«Перинатальная психология»
учебно-методический материал по психологии

Мылова Анна Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................3

1. Исторические сведения...........................................................................5

2. Психосоциальный фактор, влияющий на зачатие ...............................7

3. Психологическая связь мать – дитя.......................................................8

4. Пренатальное развитие…………………...............................................9

5. Перинатальные переживания плода....................................................11

6. Перинатальные матрицы......................................................................13

Заключение ...............................................................................................15

Список использованных источников .....................................................16

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perinatalnaya_psihologiya.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     «Перинатальная психология»

Выполнила: Мылова А.С.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................3

1. Исторические сведения...........................................................................5

2. Психосоциальный фактор, влияющий на зачатие ...............................7

3. Психологическая связь мать – дитя.......................................................8

4. Пренатальное развитие…………………...............................................9

5. Перинатальные переживания плода....................................................11

6. Перинатальные матрицы......................................................................13

Заключение ...............................................................................................15

Список использованных источников .....................................................16

ВВЕДЕНИЕ

       Сложившаяся демографическая ситуация в России заставляет обратить особое внимание на родовспоможение. Оценка течения беременности и родов сводится преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Этот этап жизни женщин полностью монополизирован медициной, для которой психоэмоциональная сторона беременности, родов и взаимодействие с новорожденными не является определяющей и поэтому не часто принимается во внимание. В технологии проведения родов достигнуты заметные успехи, но, к сожалению, на роды стали смотреть как на процесс, требующий обязательного применения последовательных медицинских манипуляций, а роженица рассматривается в этой «системе» не столько как личность и основной участник, сколько как объект для проведения этих манипуляций. Лишь в последние годы акушеры всего мира замет или, что ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения, ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов не приводят к желаемому снижению осложнений и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности. В то же время в обществе наметилось повышение интереса к психологии личности, психологии рождения и смерти.

       Мы не являемся только физическим телом, которым руководит сложный компьютер. Внутри нас существует сложная система новообразований, которая копируется из поколения в поколение вот уже миллионы лет. При этом мы, как копии более древних людей, почему-то развиваемся и стремимся к прогрессу. Как копия может это сделать? Что является движущей силой? Безусловно, это душа, которая стремится познать мир через физическое тело.

       Но вот возникает вопрос: а когда именно душа попадает в тело? Миллионы примеров подтверждают тот факт, что душа человека прикрепляется к плоду с момента его зачатия.

       Ребенок лет до 3х с трудом удерживает в памяти какие-то воспоминания, просто потому что мозг еще не в силах справиться с таким объемом информации. Но эмоциональная память ребенка развивается намного раньше формирования самого тела. Если мама испытывает страх, боль, переживания, то это автоматически передается ребенку и навсегда закрепляется в его сознании. Вот почему многие эмоциональные реакции мы и не можем объяснить, мы часто не понимаем своих зависимостей, своей внутренней пустоты и внутренних конфликтов. Они есть внутри нас, но мы их не осознаем.

Переживания родителей, их ссоры, скандалы и тем более их личные страхи передаются плоду по наследству, точно также как это происходит с копированием кода ДНК. Кстати, если ребенок очень сильно похож внешне на кого-то из родителей, то именно его судьбу он и будет повторять.

1. Исторические сведения.

       Прената́льная и перината́льная психоло́гия  ( др.-греч.   peri  — около,   лат.   natalis  — относящийся к рождению) — наука   о психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль   психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь; один из разделов   перинатологии . В данной работе мы более подробно разберем, что же такое пренатальная психология.

        Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка.

       Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber , ученик   З. Фрейда ), который в 1971 году инициировал в Вене   создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во   Франции   была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в   Торонто   в 1983 году, организованного доктором Т. Верни (психиатром).

       В 1986 году в  Бодгайстене, Австрия, прошёл первый Международный конгресс, где рассматривались вопросы профилактики психологии и аспекты социально ориентированных профессий, и создана Международная ассоциация пренатальной и перинатальной психологии и медицины ( англ.   International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine — ISPPM ), первым президентом которой избран швейцарский профессор   Густав Ханс Грабер . С 1989 года каждые четыре года на   английском   и   немецком   языках издается Международный журнал пренатальной и перинатальной психологии и медицины, основанный П. Федор-Фрейбергем.

       В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга. Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем — Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства».

2. Психосоциальный фактор, влияющий на зачатие.

       О влиянии психосоциальных факторов на зачатие, на становление психических функций и развитие личности будущего ребенка писал основатель теории трансакционного анализа Е. Bern (1972). Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непосредственную ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой». Независимо от того, была ли ситуация результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия, следует анализировать любой из этих вариантов. Необходимо выяснить, каковы были обстоятельства, как подготавливалось это событие, планировалось ли оно, а если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, темпераментно, с разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии. В жизненном сценарии будущего ребенка, утверждает Е. Bern, могут отразиться все эти качества, так как отношение родителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку. На основании своих исследований Е. Bern выделял «родовые сценарии». Наиболее часто встречающимися он считал сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоящие, в основе второго — знание ребенка о том, как тяжелы были роды для матери. Большое значение Е. Bern придает очередности рождения, именам и фамилиям. 

       Удивляет, что Е. Bern не уделяет должного внимания влиянию особенностей течения беременности, состояния беременной женщины на формирование жизненного сценария будущего ребенка. 

3. Психологическая связь мать – дитя.

       Рассматривая взаимоотношения, возникающие в системе мать-дитя, исследователи изучают поэтапное формирование в субъективном мире ребенка представлений о внешнем мире. Их интересует, каким образом отношение матери к плоду или новорожденному отражает ее собственную историю до и после рождения. Привязанность матери и ребенка возникает не вдруг, а связана с мотивами зачатия, отношением к беременности, родам (влияя на их течение), с личностными особенностями беременной и ее отношениями с партнером (отцом ребенка).

       Другим, также широко распространенным в западных странах является направление перинатальной психологии, исследующее взаимоотношения в системе мать-дитя, которое является по сути этологическим. При таком подходе связь мать-дитя трактуется как форма запечатления. То, как происходило общение матери с новорожденным ребенком в первые часы жизни, оказывает большое влияния на их последующее взаимодействие. Согласно теории социального научения, мать и ребенок находятся в состоянии непрерывного обучения, реагируя на поведение друг друга. Таким образом, их взаимодействие является взаимно вызванным стимул-реактивным поведением.

4. Пренатальное развитие.

       Рывки пренатального развития различных структур головного мозга идет в строго детерминированной генетической последовательности. При этом отмечаются периоды повышенной уязвимости к повреждающим воздействиям, характеризующиеся высоким темпом размножения органоспецифических нейробластов. В англоязычной литературе подобные периоды наивысшего напряжения получили название «spurt» (англ. «рывок»). «Можно выделить спурты созревания какой-либо функции головного мозга. Выявление характера «спур-тов» в различные сроки беременности уточняет содержание критических периодов внутриутробного развития» [Гармашова Н. Л., Константинова Н. Н., 1985]. Состояние беременной в критические периоды, таким образом, может существенно влиять на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его жизненный сценарий. «Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой» [Батуев А. С, Соколова Л. В., 1994].

       Матка представляет собой первую экологическую нишу человека. На основе учения А. А. Ухтомского о доминанте И. А. Аршавским было предложено понятие «гестационной доминанты» (лат. gestatio — беременность, dominans — господствующий), наиболее удачно отражающее особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины.

       Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры.

       Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Физиологический и психологический компоненты соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет особый интерес для перинатальных психологов.

       Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.

 5. Перинатальные переживания плода.

       Плод   (т.е. нерожденный ребенок) очень уязвим во многих отношениях, что часто не осознается и недооценивается. Многие люди считают или предполагают, что нерожденный ребенок не обладает сознанием, и редко рассматривают его как человеческое существо. Я вспоминаю давнюю поездку на поезде, где беременная женщина сидела в прокуренном вагоне рядом с беспокойными и шумными людьми. Я спросила, волнуется ли она за своего будущего ребенка, не кажется ли ей, что дым и шум повредят ему. Ее ответ был таков: "Конечно, нет. Ребенок еще не обладает достаточным разумом и способностью осознавать". Ничто не может быть столь далеким от правды, как это высказывание.

       Теоретические и практические исследования последних двадцати лет показали, что пренатальный опыт, может сохраняться в памяти и влиять на всю последующую жизнь. Главная цель этих иследований - разъяснить условия, при которых закладывается пренатальный опыт, и описать теоретические и исследовательские перспективы, необходимые для понимания последствий пренатальной травматизации. Кроме того, в них обсуждается влияние пренатальной и постнатальной травмы на проявление агрессии и насилия, так как уровень индивидуального и общественного насилия сейчас высок как никогда и имеет тенденцию к дальнейшему повышению.

       Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. За несколько дней до родов в крови матери возрастает уровень адреналина и норадреналина, подготавливающих организмы будущей матери и ребенка к стрессовым воздействиям.

        Учитывая это, вряд ли можно считать «спекуляциями» представления о том, что эмоции и телесные ощущения, испытываемые плодом в интранатальном периоде и в течение родов, остаются в его подсознании и в дальнейшем влияют на развитие, определяют нервно-психические особенности. Эти идеи были разработаны наиболее подробно St. Grof (1985). Как и его предшественники, он подчеркивал, что при нормально протекающей беременности желанным ребенком плод находится в состоянии комфорта и безопасности. Роды являются для ребенка сильнейшей и физической, и психической травмой, сопровождающейся угрозой жизни. Это положение St. Grof перекликается с утверждением К. Ногпеу (1946) о том, что ужас, испытываемый рождающимся и переживание с первых секунд существования чувства враждебности мира формируют «базальную тревогу», уровень которой во многом предопределяет в дальнейшем поступки человека. К. Ногпеу выделяет три основных типа стратегии поведения, связанные с базальной тревогой:

- стремление к людям;

- стремление от людей (независимость);

- стремление против людей (агрессия). 

6. Перинатальные матрицы.

         St. Grof считает, что отражающие перинатальный уровень бессознательного переживания смерти и возрождения проявляются в четырех типичных паттернах или констелляциях. Существует глубокое соответствие этих тематических кластеров клиническим стадиям биологического рождения. Для теории и практики глубинной эмпирической работы оказалось весьма полезным постулировать существование гипотетических динамических матриц, управляющих процессами, относящимися к перинатальному уровню бессознательного, и назвать их базовыми перинатальными матрицами (БПМ).

         Биологической основой первой перинатальной матрицы (БПМ-1) является опыт исходного симбиотического единства плода и матери в периоде безмятежного, почти идеального внутриматочного существования.

        Эмпирический паттерн второй перинатальной матрицы (БПМ-2) относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии. При полном развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки еще закрыта, выхода нет. St. Grof считает, что ребенок испытывает при этом неодолимое чувство возрастающей тревоги, связанной с надвигающейся смертельной опасностью, усугубляющейся тем, что определить источник опасности невозможно. Символическое выражение БПМ-2 - бесконечное и безнадежное заточение в комнате без выхода, порождающее чувства беспомощности, неполноценности, отчаяния.

        Третья перинатальная матрица (БПМ-3) отражает вторую клиническую стадию биологических родов. На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии шейка матки уже открыта. Это позволяет плоду постоянно продвигаться по родовому каналу, что сопровождается сильнейшими механическими сдавлениями, удушьем, часто непосредственным контактом с такими биологическими материалами, как кровь, моча, слизь, кал. Все это происходит в контексте отчаянной борьбы за выживание. Ситуация при этом не кажется безнадежной, а сам ее участник не беспомощен. Он принимает активное участие в происходящем, чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель.

        Четвертая перинатальная матрица (БПМ-4) связана с заключительной стадией родов, с непосредственным рождением ребенка. St. Grof считает, что акт рождения - это освобождение и, в то же время, безвозвратный отказ от прошлого. Поэтому на пороге освобождения ребенок ощущает приближение катастрофы огромного размаха. Мучительный процесс борьбы за рождение достигает своей кульминации, за пиком боли и напряжения следует внезапное облегчение и релаксация. Однако радость освобождения сочетается с тревогой: после внутриутробной темноты ребенок впервые сталкивается с ярким светом, происходящее отсечение пуповины прекращает телесную связь с матерью, и ребенок становится анатомически независимым. Полученная в процессе родов физическая и психическая травма, связанная с угрозой жизни, с резким изменением условий существования, во многом определяет дальнейшее развитие ребенка.

Заключение.

       После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. Если в родах ребенок может получить и, как правило, получает острую психологическую травму, то при неправильном отношении к нему в постнатальном периоде младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития.

        Работы в этом направлении следует считать основополагающими для развития перинатальной психологии, психиатрии и психотерапии. Изменение социальной ситуации в нашей стране в настоящее время привело к созданию благоприятных условий развития перинатологии и перинатальной психологии и психиатрии в частности. Очевидно, что их дальнейшее полноценное развитие возможно лишь при формировании методологии междисциплинарных связей, обеспечивающей им интеграцию соответствующих биологических, психологических, медицинских и социальных направлений исследований.

Список используемой литературы.

1. Андрэ Бертин «Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях» - МНПО «Жизнь», 1992.

2. А. Плешакова «Младенцы пом нят даже день зачатия!» - «Комсомольская правда» от 26.11.1999.

3. Л.Д.Столяренко «Основы психологии» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.

4. Н.П.Коваленко «Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов» – Автореф. Дисс. канд. мед. наук. С.-Петербург, 1998.  

5. Эйдемиллер Э.Г. (под ред.) Детская психиатрия, 2005

6. https://psyera.ru/perinatalnaya-psihologiya_7490.htm

7. https://ru.wikipedia.org/

8. https://lyubov-semya.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние перинатального периода на психо-физическое развитие ребёнка.

Перинатальный период развития  важен  в жизни  каждого человека. Значение его слишком велико и является основой психо-физического развития....

«Нарушения опорно-двигательного аппарата и речи, как вторичные проявления перинатальной энцефалопатии»

Материал предназначен для воспитателей и специалистов коррекционных дошкольных учреждений. В доступной форме раскрывает понятие "энцефалопатия", знакомит с этиологией детских перенатальных энцефалопат...

Психологическая помощь семье в период перинатального развития ребенка

Приведены теоретические и практические обоснования необходимости развития психологической помощи женщинам в период беременности и после родов. Сформулированы основные направления этой помощи.Бе...

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

МАТЕРИАЛ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Статья "Опыт комплексной медико-педагогической абилитации детей с перинатальной патологией и ее последствиями в условиях специализированного дома ребенка"

В данной статье описана система комплексной медико-педгогической абилитации детей первого года жизни с ПЭП (перинатальная энцефалопатия) разной степени, а также представлен сравнительный анализ...