Детско-родительский клуб В первой младшей группе «АДАПТАЦИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ»
занимательные факты по психологии (младшая группа)

Тян Анна Валентиновна

Цели:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам адаптации детей.

2. Вовлечь родителей в воспитательный процесс ДОУ.

3. Создание условий для полноценного общения (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

4. Содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их готовность к эмоциональной поддержке малыша в этот период.

Задачи:

  • Познакомить родителей друг с другом;
  • Дать знания о проблеме и вариантах адаптации к условиям детского сада;
  • Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gnezdyshki_-adaptatsiya_i_puti_ee_preodoleniya.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования и Науки города Улан – Удэ

Администрация города Улан – Удэ

Комитет по образованию города Улан –Удэ

МАОУ «Прогимназия № 108»

«АДАПТАЦИЯ  И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ»  

Детско-родительский клуб

В первой младшей группе № 10

Тян Анна Валентиновна

Педагог психолог  МАОУ

г. Улан-Удэ

 Октябрь 2022 г.

Детско-родительский клуб.

«АДАПТАЦИЯ  И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Цели:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам адаптации детей.

2. Вовлечь родителей в воспитательный процесс ДОУ.

3. Создание условий для полноценного общения (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

4. Содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их готовность к эмоциональной поддержке малыша в этот период.

Задачи:

  • Познакомить родителей друг с другом;
  • Дать знания о проблеме и вариантах адаптации к условиям детского сада;
  • Раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

Упражнение «Здравствуйте »

Цель: установление контакта.

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладошки)

Здравствуйте, ножки!

Топ-топ-топ! (топают ножками)

Здравствуйте, щечки!

Плюх-плюх-плюх! (дотрагиваются ручками до щечек)

Пухленькие щечки!

Шлюп- Шлюп-- Шлюп-! (осторожно постукивают по щечкам)

Здравствуйте, губки!

Чмок, чмок, чмок! (вытягивают губки вперед и чмокают)

Здравствуйте, зубки!

Цок, цок, цок! (стучат зубками)

Здравствуй, мой носик!

Бип, бип, бип! (дотрагиваются до носика)

Здравствуйте, родители! Привет! (машут рукой)

(автор М. Картушина)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ход вступления

Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас!

Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко.

Упражнение «Знакомство при помощи клубочка!»

Цель: Способствовать сближению участников группы, формирование атмосферы дружбы.

Обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и передайте клубочек следующему! Психолог передает клубок ниток родителям, оставив у себя начало клубка. Родители выполняют задание и передают клубочек дальше.

Педагог-психолог: «Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские отношения. Наша нить должна быть прочной. Думаю, вы со мной согласитесь!»

Упражнение «Настроение»

Цель: Формирование дружеской атмосферы.

Педагог-психолог: «В детский сад все приходят с разным настроением. Вам известно, что от настроения многое зависит: то, как мы выполняем ту или иную работу, наше самочувствие и т.д. Предлагаю оценить атмосферу в группе в данное время. Сжатые ладошки (кулаки) - означают напряжение, широко разведённые руки - замечательное, руки на коленях - спокойное.

Покажите, пожалуйста, какое настроение у вас?» Родители выполняют задание.

Педагог-психолог: «Детки тоже бывают с разным настроением. И это надо учитывать.

Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Хочу продолжить с высказывания В.М.Бехтерева «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…»

При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне.

Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди.

Адаптацией принято считать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние, у него появляется напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации. Именно в том, как организм ребёнка выдержит приспособление и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.

При легкой адаптации ребёнок спокойно входит в группу, вступает в контакт по свой инициативе, адекватно реагирует на одобрение и замечания. Поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Острых заболеваний не возникает.

 Во время адаптации средней тяжести ребенок вступает в контакт, наблюдая за действиями взрослых, на замечания реагирует адекватно, может нарушить установленные нормы поведения, родители пытаются дисциплинировать малыша, делая замечания. 

Тяжелая адаптация. Контакт с ребёнком можно установить через родителей. Ребёнок переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь. Замечания или похвала оставляют ребёнка или безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Родители либо игнорируют потребности, либо опекают во всем.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметьсамостоятельно кушать разнообразную пищу; своевременно сообщать о своих потребностях: просится в туалет или на горшок; мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком, а также:

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером должны выступать, прежде всего, сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также поощрять ребенка, давать хвалить хотя бы за попытку выполнения.

ЧТО ПОМОЖЕТ КРОХЕ В АДАПТАЦИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ:

  1. Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
  2. Не делайте перерывов в посещении — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику.
    Соблюдать режим дня (ложится спать в одно и то же время, гулять больше на воздухе, спать днём).
    В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Лучше на время отменить походы в кино, в гости, сократить время просмотра телевизора, не допускать игр на компьютере и планшетах. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.
  3. Если ваше чадо «впало в детство» (так называемый псевдо «регресс»), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, «разучился» что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • охотное общение с другими детьми,
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Советы родителям

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту.

У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

Только родители, которые считают детей высшим смыслом жизни, могут называться родителями в полном смысле этого слова. Для них интересы детей всегда стоят на первом месте, особенно тогда, когда их дети пребывают в самом драгоценном возрасте - от рождения и до шести лет.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект во второй младшей группе "В мире животных"

Детско-родительский проект во второй младшей группе "В мире животных"...

Сценарий детско - родительского развлечения "Теремок" первая младшая группа

формировать дружеские доверительные отношения как между детьми, так и между родителями....

Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет

Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...

Детско-родительский исследовательский проект: "Первые опыты"

Формировать первоначальное представление о явлениях неживой природы: о воде (прозрачная,течёт,льётся,нужна всем(животным.людям,растениям,воду пьют,ей умываются,в ней купаются)....

Детско-родительская встреча в первой младшей группе: "В гостях у зайчика Ушастика!"

На данной детско-родительской встрече происходит эмоциональное сближение мамы и малыша через совместную игровую деятельность, родители в обстановке доверия учатся снимать психоэмоциональное напряжение...

Проект "Солнечный лучик" для сплочения детско-родительского коллектива в первой младшей группе в конце учебного года

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК»для сплочения детско-родительского коллективав группе общеразвивающей направленности №4 «Пуговки» (2-3 года)Подготовил и реализовал: воспи...