Эколого-психологический тренинг для педагогов "Остров Робинзонов"
план-конспект занятия по психологии

Задачи тренинга: Познакомить педагогов с понятием эколого-психологического тренинга как направления экологического просвещения педагогов и родителей, с методами, применяемыми в данном направлении работы; Развитие чувства близости (эмпатии) человека с природой; закрепление навыков идентификации себя с природными объектами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekotrening_ostrov_robinzonov_psiholog.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32»

Эколого-психологический тренинг

для педагогов

«Остров Робинзонов»

Подготовила: педагог-психолог

Улюмджиева К.С.

г.Элиста, 2022 г.

Цель: Актуализация понимания тесной взаимосвязи человека и природы.

Задачи тренинга:

  • Познакомить педагогов с понятием эколого-психологического тренинга как направления экологического просвещения педагогов и родителей, с методами, применяемыми в данном направлении работы;
  • Развитие чувства близости (эмпатии) человека с природой; закрепление навыков идентификации себя с природными объектами;
  • Снятие психоэмоционального напряжения;
  • Воспитывать чувство близости и неразрывной связанности человека и природы.

Содержание тренинга.

Уважаемые коллеги! Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Но не менее важно уделить внимание тому, кто непосредственно обучает и воспитывает дошкольников, тех, кто прививает экологическую культуру нашим детям. Методом экологического воспитания в этом случае может являться эколого-психологический тренинг.

Эколого-психологический тренинг - одна из новых технологий экологического образования и просвещения, находящийся на стыке педагогики, экологии и психологии. Несмотря на внешнюю простоту, тренинг представляет собой систему коррекционно-педагогических приемов, которые помогают развить субъективное, личностное отношение к природе.

Большая игра «Остров Робинзонов».

Представьте себе, что вы выиграли в лотерею путевку на отдых на острове в Тихом океане. Вас ожидают белоснежные пляжи, жаркое солнце, соленый запах моря, крики чаек, спокойный отдых. Вы собрались в отпуск и купили билет на самолет. Пройдя все таможенные испытания и оставив позади аэропорт города Москвы, вы наконец оказались в кресле самолета. Ваше место рядом с иллюминатором. Полет предстоит долгий, но вы от волнения или от любопытства наблюдаете пейзажи, проплывающие за иллюминатором.

Перед вами проплывают поля - темно-зеленые, светло-зеленые, коричневые, похожие на лоскутные одеяла; высятся мощные горы – одинокие и целые горные массивы, также можно наблюдать реки – большие и маленькие – и озера, моря и океаны. Полет достаточно длительный, поэтому вы можете наблюдать и рассвет, и закат, а также просто облака и чудесное небо самых разнообразных окрасок.

И вот сидя в кресле самолеты вы задумались, а каким бы природным объектом или явлением вы могли бы быть, какое из них наиболее точно передает ваш характер, ваши жизненные приоритеты. Представьте себе это (объект или явление), возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте. (звучит музыка природы, на рисунок дается 5 минут). А теперь давайте представимся, познакомимся друг с другом как с природными объектами (явлениями). Расскажите, кто вы и почему? Так много разнообразных природных явлений, каждый человек может найти что-то свое.

Вот мы с вами и познакомились поближе. Но что это? Самолет попал в зону турбулентности, нас ожидает трудная посадка на воду, потому что мы с вами находимся посреди Тихого океана. К сожалению, во время посадки самолет получил серьезные повреждения и развалился, но мы все живы, в спасательных жилетах нам удалось доплыть до небольшого тропического островка. Мы твердо уверены, что нас скоро спасут, так как пилот успел передать сигнал SOS и наши координаты, но какое-то время нам все же придется пожить на этом самом острове.

Все что у нас с вами есть – это то, что одето на нас и то, что волнами прибивает к берегу острова, обломки самолета, какой-то мусор. Сделав удочки из палок мы сейчас с вами попытаемся достать как можно больше: что-то нам обязательно сможет пригодится для пребывания на этом острове. Удочек только 2, поэтому мы будем по очереди вылавливать предметы, передавая удочку по кругу. (игра «Собираем мусор». На пол в круг вываливается куча мусора (с крючками), каждый участник вылавливает один предмет при помощи удочки и оставляет его себе, передает удочку следующему участнику, и т.д., пока не выловят все предметы).

Посмотрите, какие мы молодцы! Мы очистили море от мусора и приобрели целую кучу предметов, которые могут нам пригодится. У меня в коробочке есть несколько предметов, я предлагаю вам выбрать каждому по одному. А теперь разобьёмся парами, вместе со своим мусором и в парах постараемся придумать, каким же образом можно использовать то, что вы насобирали из моря. Постарайтесь придумать как можно больше вариантов использования этих вещей, так как вы не знаете сколько времени вам придется провести на острове. У вас есть листы и карандаши. А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. В обычных условиях это обычный мусор, но сколько же можно придумать идей, как его еще использовать!

