Моя педагогическая находка.
методическая разработка по психологии

Миронова Ольга Валерьевна

Моя педагогическая находка на тему " Снятие психоэмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста через игротерапию".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx51.31 КБ

Предварительный просмотр:

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

«Снятие психоэмоционального напряжения  детей

старшего дошкольного возраста через игротерапию».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения (детский сад), различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома и этим создают ему дополнительные психологические проблемы. Неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напряжения.

Психоэмоциональное напряжение - негативные эмоциональные состояния, которые  связаны с неудовлетворенными потребностями.

Основными признаками психоэмоционального напряжения у детей является:

1. Плохой сон.

2. Усталость ребенка после нагрузки.

3. Беспричинная обидчивость, агрессия.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе.

5. Кривляние и упрямство. Трудности в соблюдении дисциплины.

6. Потеря аппетита.

7. Дрожание рук

8. Потеря веса или наоборот, увеличение массы тела.

9. Расстройства памяти, слабая концентрация внимания.

Помимо нормализации жизнедеятельности ребенка, так важно в работе с дошкольниками помочь в нормализации эмоционального фона, показать оптимальные способы снятия накопившего напряжения.

Наиболее эффективным методом снятия психоэмоционального напряжения  у детей старшего дошкольного возраста  является игровая терапия.  Я решила применить ее в своей работе, т.к. игра естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной сфере ребенка, формируют новые формы поведения.

Первые упоминания о важности наблюдения за детской игрой были написаны Жан-Жаком Руссо в книге «Эмиль» в 1979 году в Европе. Который отмечал, что

«Наблюдение за детскими играми-это способ узнать о детях и прямой ключ к пониманию детской психологии».

Игра не меняет и не переделывает ребенка, не учит его специальным поведенческим навыкам, а просто дает возможность прожить в игре ситуации, которые пугают, волнуют ребенка, при этом он чувствует полную поддержку, внимание взрослого. Преимущество игры в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Игровая терапия включается в режим дня. Наши дети стали меньше играть в машинки, куклы, прятки, предпочитая игры на смартфонах или планшетах. Поэтому, я пришла к выводу использовать игру для снятия психоэмоционального напряжения у старших дошкольников.

  • Игра позволяет ребенку сохранять и приобретать психическое здоровье,
  • определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни.
  • Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении,
  • усвоить социальные нормы поведения,
  • повышает жизненный тонус,
  • улучшает эмоциональное и физическое состояние,
  • обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.

Поставила перед собой цель: помочь ребенку справиться с психоэмоциональной напряженностью, негативными эмоциями, страхами через игротерапию, научить его выражать свои эмоции, дать возможность быть самим собой, помочь осознать самого себя, свои достоинства.

Гипотеза: Я предполагаю, что процесс снятия психоэмоционально напряжения у детей дошкольного возраста будет протекать более эффективно при использовании игровой терапии.

Задачи  вы видите на экране.

  1. Помочь детям овладеть языком «эмоций».
  2. Формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
  3. Познакомить детей со способами снятия психоэмоционального напряжения через игровую деятельность.
  4. Создать условия  детям для  определения  и оценивания своего эмоционального состояния, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других детей.
  5. Повысить психологическую компетентность родителей и воспитателей в данном вопросе.
  6. Способствовать сплочению детского коллектива.

Инновационность  представляемого педагогического опыта:

  • Мною были апробированы  авторские коррекционные игры;
  • предложена новая система психодиагностических методик по изучению психоэмоционального напряжения детей;
  • проведено  экспериментальное исследование по диагностике психоэмоционального напряжения через у детей 5-6 лет.

Работая и общаясь с детьми  изо дня в день, я пришла к выводу, что развитие эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.

Свою работу в МДОУ «Детский сад №1» я начала с наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, наиболее доступный и распространенный метод для диагностики дошкольников. Сущность его заключалась в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Наблюдение за детьми в ходе проведения исследования фиксировались. Следующим этапом моей работы было проведение двух диагностических  исследований:

1.Тест тревожности «Выбери нужное лицо». Авторы: Р. Теммл, В. Амен, М.Дорки .Эта методика позволила определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени.

2.Рисуночная методика М.А. Панфиловой  «Кактус», с помощью которой можно исследовать эмоциональный фон личности, выявить наличие агрессивности, ее нацеленность, а так же определить степень тревожности, как инструмента самозащиты. Создавая рисунок, ребенок невольно воплощает в нем свое мировосприятие, самооценку и эмоциональное состояние.

