Фрактальная живопись в работе с детьми
консультация по психологии (старшая группа)

Аржановская Екатерина Александровна

Фрактальная живопись относится к одной из арт-терапевтических техник, зарекомендоваших себя очень хорошо. Здесь дети творчески самовыражаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fraktal_v_art-terapii.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Техника фрактальной живописи в работе с детьми с нарушениями в эмоционально-личностной сфере

 

Цель: ознакомление участников семинара с техникой фрактальной живописи для развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Задачи:

- Знакомство с новой техникой фрактального рисования  способами применении на практике;

- Развитие самовыражения и самопознания через творчество;

- Создать положительный эмоциональный настрой у участников семинара;

- Способствовать развитию профессионально-творческой активности  и внутреннего потенциала у участников семинара;

Необходимый материал: набор цветных карандашей (фломастеров) по количеству участников, листы бумаги (А4),  спокойная музыка.

 Теоретическая часть

 Фрактальный рисунок является одним из методов арт-терапии, наиболее доступный и эффективный для коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния как для ребенка, так и для взрослого. Метод фрактального рисования был разработан Полуяхтовой Танзиля Закировной в 1991 году на основе научно-прикладных исследований Б. Мандельброта,

Е. Фандыш, М Люшера. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, ведь рисунок несет информацию о состоянии души и тела.

     Метод фрактального рисования может применяться в индивидуальной работе с ребенком (или взрослым) для коррекции нарушений психоэмоционального состояния – переживания чувства утраты, адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости, для работы с гиперактивными  детьми.

     Фрактал (лат fractus – дробленый, сломанный, разбитый) – сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.

         Коррекционные (или функциональные) рисунки выполняются осознанно, линии рисуются с закрытыми глазами, затем анализируется тестовый рисунок, выясняется проблема и вырабатывается механизм её решения, происходит обязательный выбор цвета для раскрашивания.

             Фрактальное рисование может использоваться для изучения взаимоотношений в коллективе (детском и взрослом), проблем совместимости, психологического климата.

    Метод фрактального рисования в сочетании с музыкотерапией может использоваться как здоровьесберегающая технология для снятия напряжения, усталости в период большой загруженности.

     С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется индивидуальная форма проведения, со взрослыми - как индивидуальная, так и групповая формы.

Полученное изображение также  может служить  диагностической эмоционально-личностного развития ( для этого мы используем диагностические критерии анализа рисунка - приложение 1), либо для создания общей групповой работы (для этого каждый вырезает свой рисунок  и оформляется групповая работа, придумывается название, история и   т.д. ).

Анализ и использование рисунка можно увеличить в зависимости от специализации  или опыта работы. Например, логопед или дефектолог может использовать данный метод как поиск затерянных букв и на каждую найденную букву придумывать слово. Таким образом отрабатывается моторика, концентрация, зрительное и слуховое восприятие. Потом можно с ловами придумать рассказ.

Относительным противопоказанием к использованию методики в работе с детьми дошкольного возраста является наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Детям с ММД активного и реактивного типов очень трудно долгое время заниматься одним делом. Раскрашивание множества «окошек» со временем начинает их раздражать, интерес к выполнению задания быстро падает, повышается отвлекаемость (эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга).

Практическая часть

Притча «Карандаш»

Жил был мастер, который любил  использовать в работе яркие краски. И однажды он решил сделать яркие и волшебные карандаши, которые будут превращать рисунок  настоящую сказку.  Он долго трудился над качеством, цветом, создавал новые прекрасные оттенки и вот, настал день , когда он смог сказать: « Я создал прекрасные карандаши и пусть  каждый кто возьмет их в руки создает  яркий и красочный мир!». И прежде , чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

- Есть пять вещей, которые ты должен знать,- сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому то держать себя в своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени,

Но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

Пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты должен всегда оставить свой след.

Независимо от твоего состояния ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

Инструкция для выполнения

   Включается легкая расслабляющая музыка.  Располагайтесь, пожалуйста, так, как вам удобно.  Сделайте глубокий вдох и выдох

У вас есть бумага, карандаши, фломастеры, цветные ручки. И давайте творить волшебство.

♦ Шарик ручки установите в любой точке листа. Мы будем рисовать непрерывную линию с закрытыми глазами, старайтесь заполнить как можно большую часть листа. Будем рисовать в течение 45-60 секунд. Линия должна быть четкая. Скорость движения ручки средняя. Рисуем с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали. Выполняем круговые, овальные и другие движения, напоминающие геометрические фигуры. Старайтесь не допускать частых повторов круговых, петлеобразных, 8-образных и геометрических форм. Закройте глаза…. Начали рисовать…..

