Практическое занятие для педагогов с элементами тренинга «УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?»
методическая разработка по психологии

Евгения Александровна Глубокова

Цель: Осознание воспитателями своей индивидуальности. Помощь воспитателям в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения воспитателей к себе. Развитие коммуникативных способностей.

 

Задачи:

 Анализировать свое поведение в разных ситуациях.  Научимся эффективными способами общения, а именно:

- устанавливать контакт с другими людьми;

- умению эффективно предавать информацию;

- рассмотрим значение понятия «общения» такого умения, как умение слушать;

- потренируемся давать и получать обратную связь.

 

Оборудование: магнитная доска, маркер, ручки, карточки с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие для педагогов с элементами тренинга

«УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?»

                                                                     

                                                                                            Подготовила:

                                                                                             педагог-психолог

        Глубокова Е.А.

Цель: Осознание воспитателями своей индивидуальности. Помощь воспитателям в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения воспитателей к себе. Развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

 Анализировать свое поведение в разных ситуациях.  Научимся эффективными способами общения, а именно:

- устанавливать контакт с другими людьми;

- умению эффективно предавать информацию;

- рассмотрим значение понятия «общения» такого умения, как умение слушать;

- потренируемся давать и получать обратную связь.

Оборудование: магнитная доска, маркер, ручки, карточки с заданиями.

Ход:

Вступительное слово.

   Добрый день, дорогие воспитатели! Как всем вам известно, наша работа требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения. И эффективность такого взаимодействия будет зависеть от личностных качеств воспитателя, его умения найти подход, гибко реагировать на ситуации в общении.

Знакомство.

Ведущий: «А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя,  и то, c какой игрушкой он себя ассоциирует: Говоря так «Меня зовут …. И я похожа …»

Игра «Поход по Амазонке на байдарках».

        Ведущий сообщает, что хочет организовать байдарочный поход по Амазонке, набирает команду и предлагает педагогам стать участниками похода. Каждый из участников похода может взять с собой только одну личную вещь, желательно необходимую для похода. Ведущий подает какой - либо предмет (карандаш), говорит «пожалуйста», Участники берут предмет и по-очереди говорят фразу «Я иду в поход и возьму с собой…». Ведущий называет тех, кого с удовольствием возьмет с собой в поход, и тех, в ком он сомневается.

         Естественно, у возникает вопрос:  почему Ведущий так сказал? Ведущий объясняет, что лучше идти в поход с вежливыми, внимательными к другим  людьми. Поэтому он в первую очередь хочет взять тех, кто в ответ на его «пожалуйста» сначала сказал «спасибо», а потом назвал необходимый  в походе предмет. Обращаемся к вопросу на доске, записываем слова «вежливость», «внимание к другим людям»

          Отправление в поход. Участники похода встают, как в байдарке и изображают плавание (гребут веслами). Ведущий сообщает, что по ходу плавания их ждут серьезные испытания, надо быть готовыми к их преодолению.

        Первое испытание – крутой поворот реки. Опасность: лодка может перевернуться, а в воде полно пираний и крокодилов! (участники плавания начинают согласованно грести, меняя курс лодки).

        Второе испытание – рулевой лодки устал и просит заменить его. На его место должен встать последний член экипажа лодки. (участники меняются местами, стараясь не зайти за края лодки).

        Третье испытание – впереди водопад! Скорее гребем к берегу! ( участники похода должны быстро решить, в какую сторону грести). Наконец, лодка пристает к берегу. На берегу вместе с ведущим педагоги разбирают ход путешествия, рассказывают, легко или трудно было плыть и преодолевать преграды.

        Главное: подвести к выводу, что для успешной работы в команде необходимо взаимопонимание, взаимопомощь, уважение. (запись на доске) Продолжение игры.