Несколько дней на острове нам надо чем-то питаться. На острове много растений, но какие же из них можно есть? Благодаря чьим-то заботам возле многих растений есть таблички с названиями. Посмотрите, что удалось найти. Как вы думаете, что из этого можно употреблять в пищу, а что категорически нельзя? Вам предстоит коллективно решить этот вопрос. Необходимо рассмотреть все позиции названий растений в списке и единогласным решением выбрать, что можно есть, а что нельзя. (Коллективное обсуждение).

Что ж, как выжить несколько дней на острове мы с вами придумали. Но нам надо придумать еще и способ, каким мы с вами сможем подать сигнал о нашем местонахождении проплывающим кораблям. Предлагаю устроить шумовую волну, чтоб нас услышали. Мы будем с вами повторять за мной хлопки, сначала тихо, затем громче и еще громче. Чтоб нас наверняка заметили, мы должны действовать дружно и слаженно. Начали! (хлопки от тихого к громкому)

Ура! Нас заметили! К нам приближается корабль. И скоро, совсем скоро мы покинем этот остров. И нам немного грустно, так как несмотря на определенные обстоятельства, нам было хорошо на этом маленьком приветливом острове, мы успели к нему немного привязаться. В нашей душе и в нашем сердце останется приятное воспоминание о нем. Поэтому мы с вами сейчас сидим на пляже, перебираем песок руками. И очень хочется оставить острову частичку себя. Давайте постараемся передать острову частичку себя через картину, используя песок и природные материалы. (Звучит шум моря, на упражнение дается 5 минут, хотя время четко не регламентируется).

Заключение. Ну вот и подошло к концу наше путешествие на остров Робинзонов – так называлась наша игра. Как вам понравилось в нашем путешествии? Совпали ли ваши ожидания относительно тренинга?

 

Упражнение «Внуки Карла Линнея»

Цель: развитие эмпатии, воображения

Ориентировочное время: 20минут

Материал: бумага, ручки

Ход: необходимо представить, что вы Карл Линней, или вы были в экспедиции и нашли новые животные и растения, неизвестные науки, их надо назвать. Участники придумывают видовые названия животным и растениям, то есть добавляют прилагательные к названию природного объекта, как например: " уж молочный, заяц беззащитный, еж игривый, мышь хохотушка, пырей стойкий, ландыш хрупкий, одуванчик радостный и т.д."

Психологическое упражнение «Полюбите животное»

На ватмане нарисован дом с окошками. Воспитатели должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Воспитатели приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.

У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т.д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира.

Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: обеспечения психологической разгрузки участников. Участники становятся в круг. Инструкция: Ли знаете вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте послушаем вместе, какой он. Сейчас по колу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они возвратятся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

• В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони)

•  Начинает накрапывать дождь. (Щелкает пальцами)

•  Дождь усиливается. (Поочередное плескание ладонями по груди)

•  Начинается настоящий ливень. (Плескания по бедрам)

•  А вот и град - настоящая буря. (Топот ногами)

•  Но что это? Буря стихает. (Плескания по бедрам)

•  Дождь стихает. (Плескания ладонями по груди)

•  Редкие капли дождя падают на землю. (Клацанья пальцами)

•  Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней)

•  Солнце! (Руки кверху)

Подведение итогов. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой личности ребёнка в процессе использования современных эколого - психологических тренингов

С момента появления человека на свет, закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру....

Эколого-психологический тренинг, с использованием здоровье сберегающих механизмов.

Упражнение "Волшебные дощечки"Задачи: Расширить чувственного опыта детей, развитие воображения.Материал и оборудование: на ребёнка - комплект 10 карточек размером 5х10 см. С одной стороны на карточках...

Эколого-психологический тренинг "Наедине с природой" для детей старшего дошкольного возраста

В материале представлен конспект эколого-психологического тренинга из практического опыта работы....

Эколого- психологический тренинг

Эколого-психологический тренинг- формирование и развитие экологических установок у детей (например, нет «вредных» и «полезных» насекомых)- обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой- расшире...

Эколого-психологический тренинг

2017 год объявлен президентом РФ годом экологии. Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего в...

Эколого-психологический тренинг для детей подготовительной группы "Прогулка в лес"

Занятие предполагает расширение природоохранительного кругозора и экологического пространства....

Эколого-психологический тренинг – одна из форм экологического образования дошкольников

Эколого-психологический тренинг - комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений реб...