  • После того как  прошло время открываем глаза и начинаем внимательно смотреть на полученное изображение. Наша задача, в хаотичных линиях увидеть какое-либо изображение. Далее его обвести по контуру линий.

♦ Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым. Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения.

♦ Сейчас вы будете раскрашивать ваш рисунок. Карандаши надо брать только с закрытыми глазами. Помните, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Их можно заполнять, если ячейки соприкасаются только по диагонали. (Одним цветом можно закрасить от 1 до 10-15 ячеек.

(В случае когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одну ячейку закрасить необходимо. Самые маленькие ячейки закрашивайте только ручкой).

Окончание притчи: …Посмотрите,  какие необычные и разные картины у вас получились! Каждый карандаш в ваших руках оставил прекрасный след и осуществил мечту мастера.

Рефлексия: По окончании закрашивания необходимо провести обсуждение эмоционального состояния клиента в процессе рисования:

-Что понравилось при выполнении задания?;

-С какими трудностями столкнулись?;

-Как вы думаете, понравиться ли детям такой вид рисования?

-Что вы можете посоветовать в дополнение к этому методу?

 

 Спасибо за внимание. И на память о сегодняшней встрече мне бы хотелось еще раз поздравить всех коллег с профессиональным праздником  и  подарить памятные открытки.

                                                                                         

Приложение 1

Диагностические критерии при анализе рисунка

Характер изображения линий

●Четко прочерченные линии говорят об уверенном, твердом характере, целеустремленности, самостоятельности, аккуратности.

●Не везде одинаковый нажим при проведении линии чаще всего характеризуют творческого человека с гибким характером, эмоционально лабильного, иногда не уверенного в себе.

●Слабо прочерченные линии «говорят» о болезненном состоянии, заметной неуверенности в себе.

●Резкие, угловато прочерченные линии наблюдаются у человека, находящегося в состоянии эмоционального напряжения, стресса.

●Линии с плавными переходами свидетельствуют о гармоничном, стабильном состоянии.

●Расположение линий по концентрическому кругу или кругообразный повтор в рисунке наблюдается при склонности к навязчивым состояниям, неврозам.

Размер и конфигурация рисунка

●Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) встречается у людей с заниженной самооценкой, склонных к эгоцентризму.

●Средний размер (около 2/3 площади листа) рисунка – показатель уравновешенного характера.

●Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) – говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, в некоторых случаях – о нестабильности к концентрации внимания.

●Прямоугольная форма периметра рисунка наблюдается у людей прямолинейных, зачастую имеющих сложный характер.

●Рисунок с причудливо выраженными «хвостиками» по периметру – отражение яркой индивидуальности, неординарности, в некоторых случаях нестабильности характера.

Конфигурация и размеры ячеек

•Ячейки на фрактальном рисунке

- по размеру (большие, средние, маленькие);

- по форме (треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые).

•Гармоничное сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек встречается в рисунках добрых, открытых натур;

средних ячеек – исполнительных, аккуратных, иногда педантичных людей, в некоторых случаях неуверенных в себе, но всегда аккуратных и старательных.

•Переизбыток круговых форм говорит о склонности к хроническим неврозам и наличии навязчивых состояний; петлеобразных линий – о зацикленности человека.

•Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм наблюдаются у рассудительных, спокойных людей, склонных к творчеству.

•Большое количество геометрических фигур говорит о ярко выраженной склонности к анализу, скептицизме в оценках, прямолинейном авторитарном характере, наличие деловых качеств.

•Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки свидетельствуют об эмоциональной нестабильности, раздражении, переживании стресса.

Пятна

• Большое пятно черного цвета говорит об усталости, переживании стресса.

•Большое темное пятно – символ острой проблемы личного характера.

•Большие ячейки красного цвета свидетельствуют о предрасположенности к навязчивым состояниям, тревожности.

•Заметное количество красных пятен среднего размера – показатель напряженности, неустойчивости эмоций.

•Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета – долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

•Большое количество оттенков зеленого цвета наблюдается в рисунках людей с природной способностью к саморегуляции.

•Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета – маркер тревожного состояния, агрессии, острого стресса.

Цвет

•Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка – высокая концентрация внимания, исполнительность.

•Намеренно не закрашенные ячейки белого цвета – показатель недостаточного использования природных способностей.

•Большое количество ячеек желтого цвета: любознательность, самостоятельные, выдержанные, в меру тщеславны.

•Зеленый цвет: природные качества самокоррекции, проницательны, эмоционально отзывчивы, способны выслушать и понять собеседника.

•Травенисто-зеленый цвет (ближе к болотному):большая физическая выносливость.

•Сочетание: зеленый+желтый= повышенная чувствительность;

Зеленый+желтый+синий= коммуникабельность, внутренняя гармония.

•Синий цвет: покой, стремление к стабильности, равновесию.

•Темно-синий (преобладание): напряженное эмоциональное состояние, переходящее в депрессию.

•Синий+красный, коричневый, черный = неблагополучие эмоциональной среды, в которой человек находится.

Гармоничное сочетание синего+голубого+зеленого+оранжевого= дает положительную динамику развития, возможность длительной проблемы в жизни человека. Подобное сочетание часто используется в ходе коррекции.

•Голубой цвет: человек любит свою семью, ценит уют, комфорт; большое количество ячеек – обидчивость, ранимость.

•Сиреневый цвет: чаще всего положительный, с ним легко общаться; большое количество – тщеславие, ищущий почести; обычен для детей и подростков.

•Фиолетовый цвет: трудоголики, важно самовыражение.

•Лиловый цвет: наличие «бешеной» неуправляемой энергии, проявление агрессии (вербальной или физической), часто неконтролируемой.

•Красный цвет: цвет тревоги. Если в рисунке очень много этого цвета, это сигнал бедствия, автор находится в крайне нестабильном, неуравновешенном состоянии. Если красные пятна средней величины и их много, это признак неустойчивого психоэмоционального состояния, гнетущего настроения. Обычно это текущие проблемы и неприятности, однако, если общий фон рисунка темный, это указывает на то, что человек не знает выхода из ситуации. Если органично переплетается с другими цветами – достаточно гармоничный человек динамично развивающийся, имеющий стабильное жизненное окружение.

•Розовый цвет: цвет теплой энергии, переизбыток говорит о недостатке внимания. Такой ребенок нуждается в заботе, внимании, ласке. Розовый цвет имеет терапевтический эффект в процессе коррекции (цвет эмоциональной поддержки).

•Малиновый +алый= тревога, напряженности эмоционального состояния, наличие проблемы. Малиновый цвет говорит об импульсивности и непредсказуемости. Когда в гармоничной норме, то олицетворяет тягу к прогрессу и целеустремленности.

•Густой бордовый, вишневый: цвет силы, агрессивной энергии.

•Оранжевый цвет: жизненная энергия. Средние ячейки – автор очень жизнерадостен. Если в избытке (крупные ячейки или много средних), то это сигнал о неспособности человека к четким действиям и наличии комплексов. Отсутствие этого цвета в рисунке говорит об упадке жизненных сил.

•Песочно-золотистый цвет: цвет святой энергии признак духовного богатства и душевной широты.

•Темно-коричневый цвет: можно утверждать, что у человека существует глубокая скрытая проблема, с которой он смирился и справиться ( по его мнению) он не может. Темно-коричневый+красный+темно-красный+фиолетовый+черный= сигнал острой проблемы, критическое состояние (особенно у детей).

•Серый цвет: цвет перехода от одного состояния к другому. Доминирует – признак пограничного состояния, ощущения дискомфорта, эмоциональной нестабильности и неуверенности в себе.

Человек, закрашивающий крупные ячейки серым цветом, требует к себе предельного внимания (возможно врача). Маленькие ячейки стального цвета символизируют конкретные изменения в настоящем.

•Черный цвет: если закрашены совсем крошечные ячейки – автор инициативен, активен, динамичен. Большое количество средних и крупных ячеек говорит, что человек быстро устает морально, физически. Такая картина наблюдается в рисунках людей, находящихся в состоянии профессионального выгорания.

Для более полной и точной интерпретации цветового содержания рисунков ( в том числе сочетания цветов) можно воспользоваться «Энциклопедией признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии».

Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии.-Пб.: Речь, 2002.

Литература:

  1. Полуяхтова Т. 3., Комов А. Е. Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста

Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...

Использование фрактальных матриц в работе воспитателя и педагога- психолога.

Фрактальные матрицы ( автор- Сергей Рокамболь) используются для раскрашивания детьми в ходе индивидуальной и групповой работы. Предлагаются карандаши или фломастеры не менее 8 цветов. Изображение сост...

"Использование дидактических игр по формированию пространственной ориентировки в коррекционно - логопедической работе сдетьми с нарушениями зрения и речи".

Представлены несколько групп дидактических игр по формированию пространственной ориентировки и активизации в речи пространственной терминологии. Сюда входят игры с использованием сохранных анализаторо...

"Планирование образовательной работы сдетьми"

Методическое пособие в помощ педаогам по планированию работы с детьми...

кружковая работа сдетьми

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7129945","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7129955","at...

Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми".

Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми"....

Скульптурная разноцветная масса в работе сдетьми дошкольниками

Занятия лепкой с дошкольниками всегда  творческий процесс.  А если этот процесс организовать правильно, то он будет еще и коррекционным! Всегда  нужно подбирать разные тематические заня...