        «Нежданные гости» - экспедицию заметили местные жители – туземцы и пришли знакомиться. Команда получает задание – объясниться с гостями, узнать, где можно достать пресную воду и пищу? Так как туземцы не понимают русского языка, общаться придется без слов. Также придется объяснить туземцам, кто вы, откуда приплыли и куда направляетесь. По окончании веселого «разговора» Ведущий подводит к выводу, что общаться проще и удобнее с помощью слов, языка. (запись на доске)

      Таким образом, значимость коммуникативно-речевых умений воспитателя в работе с родителями и детьми сложно переоценить. Они включают в себя: умение конструировать предстоящее общение; умение сотрудничать, вступать в деловой контакт; умение управлять инициативой в общении; умение всегда владеть собой в любой ситуации; умение всегда управлять своими эмоциями, умение быть деликатным в общении с людьми, умение владеть своим настроением, умение правильно воспринимать и учитывать критику, умение быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией; и др.

        Наступил вечер. Вам взгрустнулось, вспомнился дом, родные. Захотелось поговорить, поделиться с кем-нибудь из команды. Задание  - выбрать из предложенных мимических выражений лица то, с обладателем которого вы хотели бы поговорить, пожаловаться на жизнь. Выбирают подходящее «лицо» и объясняют, почему он его выбрали. Выясняют, что, во-первых,  для общения необходимо видеть лицо собеседника, а во-вторых, выражение этого лица должно быть для человека приятным. (запись на доске).

        Какова роль общения в жизни каждого человека?

На доске нарисовано солнце, в качестве лучиков солнца выступят те роли, которые играет общение в межличностных  отношениях. В ходе « мозгового штурма» мы эту роль и выясним.

        Перед началом игры вспомните

правила «мозгового штурма»

высказывать как можно больше идей;

не повторяться, называть только новые идеи;

не оценивать идеи;

разрабатывать проблему, расширять подходы.

        «Мозговой штурм»

Роль общения

(лучики):

1.Через общение человек получает знания об окружающем мире.

2.Происходит передача опыта.

3.Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения.

4.Происходит усвоение правил поведения

5.Нравственные качества человека формируются вобщении.

6.Характер формируется в общении.

7.Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его.

8.Любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о себе самом.

        Вывод: Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он ходит в  магазин и ездит на транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается.

Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное.

        А умеем ли мы с вами правильно слушать? Об этом мы узнаем, выполнив следующий тест.

        

        Тест Умеем ли мы правильно слушать
Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:
1- никогда так не поступаю;
2- редко поступаю;
3- почти всегда;
4- всегда.
1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?
2.Умею ли я обнаруживать скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?
3.Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услы-шанной информации?
4.Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
5.Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
6.Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
7.Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда на-хожу его сообщение скучным, неинтересным или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
8.Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
9.Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
10.Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди ?

Подсчитайте сумму баллов.
32 И БОЛЕЕ БАЛЛОВ - вы идеальный слушатель;
27-31 БАЛЛ - слушатель выше среднего уровня;
22-26 БАЛЛОВ - нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать;
21 И МЕНЕЕ БАЛЛОВ - многие сообщения воспринимаете в ис-каженном виде, предвзято, не вникая в смысл и т.п.

        

        Игра «Неиспорченный телефон»

        Цель игры:

        Зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить на овладение способами активного слушания (можно использовать магнитофон для фиксации).

        Инструкция:

        «Сейчас мы будем играть в игру «Неиспорченный телефон». Задача участников как можно лучше запомнить информацию и точно передать её следующему.

        Передавать информацию будем один на один. Вначале участники выйдут за

дверь и будут заходить по одному. Первому из вошедших информацию передам я. З

а тем он передаёт её следующему участнику, но уже без моей помощи, один на один.

        Второй участник третьему и т.д. Запоминать информацию вы можете как хотите, до-пуская любые способы, кроме письменной записи».

        Пригласите участников игры пройти за дверь.

        Обратите внимание оставшихся на то, что они должны внимательно следить за

происходящим, фиксируя:

а) внимание участников;

б) искажение информации.

