Программа "Поговорим о правах играя"
рабочая программа по психологии (средняя группа)

Шаповалова Людмила Александровна

Программа "Поговорим о правах играя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pogovorim_o_pravah_igraya.docx12.3 КБ

Предварительный просмотр:

            Детские группы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
                                               Средняя школа № 13 п. Новый                                                                                                                                  

                

Педагогический совет                                              Утверждено:
Протокол № ____                                                 Зам. директора по ДО
От                                                                               Абу Аль-Нади  Е. А.
_______________                                                           ________________

Программа правового воспитания детей

«О правах играя»

        

Разработчик:  социальный педагог Шаповалова Л.А.

                                                    2023

Программа правового воспитания детей старшего дошкольного возраста «О правах играя»

Актуальность

Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться, как полноценный и  полноправный  член  общества  и  одновременно  сохранять  свою  индивидуальность  и  уникальность.

Поэтому современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и

поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в дошкольном образовании.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности связана с позитивным влиянием этих

качеств личности на ее самоотношение, самовосприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей

способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, учится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания,

поступки, мысли.

Цель и задачи программы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста «О правах играя»

Цель Программы: максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

Задачи реализации программы:

- формировать знания детей о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами,

знать и уважать культуру, обычаи и традиции.

- формировать элементарные преставления о свободе личности как достижении человечества.

- воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

- разъяснять общественные нормы и правила поведения;

- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Программа правового воспитания воспитанников старшего дошкольного возраста «О правах играя» осуществляется в соответствии с рядом педагогических принципов:

· гуманитарно-пропедевтическим (процесс правового воспитания ребенка дошкольного возраста выполняет подготовительную по

отношению к школьному образованию функцию, обеспечивая преемственность с такой гуманитарно-образовательной областью, как

граждановедение и закладывает первоначальную базу гуманитарного знания посредством ознакомления с историей человеческой цивилизации,

многочисленностью и многообразием народностей, проживающих на Земле, с развитием труда человека, элементарными представлениями о

возникновении и совершенствовании технического прогресса, нормах и правилах поведения в человеческом обществе);

· содержательно-доминирующим (содержание работы по правовому воспитанию реализуется как в специально-организованных формах

работы с детьми (занятия, беседы), так и свободной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.);

· деятельностного и интеграционного подходов  - правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;

интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания,

он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он

предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и

конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия);

· включенности субъекта (предполагает "включенность" ребенка в образовательный процесс, когда накопление и обогащение социального

опыта происходит путем полноправного участия дошкольника в событиях окружающего мира);

· регионально-обусловленного содержания (принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных

традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с

элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего района);

Занятия проводятся с детьми подготовительной группы один раз в месяц,

с  подгруппой детей. Продолжительность занятия 30 мин.

Формы и методы правового воспитания детей.

Формы работы с детьми:

1. Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.

2. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в

работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

3. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или

совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.

4. Ролевые, театрализованные и дидактические игры.

5. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

Методы работы с детьми:

1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.

2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком: если бы я поймал золотую

рыбку: если бы я вдруг превратился в:

3. Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".

4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья

относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной

отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

К концу года дети должны уметь:

·  Владеть обобщенными представлениями о себе, составе семьи;

·  Самостоятельно применять полученные знания в различных видах деятельности: творческой, предметно-продуктивной,

коммуникативной;

·  Знать:

- различия между правами и обязанностями;

- люди с физическими недостатками имеют право на то, чтобы к ним относились так же, как и ко всем другим людям.

·  Иметь представления о своих качествах и возможностях;

·  Объяснять что такое право;

·  Называть свои права;

·  Различать потребности и желания, рассматривать базовые потребности как права;

·  Соотносить права с повседневной жизнью.

Материально-технические условия реализации Программы

Техническое оснащение:

¾ компьютер;

¾ настольные игры

Календарно-тематическое планирование занятий программы

по правовому воспитанию детей старшего дошкольного «О правах играя»

Тема занятия . Цели и задачи.   Содержание и формы работы.  Сроки

Проведения.

4-я неделя
сентября

1. «Я - человек»

Рассказать детям о том, что Земля наш общий дом,

что на ней очень много стран. Объяснить, как

важно жить со всеми в мире. Беседы о земном

шаре, о людях разных рас и национальностей.

Просмотр картин и иллюстраций о различных

частях земного шара.

Беседы о земном шаре, о людях разных рас и

национальностей.

Просмотр картин и иллюстраций о различных частях

земного шара. Беседы о сходстве и различии людей,

игры «Вопрос-ответ», «Посмотрите на меня».

Домашнее задание: рисование на тему «Автопортрет»

4-я неделя

октября

 «Конвенция о правах ребёнка - документ, который

должны знать все дети».

Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах

ребенка, формировать понимание того, что права

принадлежат всем детям, они неотъемлемы и

неделимы,

Игра «Для чего этот предмет».

Домашнее задание: придумать вместе с родителями и

нарисовать эмблему к макету книги «Конвенция о

правах ребенка».

4-я неделя

 ноября

3. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Познакомить с положением: каждый человек имеет

право  на  имя,  закрепленное  документом

«свидетельство о рождении» и, что оно обозначает;

дать понятие о том, что такое «отчество»,

«фамилия», их происхождение.

Документ «Свидетельство о рождении»

«Я и мое имя. Что значат наши имена»

Ст. 7, п.1

Игра «Назови ласково».

Домашнее задание: придумать вместе с родителями.
4-я неделя

 декабря

Сделать визитную карточку ребенка.

4. «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

Познакомить детей с правом иметь семью, с

правом  на  любовь  и  заботу  родителей.

