Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация по психологии

Семенютина Лариса Юрьевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_pedagogi.docx160.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\1618551105_50-phonoteka_org-p-fon-vesennii-detskii-51.jpg

«Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен, и на который они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображения» - пишет известный психолог и психотерапевт Д. Бретт.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьмиСказки помогают детям преодолевать тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться в жизни. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы: противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир,— очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во «взрослом» мире. Даже если они и встречаются — все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают «как от стенки горох» — не правда ли знакомая картина? В результате дети, мышление которых подчас предельно однозначно («да—нет», «плохо— хорошо», приходят к выводу о том, что вы им помочь не можете.

Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребенку «по жизни» или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.

Выход здесь такой — самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя «как рыба в воде». В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз — фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.C:\Users\User\Pictures\1618551105_50-phonoteka_org-p-fon-vesennii-detskii-51.jpg

Значит, надо вспоминать,— и именно в этом вам помогут сказочные истории, написанные специально для наших с вами детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории помогут детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы и быть Вам благодарными за это — ведь именно Вы прочитаете их своим детям.

Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием нескольких видов сказок : авторские, художественные, народные, психотерапевтические, психокоррекционные, медативные и дидактические.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

• Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

• Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой, и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

• Страшные сказкиСказки про нечистую силу : ведьм, чудовищ, страшилок, и прочих. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

• Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет.

Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. Они могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. Такие занятия перестают быть скучными и появляется смысл выполнения заданий.

На занятиях нам важно, чтобы ребенок проникся учебным материалом, и для этого мы тоже сочиняем сказки. Особенно интересным оказывается создание сказок для занятий валеологии, где ребята постигают науку о здоровом образе жизни (сказки «Жили – были 2 микроба», «Сказка про зубки»).

Немного о содержании альбома сказок.

Все истории, которые вы найдете в этом альбоме, являются проблемно- ориентированными. Иными словами, каждая из них предназначена для решения какой-то одной проблемы или нескольких сразу

Безусловно, каждая из этих историй имеет определенную направленность. Такая история — это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Что могут дать такие истории   детям?C:\Users\User\Pictures\1618551105_50-phonoteka_org-p-fon-vesennii-detskii-51.jpg

Во-первых, они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы не «стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях.

Во-вторых, в результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».

В-третьих, истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать — и окончание обязательно будет счастливым.

Перед каждой сказкой обозначена ее направленность: круг проблем, на разговор о которых ориентирована сказка. Однако любая история, приведенная здесь, будет полезна каждому ребенку — конечно, в большей или меньшей степени. Дело в том, что в сказочных историях можно выделить четыре группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

Это естественные для каждого ребенка конфликты, противоречия, обиды и пр., возникающие в детском саду, в школе, дома и на улице.

2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности.

Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребенок, досаждающий вам и другим детям и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и «забитым».

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

Здесь самое важное не то, чего именно ребенок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни — все в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все внимание ребенка,— тогда требуется помощь. Еще надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся-то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своем страхе.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Каждый возраст приносит ребенку новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться одному, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребенок идет в школу — и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учебой.

Воспитатель, использующей в своей работе сказкотерапию, должен хорошо представлять себе, с какими проблемами он встречается и какие сказки могут помочь ребенку в решении этих проблем. Зная проблематику, мы можем найти такой сказочный материал, который поможет ребенку опереться на что-то положительное в себе и только потом позаботиться о смягчении отрицательного. И сказка может стать для нас веселым и тактичным помощником в этом деле.

Педагог-психолог Семенютина Л.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста «Путешествие в сказочный мир».

Сказкотерапия в работе с детьми по развитию психических функций. Практикум для педагогов и родителей. Как можно помочь своему ребенку, используя сказкотерапию как терапевтический метод....

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

элементы сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация на тему "Элементы сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"...