Психологические аспекты взаимодействия с младенцем
консультация

Бутылецкая Виктория Игоревна

Статья представляет собой психологические рекомендации по взаимодействию с  ребенком первого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_aspekty_vzaimodeystviya_s_mladentsem.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические аспекты взаимодействия с младенцем

  • Общение. Этот пункт стоит на первом месте неслучайно, ведь в младенческом возрасте общение со взрослым является ведущим видом деятельности ребенка. Качество обеспечения этого процесса значительно влияет на эмоциональное состояние и психическое развитие младенца. В первом полугодии жизни ребенок включается в непосредственно-эмоциональное общение. Ему будут очень приятны: ваше внимание и доброжелательное отношение, улыбка, бережные прикосновения и ласковый голос. Уже через несколько недель после рождения, он начнет сам инициировать взаимодействие, привлекая внимание взрослого: двигательным оживлением, взглядом на лицо взрослого, вокализациями, а позже и улыбкой. Чрезвычайно важно не пренебрегать этими сигналами!!! Во втором полугодии жизни, помимо непосредственно-эмоционального общения, ребенку становиться интересно общение со взрослым по поводу действий с предметами. С этого момента, взрослому нужно показывать образцы действий с игрушками (начиная с манипуляций, постепенно усложняя до элементарных действий) и давать оценку действиям ребенка в т. ч. невербально.
  • Уход – одна из важнейших составляющих заботы о младенце, непосредственно влияющая на его здоровье в т. ч. на психическое. Исследования показали, что неправильное поведение взрослых во время выполнения уходовых процедур за ребенком может навредить его психическому здоровью. Для того, чтобы этого избежать нужно: обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, обеспечивать доброжелательное общение в процессе и предупреждать о своих действиях (начиная с первых месяцев!), придерживаться комфортного для младенца темпа (особенно при кормлении), прикасаться бережно к его телу, избегать ограничения движений малыша.
  • Режим дня младенца необходимо в первую очередь организовывать в соответствии с работоспособностью его нервной системы. Доказано (Н.М. Щелованов), что у новорожденного предел работоспособности равен 20-30 мин., а к первому году жизни 2,5-3 часа подряд. Соответственно, в зависимости от возраста малыша оптимальный режим дня для него меняется. Для того, чтобы режим дня положительно влиял на эмоциональное состояние и развитие ребенка необходимо установить правильную последовательность в удовлетворении физиологических потребностей: кормление-сон-бодрствование-сон. Как правило, найти описание оптимального режима дня для того или иного возраста не составит труда.
  • Развивающие занятия должны присутствовать в жизни ребенка с первых недель. Они могут быть направлены на развитие: зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки и действий с предметами, общей моторики, эмоционально-коммуникативных функций. Преимущественно, все эти упражнения выполняются под соответствующие песенки или потешки и доставляют массу удовольствия малышу. Сейчас существуют целые сборники с упражнениями для детей младенческого возраста.
  • Впечатления. Организму человека для своего равновесия необходим регулярный поток информации из окружающей среды. В первый месяц жизни тактильные ощущения служат важнейшим источником эмоционального удовлетворения. В целом, потребность в новых впечатлениях выступает одной из ведущих в младенческом возрасте и на третей-пятой неделе жизни является базой для формирования потребности в общении с близкими людьми. Уже в первые недели жизни ребенка желательно менять среду, в которой он находится, разнообразить предметы попадающие в поле его зрения. Хорошо, если игрушки будут выполнены из разных материалов, давая младенцу различные тактильные ощущения и обогащая его сенсорный опыт. Необходимо также изменять положение тела малыша. Движения дают приятные ощущения младенцу. Шестимесячным детям часто нравится, когда их качают, поднимают на руках, поворачивают в воздухе и по - разному перемещают. Однако, в процессе отслеживайте эмоциональное состояние ребенка.

Не пренебрегайте вышеперечисленными пунктами, ведь каждый из них важен для психического развития и эмоционального благополучия вашего ребенка!!!

Библиографический список:

Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. -М.: Теревинф,2021. - 272с.

Дети-сироты:консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф-сервис,1998. - 336 с.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. -288 с.

Ярославцева И. В. Психическая депривация в детском и подростковом возрасте: учебное пособие. –Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. - 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Психологические аспекты готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".

Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....

"Психологические аспекты организации дистанционного взаимодействия ДОУ и семьи"

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. На данном этапе перед нами стоит задача непрер...

Выступление-презентация "Психологические аспекты создания психологически безопасной образовательной среды"

В даной презентации рассматриваются основные угрозы психической безопасности среды, направления и приёмы работы по формированию ПБС в ДОУ....

Представление опыта работы «Психологические аспекты занятий физической культурой. Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем»

Представление опыта работы. «Психологические аспекты занятий физической культурой. Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем»...

Семинар-практикум «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»

Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей»...