Формировать у детей представление о семье, как о

людях, которые живут вместе, любят друг друга и

заботятся о близких.

Беседа о семье как об «островке безопасности»,

гаранте прав ребенка.

Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», картинки

Ребенок имеет право жить вместе с родителями.

Ст. № 9

Игра «Кто где живет».

Домашнее задание: нарисовать на тему «Моя семья».

4-я неделя

января

 «Право ребенка на охрану здоровья»

Формировать у детей представление об условиях,

обеспечивающих  сохранение  и  укрепление

здоровья каждого ребенка, личное положительное

отношение  каждого  ребенка  к  здоровью,

способность к выработке потребности в здоровом

образе жизни.

Беседа о необходимости заботится о своем здоровье,

беречь его и учиться быть здоровым.

Картинки «Сохрани свое здоровье сам».

Ст. № 24, п.1,2,4.

Игровое упражнение «Как вызвать «скорую помощь»

Домашнее задание: нарисовать крупно номер телефона

скорой помощи.

4-я неделя

февраля

6. «Права ребенка на

образование»

Показать значимость, необходимость в жизни

каждого  человека  образования,  повысить

мотивацию  обучения;  рассказать  детям  о

преимуществе  образованных  людей  над

необразованными.

Беседа о необходимости и значении образования для

каждого человека. Сказка А.Толстой «Золотой ключик,

или приключения Буратино», картинки «Грамоте

учится - всегда пригодится».

Ст. № 28.Игра «Вставьте слово».

Домашнее задание: нарисовать детский сад.

4-я неделя

марта

«Права и обязанности ребенка»

Закрепить  представления  детей  о  законах

защищающих права человека. Способствовать

росту самосознания, возможности и желанию

использовать права и пониманию необходимости

следовать обязанностям.

Просмотр  мультипликационного  фильма  «Азбука

прав» Смешарики.

Игра «Для чего этот предмет».

Домашнее задание: с помощью родителей определить

обязанности ребенка в семье.

4-я неделя

апреля

 «Право на защиту»

Довести до сознания детей, что никто не имеет

права обижать, бить, оскорблять другого человека,

все люди равны в своих правах.

Знакомство с понятиями «право на безопасные условия

жизни»,  кто  мучает,  тот  понесет  наказание;

способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит

нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты

будешь делать, если тебя обижают».

Сказка  «Крошечка-Хаврошечка»,  картинки  «Если

вдруг тебя обидели».

Ст.№19. п.1

Домашнее задание: придумать вместе с родителями и

4-я неделя

мая

Нарисовать плакат о защите ребенка.

9. «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

Познакомить детей со статьей о правах ребенка,

гарантирующих  право  на  жилье  и

неприкосновенность жилища.

Беседы о доме.

Сказка «Заячьи слезы»,

картинки Право жить в своем доме и чувствовать себя  хозяином.

Ст. № 16

Игра «Кому какой дом», Игра "Где мы были - мы не

скажем, а что делали - покажем».

Домашнее задание: нарисовать рисунок по теме «Мой дом».

4-я неделя

  июня

10. «Право на свободу»

Формировать значимость свободы для человека.  Чтение сказки  Дж. Родари «Чиполлино».

Домашнее задание: вспомнить и записать с помощью

родителей сказки и рассказы, где нарушаются права

героев на свободу.

«Игровое занятие - развлечение»,

посвященное  Дню защиты детей.

Цель:

Обобщить знания детей об их гражданских правах

и  обязанностях; способствовать  развитию

правового  мировоззрения  и  нравственных

представлений; развивать  умение  рассуждать,

сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство

самоуважения и уважения к другим людям.

Список литературы

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечцлина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н. В. Алѐшина. - М.: ЦГЛ, 2004.

3. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

4. Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска. // Вестник психосоциальной и коррекционно-

реабилитационной работы. – 2005. № 2. – С. 21-32.

5. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 80 с.

6. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова и др. – М.:

Просвещение, 2006. – 191 с.

7. Голицина Н.С., Огнева Л.Д., Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка.

8. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников

ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.

9. Декларации прав ребенка (1959 г.) / Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О.

Поддубный; науч. ред. P.M. Чумичева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

10. Дети социального риска и их воспитание: Учебно-методическое пособие. / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СП6.: Издательство «Речь»,

2003. - 144 с.,

11. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

12. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. –

(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

13. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: Методическое пособие для воспитателей старших и

подготовительных групп детского сада / Под общей редакцией В.М. Букатова. – СПб: Образовательные проекты, 2008. – 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучаем права, играя. Игра "Заморочки из коробочки"

Правовое воспитание - немаловажный аспект в воспитании всесторонне развитой, успешной личности, имеющей гибкое мышление, умение приспосабливаться к внешним изменениям и отстаивать свои права и интерес...

Игры с элементами баскетбола. Правила игры в баскетбол

Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, честность и быстроту реакц...

Правила игры с ребенком: учимся играя

Ранее развития и ранее обучения - понятия абсолютно разные по смыслу. Ведь серьезно обучаться маленькому исследователю еще рано, а вот развивать разнообразные способности - в самый раз!Такое развитие ...

Сценарий игры КВН "О правах играя".

Сценарий игры КВН "О правах играя" для детей старшей группы....

Подвижные игры для детей 4-5 лет с подробным описанием правил игры

Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех учас...

Мастер-класс по созданию игры "Танчики" + Правила игры.

Мастер – Класс по изготовлению игры «Танчики».Автор идеи и реализации: Воспитатель Беляева Елена Владимировна.Нам понадобиться:Лист ватмана формата А3. Если нет такого листа, то можн...

Мастер-класс «Изучаем права, играя». Презентация дидактической игры-викторины «Права сказочных героев»

Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире.Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный п...