Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях является достаточно молодым направлением в образовании, выступающая как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в контексте решения задач обучения, воспитания, социализации и и
статья по психологии

Склярук Марина Павловна

Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях является достаточно молодым направлением в образовании, выступающая как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в контексте решения задач обучения, воспитания, социализации и индивидуализации.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) выдвигает особые требования к организационному разделу образовательной программы детского сада, где описывается система психолого-педагогических условий и ресурсов. В ФГОС говорится, что «работа в детском саду направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития» [1].

При рассматривании понятия «педагогическая поддержка» имеется ввиду, что поддержка со стороны педагога:

- помогает другому обрести уверенность;

- подкрепляет всё положительное, что имеется в личности;

- удерживает то, что мешает развитию ребенка.

Иными словами, педагог становится «опорой», «не дает упасть» и «укрепляет» то, что в заложено в природе малышей.

Социализация – есть важное условие развития дошкольника, формирование его духовного мира. Именно через социализацию, т.е. через общение, происходит развития сознания и высших психических функций дошкольника.

Задача педагога в психолого-педагогической поддержке социализации современного дошкольника – формировать первоначальные представления социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации современного дошкольника предполагает средство вовлечения детей в активную деятельность, преодоление имеющихся нарушений в психическом и личностном развитии. Такая поддержка осуществляется через разные формы и способы детской деятельности. Сюда входит организация развивающей предметно-пространственной среды, реализация совместных детско-родительских проектов, организация игровой или иной деятельности дошкольников, дополнительное образование, или кружковая деятельность, взаимодействие с социальными партнерами – социально-культурными учреждениями города (села).

Также, психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации современных дошкольников невозможна без коррекционно-развивающей работы,а именно: без выявления ресурсных возможностей ребенка, составления индивидуальных маршрутов сопровождения детей, непосредственной работы по программам.

Современный дошкольник во взаимодействии со сверстниками интересен как партнер по сюжетной игре, предпочитает общение, т.е. форма общения со сверстниками ситуативно-деловая. Во взаимодействии со взрослыми выступают внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное формы общения, т.е. взрослый приходится источиком информации, собеседником.

В речевом развитии современного дошкольника тоже происходят значительные изменения: активно расширяется собственный запас слов, дети задумываются над значением слов и пытаются объяснить их смысл.

Мышление у современного дошкольника наглядно-образное, направленное на формирование логического мышления, внимание произвольное, а память формируется через целенаправленное запоминание. Современный дошкольник  активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Современный дошкольник воспринимает произведения искусства и мира природы, реализует самостоятельную творческую деятельность: имеет достаточно широкие знания о предметах и их свойства, использует знания в различных видах деятельности.

В физическом развитии современный дошкольник овладевает целостными двигательными действиями, способен удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, участвует в подвижных играх.

Конкретные тактики психолого-педагогической поддержки в работе с современными дошкольниками решают ее специфические задачи. Каждая из тактик требует от педагога умения занимать определенные позиции и осуществлять определенные действия.

При решении конкретной проблемной ситуации возможно использование одной из тактик. При необходимости можно сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности.

Рассмотрим кредо тактик технологии «психолого-педагогическая поддержка» [2].

Кредо тактики «защита»: дошкольник не остается жертвой обстоятельств.

Кредо тактики «помощь»: ребенок многое делает сам, успешен, если будет активен в реализации своих намерений. Педагог помогает ему убедиться в этом.

Кредо тактики «содействие» - ребенок – субъект выбора, всегда имеет объективную возможность выбирать.

Кредо тактики «взаимодействие» - дошкольник подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, где договор – это испытание свободой и отвественностью. Он способен соблюдать договоренности, умеет передоговариваться, несет ответственность за свои действия в рамках договора [3].

Использование таких тактических приемов предполагает учет индивидуализации ребенка.

Педагог при применении технологии психолого-педагогической поддержки демонстрирует ребенку:

  • свою готовность поддержать его в любой сложной для него ситуации;
  • способность адекватно понимать то, что ребенок хочет и по поводу чего у него возникли проблемы;
  • способность помочь сознанию ребенка отделить «хочу» и «могу»;
  • способность вести переговоры;
  • способность к рефлексии и проектированию дальнейшей совместной деятельности [4].

Характерной чертой социального взаимодействия считается определённое единство, сближающее детей, которое появляется на эмоциональной основе. Изначально ребенку присуща способность эмоциональной отзывчивости. Педагог может помочь приобрести переживания эмоциональной близости, единства и доверия детей друг к другу, своей взаимосвязи ребенка с другими, через побуждение интереса к ровесникам – встреча «лицом к лицу», взгляд «глаза в глаза», улыбка, прикосновение, прямой контакт. Следует вызвать позитивные чувства у дошкольников и предоставить им вероятность выразить чувства в действии.

Теоретический анализ показывает, что содержание психолого-педагогической поддержки заключается в планировании занятий, организации развивающей предметно-пространственной среды, технологического обеспечения педагогического процесса. Основной формой организации деятельности – занятия и игры. Помимо, идут групповые ритуалы, минутки общения, дружеские посиделки, праздники, групповые дела, инсценировки сказок, индивидуальная работа [5].

Итак, оптимальной моделью организации образовательного процесса должна стать совместная партнерская деятельность воспитателя, педагога с детьми. Педагогическая деятельность положительной социализации и индивидуализации современного дошкольника строится на следующих принципах:

  1. Не ограничена свобода поведения, а изменена окружающая ребенка среда – она максимально обеспечивает его развития на основе свободного проявления активности. Иными словами, не ребенка «переделывать» под среду на основе запретов, а среду «переделывать» в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.
  2. Права и свобода одного ребенка не ущемляют права и свободу других людей.
  3. Нет запрету, есть объяснения, т.к. запретительная педагогика неэффективна по своей сути, мы стремимся исправить не первоисточник, а следствие [6].

Педагоги должны понимать, что дети не развиваются по заранее  заданным программам, более того, значительная часть детей успешно развивается «по своей программе». Педагоги обязаны стремиться к высокому уровню развития детей, но при этом понимать, что логика развития современного дошкольника не линейная, более сложная и при организации работы с дошкольниками следует учитывать социальный контекст развития.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён  17 октября 2013 года  Приказом  №1155 Министерства образования  и науки РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: минобрнауки.рф.

2. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: МИРОС, 2001.

3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. - М., 2012. - 330 с.

4. Левко А.И. Социальная педагогика. М., 2013. - 341 с.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса. Учебник. М., 2011. - 376 с.

6. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. - 2012. - №3. - с. 14.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях является достаточно молодым направлением в образовании, выступающая как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в контексте решения задач обучения, воспитания, социализации и индивидуализации.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) выдвигает особые требования к организационному разделу образовательной программы детского сада, где описывается система психолого-педагогических условий и ресурсов. В ФГОС говорится, что «работа в детском саду направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития» [1].

При рассматривании понятия «педагогическая поддержка» имеется ввиду, что поддержка со стороны педагога:

- помогает другому обрести уверенность;

- подкрепляет всё положительное, что имеется в личности;

- удерживает то, что мешает развитию ребенка.

Иными словами, педагог становится «опорой», «не дает упасть» и «укрепляет» то, что в заложено в природе малышей.

Социализация – есть важное условие развития дошкольника, формирование его духовного мира. Именно через социализацию, т.е. через общение, происходит развития сознания и высших психических функций дошкольника.

Задача педагога в психолого-педагогической поддержке социализации современного дошкольника – формировать первоначальные представления социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации современного дошкольника предполагает средство вовлечения детей в активную деятельность, преодоление имеющихся нарушений в психическом и личностном развитии. Такая поддержка осуществляется через разные формы и способы детской деятельности. Сюда входит организация развивающей предметно-пространственной среды, реализация совместных детско-родительских проектов, организация игровой или иной деятельности дошкольников, дополнительное образование, или кружковая деятельность, взаимодействие с социальными партнерами – социально-культурными учреждениями города (села).

Также, психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации современных дошкольников невозможна без коррекционно-развивающей работы,а именно: без выявления ресурсных возможностей ребенка, составления индивидуальных маршрутов сопровождения детей, непосредственной работы по программам.

Современный дошкольник во взаимодействии со сверстниками интересен как партнер по сюжетной игре, предпочитает общение, т.е. форма общения со сверстниками ситуативно-деловая. Во взаимодействии со взрослыми выступают внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное формы общения, т.е. взрослый приходится источиком информации, собеседником.

В речевом развитии современного дошкольника тоже происходят значительные изменения: активно расширяется собственный запас слов, дети задумываются над значением слов и пытаются объяснить их смысл.

