореализацииребенка в обществе, необходимо изменить наш взглядна сложившуюся систему методов и приемов воспитания.Основная наша задача — подготовить ребенка к жизнив з...

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий

Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий....