Профилактическое занятие по предотвращению буллинга "Сказка о Серёже"
план-конспект занятия по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Н.Н.Лысенко

Профилактическое занятие по предотвращению буллинга "Сказка о Серёже"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Профилактическое занятие по предотвращению буллинга

«Сказка о Серёже».

Педагог-психолог: Лысенко Н.Н.

с. Кулунда, 2023г.

Профилактическое занятие по предотвращению буллинга

«Сказка о Серёже».

Цели: провести профилактику буллинга у детей; формировать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, взаимодействия; установить доброжелательный контакт между сверстниками; снизить эмоциональное напряжение.

Материалы: клубок цветных ниток, аудиозапись с релаксационной музыкой, бумага, стикеры с плохими и хорошими качествами, мусорное ведро, карандаши, два одинаковых яблока, одно из которых предварительно несколько раз били о твердую поверхность.

I. Приветствие, обсуждение правил.

Цели: создать положительный эмоциональный фон, способствовать снятию тревоги и напряжения, создать атмосферу доверия, сплотить детей.

Дети на ковре сидят в кругу.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что я люблю играть с ребятами и рассказывать интересные истории? Ребята, сегодня мы будем с вами играть, слушать сказку и рисовать. Хотите? (Дети отвечают.) В каждой игре есть правила, которые нужно соблюдать. Как вы думаете, какие у нас правила? (Дети отвечают, педагог-психолог обобщает их ответы.) Молодцы! Наши правила:

нельзя ссориться, перебивать и мешать друг другу, можно обращаться друг к другу только по имени.

1. Упражнение «Невидимая нить».

Цели: создать положительный эмоциональный фон, сплотить детей.

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, что это тут лежит? (Педагог-психолог обращает внимание детей на клубок ниток на полу.)

Как вы думаете, как он сюда попал? Кажется, клубок живой, он хочет нам что-то сказать. Я знаю, что все клубки – очень большие говоруны, но понять их может только тот человек, который связал сто пар носков. Вы связали сто пар носков? (Дети отвечают.) А я связала! Поэтому я буду переводить все, что расскажет клубок! (Педагог-психолог делает вид, что прислушивается.) Клубок хочет поиграть с вами. А вы хотите? (Дети отвечают.) Сейчас мы будем передавать этот клубок друг другу по кругу. Тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него настроение. Те из вас, кто уже держал клубок, не отпускают его ниточку.

Когда клубок возвращается к педагогу-психологу, он просит детей натянуть нить, закрыть глаза и представить, что они единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. Затем педагог-психолог постепенно сматывает клубок, и когда он берет нитку у каждого ребенка, то повторяет его имя и называет качество ребенка.

#1059;пражнение «Поглаживание».

Цели: создать доверительную атмосферу, снять психомышечные зажимы, проработать страхи.

Педагог-психолог: Ребята, как-то я сидела у себя в кабинете, и вдруг кто-то легонько погладил меня по спине. Вот так… (Педагог-психолог подходит к каждому ребенку и нежно гладит его по спине). Я обернулась, но никого не увидела. Я даже немного испугалась. Вдруг кто-то снова погладил меня, только уже по руке. Вот так… (Психолог подходит к каждому ребенку и нежно гладит по руке.) А это, оказывается, клубочек меня гладил. Он любит общаться со мной. Ребята, наш клубочек часто рассказывает мне сказки. Он столько повидал на этом свете, столько историй знает, столько сказок слышал. С ним очень интересно! Вот и сейчас он хочет рассказать вам сказку. Давайте сядем на стульчики и вместе послушаем ее.

II. Работа с авторской сказкой «Сережа в детском саду».

Педагог-психолог: В одном городе жил-был мальчик Сережа. Ему было шесть лет. Сережа был уже большой, и каждый день ходил в детский сад. Садик был хороший: там была добрая воспитательница, много ярких игрушек, интересных книжек, веселые девочки... Но… В группу вместе с Сережей ходил мальчик Артур. Артур был умный, сильный, он ходил в спортивную секцию. С Артуром дружили многие мальчишки, ведь родители покупали ему самые дорогие и модные игрушки, и Артур приносил их в детский сад. А с Сережей никто не хотел дружить, ведь он был полный, неуклюжий и к тому же носил очки. В детском саду Сереже было очень плохо.

Артур и его друзья часто обижали Сережу. Они смеялись над тем, что Сережа плохо бегает, неловко ловит мяч, что у него нет крутых игрушек, что он носит очки.

(Обращается к детям.) Как вы думаете, Сереже было приятно слышать эти слова? Почему Артур с мальчиками дразнили его? (Дети отвечают.)

Бедному Сереже было так больно слышать обидные слова. Он подолгу сидел один и думал. «Ну почему я такой толстый, такой неуклюжий? Зачем мне эти очки?» – плакал он. Горячие слезы катились по его щекам, но никого не было рядом, чтобы пожалеть мальчика. Сережа очень грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить. Казалось, еще чуть-чуть, и он заболеет. Как вы думаете, что чувствовал Сережа, когда его обижали мальчишки?

А вы когда-нибудь чувствовали подобное, переживали такие же чувства? Когда? Что вы тогда делали? (Дети отвечают.)

Но однажды Артур и его друзья сильно обидели Сережу. На прогулке они забрали у него шапку и заставили бегать за ними, чтобы ее вернуть. Артур подзадоривал Сережу такими обидными словами, что и повторять их не хочется. Сережа быстро выбился из сил, его очки запотели, и он никак не мог отдышаться. Мальчик сел на скамеечку и заплакал. Ему казалось, что весь мир ненавидит его и поэтому специально обижает. В этот грустный момент к нему подсела воспитательница, такая теплая и светлая, как волшебница. «Ничего, Сережа, я тебе помогу», – сказала она и обняла мальчика. От нее повеяло спокойствием, и мальчик потихоньку начал приходить в себя. После прогулки воспитательница посадила Сережу, Артура и других ребят в кружок на ковре и показала им два яблока.

Метафора «Яблочки».

Цель: создать условия, чтобы дети осознавали последствия обид и травли других детей посредством терапевтической метафоры.

Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, я вам принесла таких же два одинаковых яблока. (Педагог-психолог показывает детям яблоки.) Посмотрите, какие они красивые, сочные, аппетитные. (Педагог-психолог берёт «битое» яблоко.) Ребята, вы знаете, мне почему-то не нравится это яблоко. Оно какое-то противное, да и цвет у него не очень, черенок у него кривой. Фу-у! Это яблоко ужасное. Давайте все вместе скажем, какое яблоко гадкое, нехорошее, плохое.

Дети выполняют задание. Педагог-психолог берет второе, «не битое» яблоко.

Педагог-психолог: А это яблочко – изумительное! У него такой красивый вид, ровная кожица, нежный цвет, оно, наверняка, самое вкусное и сочное. Давайте его похвалим и скажем яблоку хорошие и добрые слова. (Дети хвалят яблоко.) Ребята, посмотрите, изменились ли наши яблочки? (Дети отвечают.) Нет, они остались такими же. Они почти одинаковые. (Педагог-психолог разрезает яблоки пополам.)

Посмотрите, яблоко, которое мы похвалили, свежее и сочное внутри. А яблоко, которому мы сказали недобрые слова, внутри помятое. Как вы думаете, что произошло? (Дети отвечают.) Смотрите, внутри яблока ушибы, кашица и мятые бока – это то, что происходит внутри каждого, когда кто-то обижает его своими словами или действиями. Когда над кем-то издеваются, это очень ранит.

Часто люди не говорят, что они чувствуют. Если бы мы с вами не разрезали яблоко, мы бы никогда не узнали, сколько боли причинили ему. Я прошу вас, будьте осторожны со своими словами и делами.

Продолжение сказки «Сережа в детском саду».

Педагог-психолог: Об этом и рассказала воспитательница ребятам. Сережа опустил голову и плакал. Тогда Артур подошел к нему. «Прости меня, пожалуйста. Я больше так не буду. Я не знал, что тебе так обидно и больно», – тихо сказал он. «Мы все так больше не будем», – понурили головы другие мальчишки. «Мы будем с тобой дружить. Ты добрый, всегда помогаешь нам и знаешь много интересных историй», – поддержали девочки. Воспитательница улыбнулась. (Обращается к детям.) Как вы думаете, ребята, ситуация изменится? Будут ли теперь обижать Сережу Артур и другие мальчишки? А почему? У вас в группе есть ребята, которые без конца обижают и дразнят других? Приятно ли вам, когда вас дразнят и обижают? А дразнить и обижать других вам нравится? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы перестать обижать других? (Дети отвечают.)

III. Рисование по сказке.

Цель: подвести детей к осознанию содержания сказки.

Педагог-психолог: Ребята, сейчас я предлагаю вам нарисовать Сережу, Артура и других ребят в детском саду. Нарисуйте, как, по-вашему, можно еще помирить ребят.

