Практикум с элементами тренинга на тему "Телесно-ориентированные подходы в развивающей работе с детьми"
план-конспект занятия по психологии

Алчинова Екатерина Леонидовна

Практикум содержит практический материял (игры и упражнения) на проработку разных сегментов тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное бразовательное учреждение

Детский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Практикум для педагогов

 «Телесно-ориентированные подходы

в развивающей работе»

(с элементами тренинга)

Подготовил:

педагог-психолог Алчинова Е.Л.

ЦЕЛЬ: освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска

активного стиля общения. Совершенствование участниками тренинга своих коммуникативных умений и навыков. Познакомить участников тренинга с телесно-ориентированными психотехниками в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, карандаши, бейджики, свеча, монеты, гладкие и ребристые палочки, шары для сухого бассейна.

  1. Мини-лекция

Основателем телесной психотерапии в западной психотерапевтической традиции по праву считается Вильгельм Райх. Суть психотерапевтических идей Райха состоит в том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать с помощью непосредственного воздействия на тело. Он разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и таким образом вызвать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались.

  • Энергия. (Для члена психокоррекционной группы вступить в оптимальные отношения с собственным телом означает активизировать спонтанный поток энергии, распространяющийся по всему организму от самых поверхностных слоев кожи до наиболее глубинных процессов метаболизма. Свободная циркуляция естественной жизненной энергии является необходимым условием здоровья – как физического, так и психического)
  • Мышечная броня. (Энергия движется (течет) снизу вверх, и любые заторы (зажимы) на её пути ведут к проблемам. Мышечный панцирь полностью соответствует психологической блокировке чувств, эмоций, переживаний).
  • Заземление (Означает  энергетический контакт с почвой, ощущение опоры, которая обеспечивает устойчивость и возможность двигаться. «Заземление чувств» означает, прежде всего, контакт с чувствами, осознание чувств и отсутствие блокировки телесных проявлений этих чувств.

Основные методы телесно-ориентированной терапии:

  • Дыхание
  • Оценка тела и напряженные позы
  • Двигательные упражнения
  • Осознавание
  • Прикосновение.

Для освобождения энергии есть четыре способа:

  • накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания;
  • использование постизометрической релаксации на уровне каждого сегмента;
  • прямое воздействие на хронические зажимы посредством давления на них, защипования, растяжения и т.д. с целью расслабить их (массаж, растяжки);
  • проговаривание с ребенком возникающих ощущений.

Мышечная броня организуется в семь основных защитных сегментов – семь горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к туловищу и позвоночнику, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза.

  1. Знакомство

Участникам тренинга, предлагается написать свое имя.

«Как бы Вам хотелось, чтобы Вас называли  в течение  занятия»

  1. Упражнение «Прикосновение в кругу» 

Цель: выразить свое отношение каждому участнику при помощи прикосновений.

Инструкция: каждый участник занятия по кругу отдает свое прикосновение каждому участнику, выражая тем самым свое отношение к нему.  

После упражнения происходит обмен впечатлениями в виде ответов на вопросы:

  • понравились / не понравились прикосновение?
  • какие были прикосновения по отношению  к Вам (мягкие, доброжелательные, тяжелые, энергичные, нежные и пр.)?
  • приятнее было Вам отдавать свои прикосновения или получать их?  

  1. Игра «Слепой и поводырь».

Цель: включение всех участников в активную работу, отработка чувства доверия и ответственности друг за друга, установление контакта, создание в группе атмосферы взаимного доверия.

Один в паре играет роль слепого, закрывая глаза и доверяясь своему партнеру-поводырю, который должен провести «незрячего» по комнате как можно безопаснее.

По окончании игры идет обсуждение: что помогло или мешало «Слепому» доверится партнеру? Обсуждается и роль поводыря: насколько он был внимателен и обеспечивал безопасность для партнера?

  1.  «Работа с сегментами тела» (уровень крупной моторики)

Глаза

Упражнение « Глазки бегают по кругу».

Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево – вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире (большим и указательным оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова вращать глазами.

Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали – спрятались (зажмурить глаза)

Посидели, поглядели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Рот

Упражнение «Надуваем и втягиваем щеки»

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы «задувая» свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы

Шея

Упражнение «Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по два раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуть в исходное положение, расслабить мышцы.

А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Грудь

Дыхательные упражнения

  1. «Задуваем свечу». Глубоко вдохнуть, набирая как можно больше воздуха. Затем медленно выдыхать через сложенные трубочкой губы, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «У»
  2. Релаксирующее дыхание. Делать вдох мелкими порциями. При этом ягодицы отвести назад, а колени согнуть, что позволяет энергии свободно протекать вдоль позвоночника. Задержать дыхание. Затем медленно выдыхать, длительно произнося звук «А».

Парное упражнение (попеременные движения с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Диафрагма

Упражнение на расширение грудной клетки

Встать прямо. Вдохнуть полной грудью. Задержать воздух. Вытянуть обе руки вперед, сжать кулаки на уровне плеч. Затем одним движением отвести руки назад. Перевести их вперед. Затем быстро снова отвести назад. Повторить эти движения несколько раз во время задержки дыхания, все время, держа кулаки сжатыми и напрягая мускулы рук. Затем сильно выдохнуть через открытый рот. Упражнение повторяется не более трех раз.

Живот

Дыхание животом

Закрыть глаза. Вдохнуть воздух. Вообразить какого цвета воздух проходит через нос, легкие и попадает в живот. Когда воздух попадает в живот, то живот становится круглым. Задержать дыхание и, выдыхая, представить, что воздух уходит вниз через ноги в землю.

Примечание. После упражнения можно обсудить с детьми, какого цвета воздух они видели, удалось ли им почувствовать движение воздуха сверху вниз при вдохе и от живота к ногам при выдохе.

Таз

Упражнение «Палуба»

Представить себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать её к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямится! Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох – выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

  1.  Уровень мелкой моторики». Кинезеологические упражнения.

Упражнения с монетами

  • Удерживаем монету –2

Держать монету на одном пальце вытянутой руки, стараясь не уронить ее. Затем поднять ногу, удерживая равновесие и не роняя монету.

  • Вращаем монету

Перекладывать монету между пальцами одной руки, вращать её между пальцами

  • Отгадай в какой руке?

Один из партнеров прячет монету в руке, другой, легко дотрагиваясь до рук партнера, старается по разности тонуса мышц отгадать, в какой руке находится монета

Упражнения с карандашами

  • Добываем огонь

С напряжением прокатывать палочку (карандаш) между ладонями

  • Растираем «лаогун» - точки

Растирать центр ладони концом палочки (карандаша).

  • Ползущий карандаш

Удерживая карандаш между пальцами, ослабить зажим настолько, чтобы карандаш медленно сполз вниз.

Упражнения с шарами

  • Уголек на ладони

Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно

  • Раздавим орех

Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавить шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить.

Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шара из руки.

  • Перекаты (выполняются по возможности расслабленной кистью)

Перекатывать шарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательными пальцами. Указательный палец перекатывает шарик  как вдоль, так и поперек большого пальца. Повторить упражнение остальными пальцами.

Мудры

  • Мудра жизни

Показания: состояние быстрой утомляемости, бессилия, нарушение остроты зрения. При выполнении этой мудры повышается работоспособность, улучшается общее самочувствие.

Техника исполнения: подушечки мизинца, безымянного и большого пальцев соединены вместе, а остальные пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно

  • Мудра «Спасающая жизнь»

Показания: боли в сердце, сердечные приступы, сердцебиение, дискомфорт в области сердца с тревогой и тоской, инфаркт миокарда. При выполнении этой мудры облегчение наступает незамедлительно, её действие аналогично действию нитроглицерина

Техника исполнения: указательный палец сгибаем таким образом, чтобы он коснулся подушечкой концевой фаланги основания большого пальца. Одновременно складываем подушечками средний, безымянный и большой пальцы, мизинец остается выпрямленным.

  • Мудра «Окно мудрости»

Показания: нарушение мозгового кровообращения, склероз сосудов головного мозга. Выполнение этой мудры способствует развитию мышления, активизирует умственную деятельность.

Техника исполнения: безымянный палец правой руки прижать первой фалангой большого пальца этой же руки. Аналогично сложить пальцы левой руки. Остальные пальцы свободно выпрямлены.

  • Мудра «Зуб дракона»

Показания: спутанность сознания, нарушение координации движений, стресс эмоциональная неустойчивость. Выполнение этой мудры способствует улучшению эмоциональной и двигательной сферы.

Техника исполнения: большие пальцы обеих рук прижаты к внутренней поверхности ладони. Третий, четвертый и пятый пальцы согнуты и прижаты к ладони. Указательные пальцы обеих рук выпрямлены и обращены вверх.

.

  1. Рефлексия (со свечой)
  • Как каждый из вас относился к выполнению заданий?
  • Какие чувства вы при этом испытывали?
  • Может какое-то задание не хотелось выполнять, или вы чувствовали дискомфорт при его  выполнении?
  • Какие упражнения вы взяли для себя, чтобы использовать их при работе с детьми и коллективом, родителями

  1. Упражнение «Прощание»

Все встают в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, а затем на выдохе медленно опускают голову и произносят «До свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие педагога – психолога и инструктора по физической культуре "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ (5–7 лет)"

Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по физической культуре построено на основе целостного подхода к личности ребенкас учетом естественной динамики его развития. Основной оспект пр...

«Основные подходы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Основные подходы  коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияВ настоящее время педагогам дошкольных образовательных учреждений все чаще пр...

Семинар-практикум с элементами тренинга «Создание экологической развивающей среды в ДОО»

Цель: создать благоприятную атмосферу для проведения семинара- практикума с элементами тренинга «Создание экологической развивающей среды в ДОО», передать присутствующим педагогам навыки в...

Использования элементов игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Игровой набор «Дары Фребеля» –   инновационная  технология в развитие интеллектуальных, познавательных, игровых способностей....

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

Семинар-практикум с элементами тренинга Тема: «Формирование у педагогов мотивов качественной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности воспитателей  к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение компетентности в работе с детьми с ...