Стендовая информация для родителей. Гиперопека.
консультация
Гиперопека– чезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать поступать детей определенным, наиболее безопасным для родителей способом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 251.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога для родителей.
Гиперопека.
Забота, которой слишком много…
Гиперопека– чезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать поступать детей определенным, наиболее безопасным для родителей способом.
Конечно, любой ребенок нуждается в помощи и заботе со стороны мамы ипапы, и не каждая подсказка или напоминание являются проявлением гиперопеки. Забота становится излишней, когда родители делают за ребенка то, что он вполнеможет научиться делать сам, или, когда в результате этой помощи ребенок чувствует себя слабым. Часто можно встретить расхожее мнение, что исключительное внимание родителей необходимо для благополучного развития ребенка. Это действительно так, если мы говорим о младенцах до года. После этого возраста ребенку важен баланс самостоятельности и родительской заботы, и с каждым годом его жизни этот баланс меняется: самостоятельности должно становится все больше.
Лежащее в основе гиперопеки стремление мамы «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя, часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство мамы. Это порождает у ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.
Главная неблагоприятная роль гиперопеки – передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение несвойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе.
Что делать?
Взрослому тяжело признать в себе склонность к чрезмерной опеке. Но если этот барьер преодолеть, то будет легче сделать все остальное. Начните контролировать не ребенка, а свое отношение, например:
- Не требуйте принятия правильного решения в той или иной ситуации. Помните: все люди ошибаются, и только так они учатся не повторять ошибок. Позвольте ребенку набираться собственного жизненного опыта. Всегда доверяйте ему.
- Уважайте желание ребенка и личное пространство. Если ребенок говорит, что не любит лук в котлетах, то не надо настаивать, что он ничего не понимает, и лук там вообще не чувствуется. Просто сделайте пару котлет без лука.
- Снижайте контроль до минимального уровня. Избегайте выражения «Мамочка всегда знает, что для тебя лучше».
- Позвольте малышу проявлять самостоятельность (если его действия не будут опасными). Начните предлагать ребенку выбор. Пусть сам учится принимать решения. Например, «Я купила бананы и яблоки. Что ты хочешь съесть?». Если ребенок не привык выбирать самостоятельно, и затрудняется с ответом, просто положите перед ним и банан, и яблоко. Пусть кушает, что хочет.
- Поощряйте общение со сверстниками, вмешиваясь лишь в критические моменты. Учите ребенка учитывать мнения и интересы других детей. Объясняйте ребенку причину конфликтов, например: «Ты не поделился игрушкой, вот ребята и обиделись, и поэтому решили играть в другую игру, а
ты остался со своей игрушкой один. В следующий раз ты можешь поделиться игрушкой, и ребята будут с тобой играть. Вместе играть веселее»
- Оценивайте не ребенка, а его поступок, чтобы ребенок знал, что «Это не я плохой, а мой поступок»
- Не разговаривайте с ребенком приказным тоном, но и не сюсюкайтесь как с грудным малышом.
- Дайте ребенку свободу. Пусть сам выбирает друзей и занятие по желанию: играть, рисовать, лепить из пластилина или строить из конструктора. Если будут проблемы, он сам вас попросит о помощи и о совете. Но даже тогда избегайте указаний и приказов, просто дайте ему совет в уважительной форме.
Сначала ребенку будет сложно - ведь он не привык сам что-либо решать. Но очень скоро он научится, и вы удивитесь, каким разумным и самостоятельным может быть ваш ребенок.
Безусловно, родители должны
всегда быть готовыми прийти на помощь, но это не обязывает их жить вместо своих детей. Лучше наблюдать и подсказывать, а не делать все за них.
Контролировать детей надо. Но контроль должен быть мягким и ненавязчивым. Вы должны советовать и объяснять. А не приказывать и требовать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425502-1395768940.jpg)
Стендовая информация для родителей
В этом материале помещена стендовая наглядная информация для родителей по театрализованной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-45545-1519747263.jpg)
Стендовая информация для родителей "Стили воспитания"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445196","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 200px;"}}]]Современные родители – очень занятые люди, не ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/27/picture-730093-1451243438.jpg)
Стендовая информация для родителей дошкольников
Учим усидчивостиЧто делать если ребенок не разговаривает...
Полноценный сон (стендовая информация для родителей)
Стендовая информация для родитеей о значении здороаого сна для детей дошкольного возраста. Какие есть требования, которые необходимо выполнять, чтобы ребенок получал полноценный сон. Для п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-827553-1614406985.jpg)
стендовая информация для родителей
Эта информация поможет родителям выбрать првильную обувь для детей с целью профилактики плоскостопия...