        Они также должны соблюдать максимально возможную тишину, не подсказывать и не мешать играющим.

        Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте и включите

магнитофон.

Информация:

Я сообщу вам информацию. Ваша задача выслушать её и подробно передать следующему участнику.

        «Заведующая Марина Петровна сказала, что звонила воспитатель группы "Ромашки". У неё сын заболел свинкой. Поэтому завтра приходите в первую смену. А в четверг Вас сменит Лариса Ивановна. В пятницу приготовить отчет по платной услуге, время зря не теряйте. Не забудьте, что 10 марта городской  конкурс  художественной  самодеятельности.  От  вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет

как в прошлом году».

        Вы готовы передать информацию?

        В случае положительного ответа пригласите следующего. Если у первого будут

вопросы, проясните их. Повторять текст вторично нельзя.

        После передачи информации не забывайте спрашивать участника, готовы ли они

передать её следующему участнику. Подводим итоги игры. Делаем выводы о необходимости быть внимательным слушателем.

Раздача памяток.

 Игра закончена. Участники занимают свои места за столами, делятся своими впечатлениями.

                                     

Памятка «Правила общения»

 

1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.

2.Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.

3.Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

4.Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка –сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.

5.Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.

6.Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

Памятка «Правила общения»

 

1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.

2.Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.

3.Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

4.Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка –сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.

5.Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.

6.Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

                                             Тест Умеем ли мы правильно слушать
Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:
1- никогда так не поступаю;
2- редко поступаю;
3- почти всегда;
4- всегда.
1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?
2.Умею ли я обнаруживать скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?
3.Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услы-шанной информации?
4.Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
5.Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
6.Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
7.Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда на-хожу его сообщение скучным, неинтересным или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
8.Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
9.Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
10.Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди ?

                                             Тест Умеем ли мы правильно слушать
Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:
1- никогда так не поступаю;
2- редко поступаю;
3- почти всегда;
4- всегда.
1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?
2.Умею ли я обнаруживать скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?
3.Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услы-шанной информации?
4.Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
5.Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
6.Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
7.Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда на-хожу его сообщение скучным, неинтересным или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
8.Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
9.Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
10.Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди ?

Подсчитайте сумму баллов.
32 И БОЛЕЕ БАЛЛОВ - вы идеальный слушатель;
27-31 БАЛЛ - слушатель выше среднего уровня;
22-26 БАЛЛОВ - нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать;
21 И МЕНЕЕ БАЛЛОВ - многие сообщения воспринимаете в ис-каженном виде, предвзято, не вникая в смысл и т.п.

Подсчитайте сумму баллов.
32 И БОЛЕЕ БАЛЛОВ - вы идеальный слушатель;
27-31 БАЛЛ - слушатель выше среднего уровня;
22-26 БАЛЛОВ - нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать;
21 И МЕНЕЕ БАЛЛОВ - многие сообщения воспринимаете в ис-каженном виде, предвзято, не вникая в смысл и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие с педагогами с элементами тренинга "Конфликты в педагогической практике"

Цель: создание работоспособности в группе, повышение уровня мотивации по данной теме, определение способов поведения в конфликтной ситуации каждого из участников группы, отработка техник выхода ...

Занятие для педагогов с элементами тренинга « Путешествие в разноцветную страну»

Занятие   направлено на снижение эмоционального напряжение педагогов, снятие мышечных зажимов, гармонизацию внутреннего состояния....

Занятие для педагогов с элементами тренинга

Сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия...

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Практикум для педагогов с элементами тренинга «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ»

Цель: развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей. Задачи: - актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;- п...

Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста».

Целью консультации является возможность показать педагогам использование тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.Вы ничему не можете научить человека.Вы можете только помо...

Занятие для педагогов с элементами тренинга "Круг друзей"

Занятие направлено на сплочение педагогического коллектива, повышение самооценки педагогов....