Взаимодействие взрослых и детей в процессе развития речевых способностей ребенка
консультация по психологии

Горбунова Ксения Витальевна

Основы формирования речи закладываются с первого дня жизни. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vzaimodeytvie.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Взаимодействие взрослых и детей в процессе развития речевых способностей ребенка»

Основы формирования речи закладываются с первого дня жизни. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми. Общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза - развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.). Полноценное общение между взрослыми и ребенком не только способствует ходу нормального развития, но и может быть «лекарством» при неблагополучном генетическом фоне.

На развитие речевых способностей ребенка в дошкольном возрасте оказывает влияние не только родители, но также воспитатели, специалисты (логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК) и другие дети. Рассмотрим на примерах как каждая категория людей оказывает влияние на детей.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей?

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы – взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко – слоговом отношении. Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Выполняя эти задания, дети могут допустить речевые ошибки. Задача взрослого не перебивать ребёнка, а предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки и дать образец.

Влияние воспитателей на становление речи дошкольников.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по вседневной жизни и на занятиях.

Влияние музыкальных занятий на развитие речевых способностей

На музыкальных занятиях, усилиями музыкального руководителя и воспитателя можно реализовывать логопедические задачи: автоматизировать звуки, развивать координацию движения и речи, укреплять мелкую и общую моторику, развивать творческое воображение и фонематический слух.

Влияние физических упражнений на развитие речевых способностей

Поэтапное развитие двигательной сенсорики способствует развитию речи дошкольников в непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре.

Влияние логопеда и педагога-психолога на развитие речевых способностей дошкольников

Целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста является разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя устранить их. Согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии ребенка, что помогает ему легче адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

Влияние общения со сверстниками на становление речевых способностей дошкольников

Особое влияние на развитие речевых способностей дошкольников оказывает общение со сверстниками. При взаимодействии друг с другом они перенимают манеру и правила общения. Младшие школьники в процессе игр и общих занятий учатся общаться и коммуницировать между собой.

Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если с взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия - до драки. С взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств.

В заключении хочется отметить, что на развитие речевых способностей ребенка оказывает большое влияние общение со сверстниками, а также с родителями, воспитателями и специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету "Взаимодействие взрослых и дошкольников в процессе развития связной речи"

В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппа...

Родительское собрание «Развитие речевых способностей ребенка»

Материал родительского собрания будет интересен логопедам. начинающие логопеды может быть найдут полезный материал....

"Поддержка инициативной деятельности ребенка раннего возраста в процессе взаимодействия взрослых и детей в продуктивной деятельности"

Методическая разработка по теме: "Поддержка инициативной деятельности ребенка раннего возраста в процессе взаимодействия взрослых и детей в продуктивной деятельности" в виде презентации....

Мастер- класс для педагогов ДОУ. "Развитие творческих способностей ребенка в совместном созидательном взаимодействии детей и взрослого посредством технологии ниточного дизайна "Изонить"

Мастер - класс для педагогов по теме "Изонить"  дает начальные представления по данной теме. Включает в себя по мимо теоретической, практическую часть - обучение заполнению угла. Практи...

СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изобразительное творчество является одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому поиск путей эффективности развития детей раннего возраста ...

Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе. Данная проблема находилась и на

Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаим...