Личностное развитие ребенка раннего возраста
статья по психологии (младшая группа)

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnoe_razvitie_rebenka_rannego_vozrasta.docx13.52 КБ

Предварительный просмотр:

Личностное развитие ребенка раннего возраста.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: ≪Тата≫, ≪Саша≫. Потом, к трем годам, появляется местоимение ≪я≫. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего ≪я≫, но того, что ≪я хороший≫, ≪я очень хороший≫, ≪я хороший и больше никакой≫. В это время у детей появляются первые признаки негативизма,упрямства, агрессии, которые являются симптомами кризиса трех лет. Это один из самых значимых эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. В это время наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним.

В период от 1,5 до 2-х лет дети начинают усваивать нормы поведения. Например, быть аккуратными, сдерживать свои эмоции, быть послушными, выполнять требования и просьбы.

При переходе со 2 на 3-й год жизни у ребенка формируются такие свойства мотивации, как потребности в достижении успеха. Эта потребность появляется в том, что а) дети приписывают свои успехи и неудачи каким-либо обстоятельствам, например, усилиям. Другой признак этой потребности – б) характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Эта мотивационная сторона тесно связана с имеющейся самооценкой ребенка.

Признаки развития самосознание у ребенка:

1) Влияние на поведение других людей. 2-х летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям (малыш просит пересесть маму на другой стул, издать забавный звук). Таким образом, дети осознают свою способность влиять на поведение других людей.

2) Описание своего поведения. На 3-м году, малыш, выполняя какое-либо действие, описывает его. Взбираясь на стул, приговаривает: «Я сяду», строя башню из кубиков: «Я строю», «Я ем», «Тима сидит» и т.д.

) Узнавание себя. Узнает себя в зеркале (с 22 месяцев, так. проводился эксперимент: детям пачкали нос и подводили к зеркалу. Дети до 22 месяцев не реагировали на свое изображение, а старшие – трогали нос).

4) Чувство собственности. Пример: два 3-х летних незнакомых мальчика играли в разных концах незнакомой комнаты в присутствии своих матерей. В течение первых 20 минут игры один из мальчиков, Джек, несколько раз отбирал игрушки у другого мальчика Билла. Вначале Билл на это не реагировал. Но после очередного «нападения» Билл пересек комнату, взял игрушку, с которой играл Джек, и отнес ее к своим игрушкам. Через несколько минут Джек пытался отнять ее, но Билл крепко схватил ее, и ему удалось отстоять игрушку. Так Билл проявил чувство собственности (забрал игрушку и отстоял ее).

5) Эмпатия. (Развитие личности ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности социально-личностного развития детей раннего возраста

Социальность- совокупность приобретенных человеком  качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступа...

«Семейные традиции как фактор социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста»

В статье обобщён опыт работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников....

социально личностное развитие в раннем возрасте

Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух- трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности...

Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста

Социально - личностное развитие - одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчеркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей. Социально - лично...

Социально – личностное развитие ребенка раннего возраста

Социальное развитие – это длительный воспитательный процесс, который начинается уже впервые месяцы жизни человека и сопровождает его всю жизнь. Ранний возраст – является тем периодом, когд...

«СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ»

В данной статье пишется о социально- личностном развитии детей раннего возраста по средством сказкотерапии.Сегодня  сказкотерапия  играет функцию  диагностирующей роли: в детском саду с...