Каким цветом рисует ваш ребёнок?
консультация по психологии

П. Алёна Викторовна

Цвет - это то, как ребёнок воспринимает этот мир. Воспринимает, а не видит. Часто рисунки- это именно отражение того, что ребёнок видит за внешней оболочкой. И пусть он рисует неправильно с точки зрения взрослого, но ребёнок передаёт то, что чувствует, глядя на то, что он рисует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_detskogo_risunka.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА:

КАКИМ ЦВЕТОМ РИСУЕТ ВАШ РЕБЁНОК

Цвет - это то, как ребёнок воспринимает этот мир. Воспринимает, а не видит. Часто рисунки- это именно отражение того, что ребёнок видит за внешней оболочкой. И пусть он рисует неправильно с точки зрения взрослого, но ребёнок передаёт то, что чувствует, глядя на то, что он рисует. Как он его чувствует, и что твориться у него на душе - ребёнок так же показывает цветом. Поэтому можно выявить начало заболеваний, расстройств психики, усталости или иных проблем при помощи расшифровки его рисунка. В современном мире такая практика называется АРТ-ТЕРАПИЯ. Кроме цветовой гаммы внимание уделяют характеру линий, нахождению рисунка на листе, и ещё нескольким параметрам. Выводы можно сделать исходя из нескольких работ.

Итак, начнём с простого - цвет.

Если в рисунке ребёнка ПРЕОБЛАДАЕТ:

- красный цвет - это значит, что в ребёнке сейчас скопилось много активной энергии, вплоть до агрессии, и если не дать вектор и выход этой энергии, то это будет мини-бомба. Красный может, если не дать выхода, перейти в чёрный или коричневый.

- оранжевый - хороший позитивный цвет, цвет работы мозга. Если слишком много, то возможно ребёнку нужно отдохнуть умственно.

- жёлтый - цвет солнца, тепла. Рисунок, залитый солнцем, означает в реальности его нехватку. Возможно мало приятных, «солнечных» впечатлений, а ребёнку это так хочется!

- зелёный - цвет жизни, лета. Дети часто его предпочитают, потому что всё самое хорошее происходит летом. Но вот если на рисунке много тёмно-зелёного, это может указывать на потребность в уединении. Возможно ребёнок устал от социума.

- голубой - не синий! - именно голубой может означать спокойствие, но, если его слишком много, это уже пассивность, нерешительность. Небольшая похвала будет очень уместна.

- синий – цвет погруженности в себя. Задумчивость. Но когда много - это тревожный звонок для того, чтобы задуматься, что беспокоит или, о чём так долго думает ребёнок. Порой наличие синего цвета может показать, что есть некие проблемы, неразрешимые для ребёнка в одиночку, но он не может это всё обдумать самостоятельно и именно это его «напрягает».

- фиолетовый - цвет философов, фантазёров. Ну в большом количестве можно сказать, что ребёнок не знает, ну как ещё себя выразить! Подскажите, что фиолетовый (например) хорошо сочетается с розовым, синим, или даже с зелёным. Пусть ищет нестандартные сочетания - фантазирует!

- розовый - хоть в последние время это считается «гламурным» цветом, это не так. Много, перебор - да, это значит, что ребёнок (особенно девочка) циклится только на внешности. И порой не очень ею доволен. Но в целом, розовый - это знак сердечности, доброго сердца.

- коричневый – двоякий цвет. С одной стороны – это цвет земли, приземленности, устойчивости. Но с другой стороны, коричневый – это цвет тупика, торможения развития личности, возможно - в некоторых ситуациях - нехватка опоры в жизни. Нужно рассматривать и другие детали рисунка.

- серый - безразличие. Усталость. «отстаньте от меня» - так можно перевести послания с большим количеством серого. Ребёнок в тумане, не видит цели, ему трудно. Апатия. Особенно тревожно, если ребёнок поверх приличного и хорошего рисунка вдруг начинает методично наносить серый цвет. Значит, то, что было - все надоело и не имеет ценности для ребёнка.

- чёрный – тяжёлый цвет. Депрессия. Хорошо и порой тщательно скрываемая. Нежелание шевелиться, думать, «кто бы за меня решил? а я не хочу!». Если просто линиями обрисовано, есть детали, закрашенные чёрным - это не повод для беспокойства. А вот именно всё рисованное чёрным, малое количество иных цветов. Или закрашивание чёрным рисунка. Да ещё рваными, не гибкими линиями. Тогда это прямой путь к тому, чтобы разораться, а что действительно на душе и сердце у ребёнка. Может всё не так, как вы думаете, что надо поговорить и переделать что-то в жизни ребёнка? Здесь можно вместе с рисунком подойти к психологу.

Изучив психологию рисунка ребёнка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.

• тёмно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

• зелёный – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

• красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;

• жёлтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;

• фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);

• коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;

• чёрный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;

• если ребёнок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстранённости, желании закрыться.

Важные моменты в анализе рисунка ребёнка

1. Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребёнка была вся палитра карандашей. Картинка в тёмных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.

2. Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям даётся определённая тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.

3. Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребёнка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.

4. Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребёнка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.

5.Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.

6. Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку, вряд ли это будет верным предположением. Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник).

7. Ребёнку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нём нарисовать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какими цветами рисует Ваш ребенок?

Цветовые предпочтения ребенка могут немало рассказать о его личности, особенностях характера, отношениях в семье, возможных проблемах....

консультация для родителей "Какими цветами рисует Ваш ребенок?"

С древних времен человечество придавало цвету символическое значение. Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, ...

Психология цвета. Какими цветами рисует ваш ребенок.

Психология цвета. Какими цветами рисует вашь ребенок....

Консультация для родителей "Психология цвета. Какими цветами рисует ваш ребенок"

Консультация для родителей "Психология цвета. Какими цветами рисует ваш ребенок"...