Игровые технологии в работе педагога - психолога
статья по психологии

Аксененко Юлия Александровна
Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра.
 
Й.Хейзинга
 
 
 
Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_rabote_pedagoga_-_psihologa.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в работе педагога-психолога

 с детьми дошкольного возраста

Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов,  

В исследованиях ученых игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

В игре создается базис для новой ведущей деятельности  ребенка  - учебной.

 Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре.

 Игра успокаивает, лечит. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

Без использования игровых технологий немыслима работа педагога-психолога в дошкольном учреждении. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Специфика работы педагога-психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых техник, методов и приемов, уметь их комбинировать.

Игровые технологии в работе педагога - психолога применяются с целью:

 диагностики;

 оказания первичной психологической помощи;

 осуществления коррекционно -развивающей работы (как индивидуальной,

так и групповой);

 профилактической работы с детьми

В психологической практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, изучение особенностей межличностных отношений, самопознание в процессе игры;

- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, можно увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.

Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения.

В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка.

В своей работе использую игры на развитие познавательной сферы детей, коррекцию психических процессов, коррекцию самооценки, развитие произвольности, коммуникации.

Например: Игры на развитие памяти «Кого не стало?»; на внимание: Игра «Четыре стихии» Детям говорят слова «земля», «вода», «огонь», «воздух». На каждое слово дети реагируют движениями рук.; на мышления: четвертый лишний и.тд.  Коммуникация: «Угадай по голосу». Использую этюды.

Игровая деятельность очень важна в профилактической работе, особенно в период адаптации детей к детскому учреждению. Первые игровые ситуации всегда фронтальные, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это «Хоровод», Паровозик.

В адаптационный период нами проводятся занятия по программе А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Использование игровых технологий способствуют качественной подготовке дошкольников к школьному обучению. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе.

Игры в руках педагогов-психологов становятся действенным средством психологической помощи, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивают психологическую разгрузку детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в деятельности педагога-психолога.

Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует...

Социо - игровые технологии в работе педагога - психолога ДОУ

Что такое социо - игровая технология? О преимуществах ее использования вы узнаете из предложенной презентации...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом т...

Обогащение сенсомоторного опыта детей посредством игровых технологий в работе педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми ОВЗ.

Пирамида обучения Вильямса и Шеленберга.  Сенсорные системы: аудиальная, визуальная, тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, густаторная ( вкус и запах). Игры и оборудование....

Доклад на  методическое объединение «Использование игровых технологий в работе педагога-психолога для  познавательного развития дошкольников с ОВЗ ».

ЦЕЛЬ-поделиться материалом, используемый в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с овз. Существуют различные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация д...