Количество детей

Дети с психоэмоциональным напряжением

Дети норма

18

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

10

8

2

4

8

4

Для своего эксперимента я взяла группу детей, 5-6 дет в количестве – 18 человек. Из них девочек- 10 девочек, 8 – мальчиков.

В результате первого диагностического  исследования было выявлено, что у 33% детей присутствует повышенная тревожность. Данный факт свидетельствует о том, что дети не могут справляться с возникающими трудностями и находятся в состоянии эмоциональной дестабилизации.

По результатам второго  исследования были  диагностированы такие качества личности ребенка как: агрессивность, импульсивность, неуверенность в себе, скрытость, отгороженность и тревожность. Агрессивность и тревожность можно определить  по внешним признакам.

Проанализировав результаты наблюдения и обследования, пришла к выводу, что необходимо с детьми проводить целенаправленное развитие самоконтроля, произвольности эмоциональных переживаний, высших чувств. Данную работу необходимо проводить не только с  детьми с психоэмоциональным напряжением, но и со всей группой в целом.

С целью подтверждения своих предположений решила вести  целенаправленную коррекционно-развивающую работу. 

Мною был разработан план работы с детьми, в котором планировала  занятия, игры, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков саморасслабления. Вся коррекционно-развивающая работа проводилась в трёх формах: индивидуальная, групповая и подгрупповая.

Индивидуальные и подгрупповые  занятия направлены на коррекцию поведения ребенка.Групповые занятия способствуют: снижению тревожности; желанию общаться со    сверстниками; понижению чувства вины; воспитанию ответственности за свои решения и поступки; формированию навыка самоконтроля; веры в себя и свои силы.

В своей работе использовала следующие методы:

  1. Песочная терапия. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность.
  2. Сказкотерапия. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, появляется уверенность в себе, развивается эмоциональный интеллект и самоконтроль
  3. Куклотерапия. Лечение куклами помогает регулировать эмоции, применяется для развития самовыражения, саморегуляции, развивает коммуникативные навыки.
  4. Музыкотерапия. Данный метод игротерапии помогает корректировать психическое состояние с помощью музыки, дает путь к выражению эмоций, способствует успокоению, повышению работоспособности и снятию напряжения.
  5. Психогимнастика-включает в себя курсы занятий, наполненных играми, различными упражнениями, этюдами, которые  помогают развитию ребенка, корректируют его поведение, личностные характеристики и эмоциональную сферу.

Работа по коррекции и  профилактики психоэмоционально напряжения у детей старшего дошкольного возраста ведется так же при тесном сотрудничестве с родителями детей. Мною был разработан План работы с родителями, в целях профилактики мною было организовано и проведено родительское собрание на тему «Предупреждение  психоэмоционального напряжения детей». На мой взгляд, своевременное информирование родителей даст положительные результаты в решении проблемы развития эмоциональной сферы.

Кроме этого в родительские уголки вывешиваю различные информационные материалы,  консультации и рекомендации для профилактики  психоэмоционального напряжения, специальные коррекционные игры и упражнения по снятию психологического напряжения детей.

Консультативная помощь оказываю родителям в индивидуальной форме следующими способами:

  • по приглашению (по результатам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени, с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения.
  • по самостоятельному обращению родителей по проблемам воспитания и развития детей.

Практическими результатами моей работы явились  методические разработки:

  • рекомендаций, анкет, памяток, консультаций для родителей;
  • картотеки  специальных коррекционных игр и упражнений по снятию психологического напряжения;

Свою работу строила  непосредственно  с воспитателями и специалистами. Взаимодействие с педагогами включает использование таких форм, как консультации, тренинги, мастер-классы. В помощь воспитателям создала картотеку игр, раздатки, рекомендации, так же был разработан План работы с педагогами ДОУ

Подводя итог, можно сказать, что именно при комплексном подходе была решена  проблема снятия психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

После проведенной мною работы вновь провела обследование эмоционального развития детей.

Количество детей

Дети с психоэмоциональным напряжением

Дети норма

18

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

10

8

1

2

9

6

 

В результате проделанной работы увидела, что:

- дети практически научились управлять своим поведением;

- стали легче переносить запреты:

- стали более гибкими в общении и менее застенчивыми;

-снизилась излишняя тревожность и страхи;

- научились выражать свою раздражительность и гнев более конструктивными способами;

- стали лучше понимать себя и других, стали более уверенными.

Таким образом, мои предположения подтвердились. Процесс снятия психоэмоцинального напряжения у детей  старшего дошкольного возраста протекает более эффективно при использовании игровой терапии. Уровень психологического и эмоционального состояния детей вполне можно корректировать введением в их жизнедеятельность различных игр с элементами сказкотерапии, песочной терапии, куклотерапии и психогимнастики.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...