Дети рисуют. Когда они заканчивают, педагог-психолог предлагает им сделать выставку и обсудить рисунки

после занятия.

Упражнение «Листочки».

Цель: развивать конструктивные коммуникативные навыки, ответственность за свои высказывания.

Педагог-психолог: Ребята, когда мы обзываем, обижаем кого-то, мы как будто приклеиваем к нему листочек. Например, вот такой (показывает): «ябеда» «злой», «драчун», «хулиган», «лентяй», «обзывает детей», «баловник», «проказник».

Педагог-психолог раздает стикеры в произвольном порядке.

Педагог-психолог: Ребята, нравится ли вам такие листочки? Почему? Вы хотите от них избавиться? Почему? (Дети отвечают.) Давайте порвем их на мелкие куски и выбросим в мусорное ведро. (Педагог-психолог ставит в центр круга ведро для бумаг.) Я раздам вам другие листочки: «умный», «красивый», «талантливый», «отзывчивый»,«сообразительный»,«активный»,«воспитанный»,«добросердечный», «помощник», «добрый». Будьте такими! (Педагог-психолог раздает стикеры.)

#1056;елаксация «Цветочный дождь».

Цели:способствовать снятию психомышечного, психоэмоционального напряжения; расслаблению; формировать позитивное мировосприятие.

Педагог-психолог: Ребята, мы с вами сегодня многое узнали, много размышляли. Давайте немного отдохнем, чтобы потом снова стать веселыми и бодрыми. Сядьте удобнее на своих стульчиках, глубоко вдохните и выдохните, закройте глаза. (Педагог-психолог включает приятную мелодию.) Представьте, что на вас падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам или крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, подсолнухи, колокольчики. Представьте их красоту, почувствуйте, как пахнут эти цветы. (Пауза.) Мне кажется, у вас хорошо получается представить цветы, и вы можете полностью насладиться ими. (Пауза.) А теперь вы можете остановить цветочный дождь. Выбирайтесь из этого цветочного сугроба. Откройте глаза.

Вспомните нашу встречу с самого начала. Что вам понравилось, а что нет? Что было трудным? Что далось легко? Как вы себя сейчас чувствуете? Расскажите волшебному клубочку свои впечатления. (Дети отвечают.)

V. Ритуал прощания.

Цели: завершить работу группы, создать положительный настрой.

Педагог-психолог предлагает выйти на ковёр.

А сейчас, ребята, похлопайте в ладоши те, кому понравилось наше занятие. Давайте возьмёмся за руки и встанем в круг. Скажем спасибо волшебному клубку, что мы такие дружные! Мы стали внимательнее и добрее относиться друг к другу!

А теперь давайте зажжём наш любимый «костёр дружбы»!

«Раз, два, три, костёр гори!» (Говорим хором, каждый сложив правую руку друг на друга).

Наше занятие закончилось. Всем большое спасибо!

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Профилактическое занятие по предотвращению буллинга

«Сказка о Серёже».

Подготовила педагог-психолог: Лысенко Н.Н.

с. Кулунда 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-профилактическое занятие для педагогов с использованием сказкотерапии

Данное занятие направлено на решение следующих задач:Формирование адекватного отношения к трудностям, возникающим в профессиональной деятельности.Развитие у педагогов навыков самооценки неблагоприятны...

Профилактическое занятие по коррекции осанки и плоскостопию. ТЕМА: «В гостях у ежика».

Профилактическое занятие по коррекции осанки и плоскостопию.ТЕМА: «В гостях у ежика».ЗАДАЧИ:        1.     Учебные: - продолжать обучать осн...

Профилактическое занятие по психологии. "Мирись-мирись, и больше не дерись!"

Цель: развивать у детей чувства доброты, эмпатии и толерантности. Формировать умение находить приемы взаимодействия....

Развивающее профилактическое занятие по психологии "День хорошего настроения"

Цель: Совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности детей. Снять эмоциональное и мышечное напряжение через релаксацию и массаж. Расширение эмоционального опыта. Воспитывать межлично...

Профилактические мероприятия по предотвращению гибели детей на водных объектах и обучению культуре безопасности на водных объектах в зимне-весенний период

Профилактические мероприятия по предотвращению гибели детей на водных объектах и обучению культуре безопасности на водных объектах в зимне-весенний период ...

«Конфликт и профилактические меры его предотвращения».

Конфликт (от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов или мнений двух или более людей Он имеет три признака: наличие личностного смысла дл...