Стендовая информация для родителей. Гиперопека.
консультация

Дмитриева Ева Павловна

Гиперопека–   чезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать  ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать поступать детей определенным, наиболее безопасным для родителей способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovaya_informatsiya._giperopeka.docx251.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для родителей.

Гиперопека.

Забота, которой слишком много…

Гиперопека–   чезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать  ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать поступать детей определенным, наиболее безопасным для родителей способом.

Конечно, любой ребенок нуждается в помощи и заботе со стороны мамы ипапы, и не каждая подсказка или напоминание являются проявлением гиперопеки. Забота становится излишней, когда родители делают за ребенка то, что он вполнеможет научиться делать сам, или, когда в результате этой помощи ребенок чувствует себя слабым. Часто можно встретить расхожее мнение, что исключительное внимание родителей необходимо для благополучного развития ребенка. Это действительно так, если мы говорим о младенцах до года. После этого возраста ребенку важен баланс самостоятельности и родительской заботы, и с каждым годом его жизни этот баланс меняется: самостоятельности должно становится все больше.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/24/a0083841-7cf4-4e61-8203-bdd110870ed6.jpeg

 Лежащее в основе гиперопеки стремление мамы «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя, часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство мамы. Это порождает у ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.

Главная неблагоприятная роль гиперопеки – передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение несвойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе.

Что делать?

Взрослому тяжело признать в себе склонность к чрезмерной опеке. Но если этот барьер преодолеть, то будет легче сделать все остальное. Начните контролировать не ребенка, а свое отношение, например:

  • Не требуйте принятия правильного решения в той или иной ситуации. Помните: все люди ошибаются, и только так они учатся не повторять ошибок. Позвольте ребенку набираться собственного жизненного опыта. Всегда доверяйте ему.
  • Уважайте желание ребенка и личное пространство. Если ребенок говорит, что не любит лук в котлетах, то не надо настаивать, что он ничего не понимает, и лук там вообще не чувствуется. Просто сделайте пару котлет без лука.
  • Снижайте контроль до минимального уровня. Избегайте выражения «Мамочка всегда знает, что для тебя лучше».
  • Позвольте малышу проявлять самостоятельность (если его действия не будут опасными). Начните предлагать ребенку выбор. Пусть сам учится принимать решения. Например, «Я купила бананы и яблоки. Что ты хочешь съесть?». Если ребенок не привык выбирать самостоятельно, и затрудняется с ответом, просто положите перед ним и банан, и яблоко. Пусть кушает, что хочет.

  • Поощряйте общение со сверстниками, вмешиваясь лишь в критические моменты. Учите ребенка учитывать мнения и интересы других детей. Объясняйте ребенку причину конфликтов, например: «Ты не поделился игрушкой, вот ребята и обиделись, и поэтому решили играть в другую игру, а

ты остался со своей игрушкой один. В следующий раз ты можешь поделиться игрушкой, и ребята будут с тобой играть. Вместе играть веселее»

  • Оценивайте не ребенка, а его поступок, чтобы ребенок знал, что «Это не я плохой, а мой поступок»
  • Не разговаривайте с ребенком приказным тоном, но и не сюсюкайтесь как с грудным малышом.
  • Дайте ребенку свободу. Пусть сам выбирает друзей и занятие по желанию: играть, рисовать, лепить из пластилина или строить из конструктора. Если будут проблемы, он сам вас попросит о помощи и о совете. Но даже тогда избегайте указаний и приказов, просто дайте ему совет в уважительной форме.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3417386/pub_5eccdf410d590b68ff5745af_5ecce29e9a3f742070eec824/scale_1200Сначала ребенку будет сложно - ведь он не привык сам что-либо решать. Но очень скоро он научится, и вы удивитесь, каким разумным и самостоятельным может быть ваш ребенок.

Безусловно,  родители   должны

всегда быть готовыми прийти на помощь, но это не обязывает их жить вместо своих детей. Лучше наблюдать и подсказывать, а не делать все за них.

Контролировать детей надо. Но контроль должен быть мягким и ненавязчивым. Вы должны советовать и объяснять. А не приказывать и требовать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовая информация для родителей

Информация для родителей...

Стендовая информация для родителей

В этом материале помещена стендовая наглядная информация для родителей по театрализованной деятельности....

Стендовая информация для родителей "Стили воспитания"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445196","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 200px;"}}]]Современные родители – очень занятые люди, не ...

Стендовая информация для родителей дошкольников

Учим  усидчивостиЧто делать если ребенок не разговаривает...

Полноценный сон (стендовая информация для родителей)

Стендовая информация для родитеей о значении здороаого  сна для детей дошкольного возраста. Какие есть требования, которые необходимо выполнять, чтобы ребенок получал полноценный сон. Для п...

стендовая информация для родителей

Эта информация поможет родителям  выбрать првильную обувь для детей с целью профилактики плоскостопия...