Ознакомление дошкольников с эмоциями как профилактика психосоматических заболеваний
консультация по психологии

Сливная Любовь Александровна

Умение быть чутким и добрым к другим невозможно без умения быть чутким и добрым к себе. Необходимо учиться любить себя, свой внутренний мир, познавать его и относиться уважительно, любить свое тело, его возможности. "Язык чувств" помогает малышу заявить о себе, защитить себя, выразить отношение к другому и к себе, сформировать положительную самооценку. Если понимаешь себя, то лучше понимаешь и других; человек, понявший себя, становится более открытым для других, учится принимать других такими, какие они есть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Ознакомление дошкольников с эмоциями

как профилактика психосоматических заболеваний

Психосоматические заболевания заметно потеснили в наше время все остальные в следствие повышения темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок.

Под психосоматическим заболеванием понимают такое, в происхождении которого главная роль принадлежит психологическим факторам, таким, в частности, как не отыгранные эмоции. Шестой семинар всемирной организации здравоохранения, прошедший в 1970 году в городе Базеле (вопросы номенклатуры, классификации, диагностики психических заболеваний), рекомендовал считать физиологические расстройства, появляющиеся при эмоциях, главным элементом психосоматических заболеваний. 

Психосоматическими называют заболевания, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов. К таким заболеваниям относят: ишемическую болезнь сердца, артериальную гипертонию, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму, неспецифический язвенный колит, ревматоидный артрит, нейродермит, тиреотоксикоз, сахарный диабет и некоторые другие. 

Естественно, что такая ситуация вызвала интерес у врачей, психологов к причинам, вызывающим психосоматические заболевания.

Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, сосудов, нервов, гипертонией и т.д. Какая же связь между эмоциями и сердцем? Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, т.е. всплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен. Эмоция требует переработки. Один из механизмов такой переработки - способность распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей (т.е. анализ эмоций с помощью слов, понятий).

А как же помочь детям не стать впоследствии психосоматиками? Для этого необходимо привлечь их к эмоциональному миру человека, обучить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, развивать самопознание.

Этапы работы по овладению "языком чувств":

  1. Овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность определить желания и цели, ощущения и самоощущения.
  2. Овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты.
  3. Освоение большого пласта"важнейших слов", т.е. слов вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность.

Лексика настроения, приемы работы:

  • Помогать разбираться детям в своих состояниям и отношениях с помощью определенных слов, фраз: Мне приятно - мне неприятно, мне нравится, не нравится, мне хочется - не хочется, я рассержена, я обижена, я доволен, я расстроилась.
  • Использовать стихи, где характеризуется какой-либо персонаж, его настроение, внутреннее состояние: "И слон возвратился в родные места, счастливый от хобота и до хвоста", "Кто никому не помогает, тот вечно хнычет и скучает". "Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло, В кислом небе кислое облако повисло". Даже сахар кислый, скисло все варенье, Потому что кислое было настроение".

Улаживание конфликтов:

1) Обучение "словесному бою" с теми, кто дразнится, обзывается, вооружение детей защитной фразой: "кто обзывается, тот сам так называется", "кто чем обзывается, тот тем же называется".

2) Убедить, что расстраиваться не надо уже потому, что "обзывалыцику" это в радость, он этого и хотел. А зачем мы будет доставлять ему это удовольствие?

Волшебные слова:

1) Это формулы вежливости, вежливые обороты, особые слова, они не называют чувств, но выражают добрые, заботливые отношения. Пример взрослых: "будь добр", "разреши", "извини", "с твоего разрешения", "позволь", "прости", "я не хотела" и т.д., чтение художественной литературы.

2) Сочинение совместных историй про разных персонажей, у которых не было в речи волшебных слов и потому им плохо приходилось в жизни.

В заключение хотелось бы сказать, что умение быть чутким и добрым к другим невозможно без умения быть чутким и добрым к себе. Необходимо учиться любить себя, свой внутренний мир, познавать его и относиться уважительно, любить свое тело, его возможности. "Язык чувств" помогает малышу заявить о себе, защитить себя, выразить отношение к другому и к себе, сформировать положительную самооценку. Если понимаешь себя, то лучше понимаешь и других; человек, понявший себя, становится более открытым для других, учится принимать других такими, какие они есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика простудных заболеваний у дошкольников

Как защитить своего ребёнка от простудных заболеваний...

Рекомендации по профилактике возникновения психосоматических заболеваний у детей

Если родители обеспокоены самочувствием своего ребенка, важно задуматься о создании здоровой психологической атмосферы в семье...

Рекомендации для педагогов по профилактике психосоматических проявлений, О.И.Соболева, МБДОУ № 41

Представлены способы саморегуляции, управление дыханием, самонастрой....

Стресс как причина психосоматических заболеваний.

      Современный уклад жизни, ее ритм оказывает сильное влияние на организм человека, особенно у детей. Возникают различные ситуации, которые приводят детей к стрессу. Стресс яв...

Знакомство с эмоциями. Профилактика психосоматических заболеваний

Для того, чтобы уберечь детей от психосоматических заболеваний, необходимо привлечь их к эмоциональному миру человека, обучить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, развивать самопозн...