Практикум для педагогов ДОУ в рамках работы клуба молодого педагога «Компетентность педагога в сфере общения с родителями»
консультация по психологии

Тоюнда Ольга Сергеевна

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Задачи:
- уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников;
-активизировать педагогическое мышление педагогов как основу игрового моделирования способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями, стимулировать у них развитие творчества и профессиональной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_s_roditelyami.docx70.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №11 «Радуга»

 (МБДОУ №11 «Радуга»)

https://pbs.twimg.com/media/DtlMi-oXcAUFXxA.jpg:large

Практикум для педагогов

«Компетентность педагога в сфере общения с родителями»

.

                                             Подготовил: педагог-психолог

                                                     МДОУ №11 «Радуга» Тоюнда О.С.

г. Ханты-Мансийск

декабрь  2022 г.

Практикум для педагогов ДОУ в рамках работы клуба молодого педагога

«Компетентность педагога в сфере общения с родителями»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Задачи:
- уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников;
-активизировать педагогическое мышление педагогов как основу игрового моделирования способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями, стимулировать у них развитие творчества и профессиональной активности.


Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Задача педагогического коллектива – воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности. Поэтому нам необходимо наладить тесный контакт с родителями для достижения поставленной задачи, а для этого педагогам необходимо быть профессионально компетентными в сфере общения.


Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его.

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленником.

Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по различным станциям, пройдя которые, мы сможем стать более компетентными в сфере общения с родителями воспитанников.

Предлагаю педагогам встать друг за другом – паровозиком, и под музыку отправиться в путешествие.

Станция «Художественная»
Цель: создание портрета педагога, компетентного в сфере общения с родителями воспитанников.
Мы уже определили, что ведущая роль организации общения принадлежит воспитателю.
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Упражнение
Я предлагаю вам «нарисовать» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

(Записать и затем обсудить). (Приложение 1)

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки:

Личностные качества и установки (личностный компонент)

- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников

-Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
-Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.
-Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.

Знания (содержательный компонент)

- о семье.

- об особенностях семейного воспитания.

- о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.

- о современных формах организации общения.

- о методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

- Умение преодолевать психологические барьеры общения

- Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

- Умение ориентироваться в информации

- Умение конструировать программу деятельности с родителями

- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями

- Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Станция  «Психологическая зарядка».

Упражнение. Какой педагог готов к взаимодействию? Тот, который доволен собой, чувствует себя хорошо и знает себе цену, предлагаю немного повысить самооценку!
Цель: овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною

всегда любовь и удача".

Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь

богаче".

Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным

лучиком, я достойна самого лучшего".

Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все

получиться так, как надо".

Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и

мне все помогут, и я помогу".

Руки на поясе, наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир

прекрасен - и я прекрасна".

Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела

идут отлично".

Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня

получается".

Станция «Конфликтная»

Цель: успешное разрешение конфликтов с родителями.
1 задание «Нужны ли конфликты с родителями?»


Инструкция: необходимо за 3 минуты подобрать аргументы в пользу того, что конфликты с родителями не нужны.


Вывод
Воспитателю необходимо научиться грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…" Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.
2 задание: «Решение педагогических ситуаций.» 

инструкция: Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

 - родители приводят явно не долеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам  необходимо вежливо, тактично объяснить  родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

 - мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде.


Какие еще формы, методы может использовать воспитатель, чтобы улучшить отношения с родителями воспитанников?

Также важны и для улучшения отношений между родителями и детьми Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Родители учатся любить ребенка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нём новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся настоящими партнёрами.

Задание «Желаю Вам»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Инструкция: сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
Вопросы после упражнения:
1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

Станция «Аналитическая»
- Да, трудностей на самом деле в организации общения много: Какие? это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера.

Из чего же складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Раздать памятки воспитателям по проведению беседы с родителями.
Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

 

    

приложение 1

Портрет педагога

с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения

Личностные качества и установки (личностный компонент)

Знания (содержательный компонент)

Умения и навыки (деятельностный компонент)

приложение 2

Примерный кодекс общения:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Примерный кодекс общения:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Примерный кодекс общения:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Примерный кодекс общения:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

приложение 3

Решение ситуаций.

Родители приводят явно не долеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам  необходимо вежливо, тактично объяснить  родителям, что вы не можете принять такого ребёнка.

 

Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде. Как Вы поступите?

Психологическая зарядка

Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною

всегда любовь и удача".

Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь

богаче".

Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным

лучиком, я достойна самого лучшего".

Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все

получиться так, как надо".

Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и

мне все помогут, и я помогу".

Руки на поясе, наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир

прекрасен - и я прекрасна".

Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела

идут отлично".

Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня

получается".

Станция «Аналитическая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

Практическое мероприятие с педагогами ДОУ на тему: «Компетентность педагога в сфере общения с родителями».

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА  В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА  В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»....

Консультация в рамках работы клуба "Молодая семья" "Учусь разговаривать"

Консультация в рамках работы клуба "Молодая семья" "Учусь разговаривать"...