Консультация родителей на тему: "Профилактика синдрома выученной беспомощности у детей"
статья по психологии

Качалова Алла Борисовна

Чтобы ребенок был целеустремленным и счастливым, важно не только дарить ему свою любовь, но и способствовать формированию у него здоровых убеждений. Вновь и вновь сталкиваясь с беспомощностью ребенок может утратить мотивацию и волю. Но знания - это сила! Именно поэтому, понимая, как влияет наши поведение и слова на психику ребенка, мы можем помочь стать ему волевой, интересующейся личностью, которая не боится проявляться во внешнем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_svb.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Профилактика синдрома выученной беспомощности

Педагог-психолог
Качалова Алла Борисовна

В этот мир мы все приходим абсолютно беспомощными. Мы не способны удовлетворять свои базовые потребности и очень сильно зависим от матери, от фигуры, которая заботится, кормит и закрывает наши потребности.

Со временем ребенок осваивает прямохождение, речь, умение заявить о себе и своих потребностях. Он учится читать, исследует этот мир, выполняет поручения, вырабатывает волю и потребность в достижении целей. Однако, если ребенок хронически оказывается в ситуациях, где не может достигнуть своей цели, вновь и вновь сталкивается с неудачами и провалами, у него вырабатывается беспомощность, которая в зрелом возрасте может отразиться на всех сферах его жизни.

Прежде, чем я перейду к профилактике выученной беспомощности, хотелось бы написать о некоторых ее последствиях во взрослой жизни.

Первые звоночки могут проявиться еще на ранних этапах, когда ребенок отказывается выполнять некоторые задания, которые кажутся ему трудными, нерешаемыми. Он будто бы теряет интерес и мотивацию. Процесс не вызывает у него восторга, так как ребенок заведомо уверен в своем провале. Он начинает искать более легкие пути, где не нужно затрачивать силы и обращаться к своим волевым сторонам.

Став взрослым, такой человек долгие годы может проводить всю свою жизнь на нелюбимой работе, потому что интересная сфера вызывает у него страх провала и уверенность в неудаче. Он не развивается в профессиональной сфере, доходит до своего определенного «потолка» и чувствует неудовлетворенность, а выход во что-то новое для него практически невозможен из-за внутренних убеждений в собственной никчемности.

Как формируется такое убеждение?

Чаще всего такие убеждения формируются в деструктивной среде, где ребенок сталкивается с физическим, эмоциональным и психологическим насилием, при котором не может дать отпор взрослому. Его не слышат, не дают место эмоциям, он беззащитен и мал. Также, выученная беспомощность происходит при обесценивании результатов ребенка, когда делясь своими успехами, он сталкивается не с похвалой и поддержкой, а со сравнением и безразличием. Зачем ему стараться и прилагать усилия, если он все равно не будет таким же воспитанным/умным/талантливым, как Петя?

Также, навешивая ярлыки в воспитательных целях на своих детей, мы отнимаем у них возможность позитивно и здраво оценивать себя. Самая важная фигура для ребенка – это взрослый и все слова, которые взрослый к нему обращают превращаются в послания, которые закрепляются на долгие годы, а то и на всю жизнь. Называя своего ребенка бесполезным, глупым, никчемным, безответственным, мы оказываем ему медвежью услугу. Потому что ребенок начинает верить, что он действительно такой и начинает эти качества примерять на себя.

Но здесь важно помнить, что и гиперопека тоже может подпитать выученную беспомощность. Не давая ребенку самостоятельно справляться с задачами, на которые он с радостью вызывается, оперируя тем, что у него все равно не получится так, как нужно, ведь мама справится лучше, родитель отнимает инициативу и желание у ребенка проявляться. Здесь формируется убеждение о том, что в принципе инициатива бессмысленна, ведь есть кто-то более значительный и взрослый, чем я, кто с этим справится лучше.

Чтобы сохранить в ребенке интерес, мотивацию и целеустремленность важно:

- позитивно подкреплять успехи без сравнения с другими детьми;

- поддерживать ребенка в его неудачах, давать ему возможность погоревать, напоминать о том, что существуют разные выходы и формировать оптимизм;

- поощрять проявления ребенка в разных видах деятельности, его интерес и устремления;

- разбивать большие цели на маленькие шаги/задачи;

- избегать навешивания ярлыков в воспитательных целях, говорить спокойным тоном, объясняя ребенку, в чем он ошибся и как нужно было поступить в данной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей".

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предра...

Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста"

Описание профилактических мероприятий дислексии и дисграфии (нарушения чтения и письма) у дошкольников...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.Наблюдать, как твой ре...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ. Традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРЗ и ОРВИ »

Профилактика гриппа, ОРВИ и коронавируса — это единый комплекс мероприятий, направленный на предотвращение заболеваемости. Сегодня актуальны слова Гиппократа: «Болезнь легче предупредить, ...

Мастер-класс (для родителей ДОУ) Тема: Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Будьте добрыми, если захотите;Будьте мудрыми, если сможете;Но здоровыми вы должны быть всегда....

Выученная беспомощность у детей дошкольного возраста

laquo;Я — в реке», — сообразил Ёжик и похолодел от страха. «Пусть река саманесёт меня», — немного погодя решил он. И его понесло вниз по течению…«Выуч...

Психологический практикум для педагогов ДОУ «Золотая рыбка» Тема: « Профилактика постотпускного синдрома педагогов ».

Цель: провести профилактику постотпускного синдрома у педагогов,снятие напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия....