Консультация "Работа педагога во время адаптации детей к ДОУ"
консультация по психологии (младшая группа)

Задача воспитателя - решить проблему адаптационного периода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_pedagoga_vo_vremya_adaptatsii_-_konsultatsiya_.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Работа педагога во время адаптации детей к ДОУ»

При поступлении малыша в ДОУ воспитатель должен строго следовать установке: теперь все проблемы ребенка –  его проблемы и проблемы детского сада, и он не может перекладывать вину на родителей за то, что они не подготовили ребенка к жизни в организованном детском коллективе. Теперь задача воспитателя - решить проблему адаптационного периода.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

При дефиците педагогических кадров не приходиться говорить о выборе подходящей кандидатуры на роль воспитателя детей раннего и младшего возраста. По этому, педагог, набирающий группу малышей, должен быть настроен  на очень ответственную и достаточно трудную работу.

 Перед началом набора детей в группу педагог должен иметь информацию о возрастных особенностях детей раннего и младшего возраста, об особенностях адаптационного периода, возможных отклонениях в развитии детей в этот период. Педагоги должны владеть приемами организации детского коллектива, уметь использовать игры, стихи, потешки, которые помогут в работе с детьми, выполнять требования, предъявляемые к педагогу младшей группы.

Требования к воспитателю в группе раннего и младшего возраста

  • Искренний интерес к детям;
  • Доброжелательность;
  • Профессионализм;
  • Знание особенностей детей раннего  и младшего возраста;
  • Здоровье;
  • Внешний вид.

Дети удивительно чувствительны, они способны распознать фальшивый, покровительственный тон, манипулирование ими, отсутствие заинтересованности их деятельностью. Это может стать причиной отчуждения между малышом и воспитателем. Поэтому педагог в группе раннего и младшего возраста должен быть искренне заинтересован в создании положительного психологического климата в группе.  

Педагог должен содействовать развитию ребенка, принимать его опыт, даже негативный, снисходительно, не ограничивать потребность ребенка в движении, человеческой ласке, общении.

Непрофессионализм и незнание возрастных особенностей   детей раннего и младшего возраста  оборачивается потерями для здоровья и личностного развития малыша, ведет к психосоматическому дискомфорту.

Слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии  детей.

Воспитатель  - это визитная карточка детского сада. Поэтому он должен быть образованным, обаятельным, интеллигентным, красиво одетым.

         Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

  • Беседы с родителями;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;
  • Развивающие игры.

Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

         Кроме того, в ходе беседы важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

         В первые дни, пребывания ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляется с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.

         В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется использовать приемы, позволяющие снять психоэмоциональное напряжение ребенка, связанное с адаптацией.

  • Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
  • По рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;
  • Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
  • Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
  • Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
  • Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
  • Проведение экскурсии;
  • Установление обильного питьевого и «сухарного» режима;
  • Использование механических движений;
  • Использование музыки

Ребенку в первые дни остро не хватает материнского тепла, по этому взрослым следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания его спать: гладить ручки, ножки, спинку. Хороший эффект дает легкое поглаживание по кончикам волос и бровей. Любые действия педагога должны сопровождаться эмоциональной речью, потешками, песнями, стихами.

Очень часто дети не сводят взгляда с двери, надеясь увидеть в приемной маму. Перед ребенком как бы закрывается дверь в его социальный мир. Необходимо показать преимущества нового, более обширного мира, по этому в первые дни полезно проводить экскурсии по детскому саду.

Плачущий ребенок часто засовывает пальцы в рот, что помогает ему пережить стрессовую ситуацию. Необходимо переключить его – дать попить или погрызть сухарик. В адаптационный период ни в коем случае нельзя отучать ребенка от соски. Сосательные движения отвлекают его от переживаний.

Отрицательные эмоции помогут затормозить монотонные движения руками или сжимание – разжимание кистей рук. Целесообразно предложить ребенку пирамидку, нанизывание крупных бусин на шнур, резиновые игрушки-пищалки, игры с водой, песком.

Неплохо, если периодически будет звучать негромкая, спокойная музыка, особенно во время укладывания детей спать

Эти и другие приемы, которые подскажут вам ваш профессионализм и творчество, помогут вам в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-психолога по адаптации детей младших групп и помощь ребёнку в этот период.

Разработанный план педагога-психолога на уч.год в период адаптации детей младших групп. Помощь ребёнку в адаптации к детскому саду. Основные направления работы психологической службы БДОУ и пакеты док...

Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУС

Данная работа содержит материал о возможностях смягчения процесса адаптации детей раннего возраста....

Опыт работы. Тема: «Система работы педагога- психолога по адаптации детей к условиям ДОУ»

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжен...

«Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Презентация опыта работы «Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста  к условиям дошкольного учреждения»...

Особенности работы педагога в период адаптации детей

Статья раскрывает особенности работы воспитателя группы раннего возраста в период адаптации детей...

План работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста в доу

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмо...

Работа педагога в период адаптации детей к условиям ДОУ"

Работа с родителями,которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.   Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей.    ...