Мышление у современного дошкольника наглядно-образное, направленное на формирование логического мышления, внимание произвольное, а память формируется через целенаправленное запоминание. Современный дошкольник  активно познает окружающий его мир, хочет разобраться, понять наблюдает явления, события. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение. При хорошо организованной педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Современный дошкольник воспринимает произведения искусства и мира природы, реализует самостоятельную творческую деятельность: имеет достаточно широкие знания о предметах и их свойства, использует знания в различных видах деятельности.

В физическом развитии современный дошкольник овладевает целостными двигательными действиями, способен удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, участвует в подвижных играх.

Конкретные тактики психолого-педагогической поддержки в работе с современными дошкольниками решают ее специфические задачи. Каждая из тактик требует от педагога умения занимать определенные позиции и осуществлять определенные действия.

При решении конкретной проблемной ситуации возможно использование одной из тактик. При необходимости можно сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности.

Рассмотрим кредо тактик технологии «психолого-педагогическая поддержка» [2].

Кредо тактики «защита»: дошкольник не остается жертвой обстоятельств.

Кредо тактики «помощь»: ребенок многое делает сам, успешен, если будет активен в реализации своих намерений. Педагог помогает ему убедиться в этом.

Кредо тактики «содействие» - ребенок – субъект выбора, всегда имеет объективную возможность выбирать.

Кредо тактики «взаимодействие» - дошкольник подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, где договор – это испытание свободой и отвественностью. Он способен соблюдать договоренности, умеет передоговариваться, несет ответственность за свои действия в рамках договора [3].

Использование таких тактических приемов предполагает учет индивидуализации ребенка.

Педагог при применении технологии психолого-педагогической поддержки демонстрирует ребенку:

  • свою готовность поддержать его в любой сложной для него ситуации;
  • способность адекватно понимать то, что ребенок хочет и по поводу чего у него возникли проблемы;
  • способность помочь сознанию ребенка отделить «хочу» и «могу»;
  • способность вести переговоры;
  • способность к рефлексии и проектированию дальнейшей совместной деятельности [4].

Характерной чертой социального взаимодействия считается определённое единство, сближающее детей, которое появляется на эмоциональной основе. Изначально ребенку присуща способность эмоциональной отзывчивости. Педагог может помочь приобрести переживания эмоциональной близости, единства и доверия детей друг к другу, своей взаимосвязи ребенка с другими, через побуждение интереса к ровесникам – встреча «лицом к лицу», взгляд «глаза в глаза», улыбка, прикосновение, прямой контакт. Следует вызвать позитивные чувства у дошкольников и предоставить им вероятность выразить чувства в действии.

Теоретический анализ показывает, что содержание психолого-педагогической поддержки заключается в планировании занятий, организации развивающей предметно-пространственной среды, технологического обеспечения педагогического процесса. Основной формой организации деятельности – занятия и игры. Помимо, идут групповые ритуалы, минутки общения, дружеские посиделки, праздники, групповые дела, инсценировки сказок, индивидуальная работа [5].

Итак, оптимальной моделью организации образовательного процесса должна стать совместная партнерская деятельность воспитателя, педагога с детьми. Педагогическая деятельность положительной социализации и индивидуализации современного дошкольника строится на следующих принципах:

  1. Не ограничена свобода поведения, а изменена окружающая ребенка среда – она максимально обеспечивает его развития на основе свободного проявления активности. Иными словами, не ребенка «переделывать» под среду на основе запретов, а среду «переделывать» в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.
  2. Права и свобода одного ребенка не ущемляют права и свободу других людей.
  3. Нет запрету, есть объяснения, т.к. запретительная педагогика неэффективна по своей сути, мы стремимся исправить не первоисточник, а следствие [6].

Педагоги должны понимать, что дети не развиваются по заранее  заданным программам, более того, значительная часть детей успешно развивается «по своей программе». Педагоги обязаны стремиться к высокому уровню развития детей, но при этом понимать, что логика развития современного дошкольника не линейная, более сложная и при организации работы с дошкольниками следует учитывать социальный контекст развития.

Список использованной литературы

1. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён  17 октября 2013 года  Приказом  №1155 Министерства образования  и науки РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: минобрнауки.рф.

2. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: МИРОС, 2001.

3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. - М., 2012. - 330 с.

4. Левко А.И. Социальная педагогика. М., 2013. - 341 с.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса. Учебник. М., 2011. - 376 с.

6. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. - 2012. - №3. - с. 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Тема: «Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм работы с родителями».

 Задачи:1) Направить усилия педагогогического коллектива на повышение уровня работы с родителями.2) Способствовать поиску и освоению новых подходов в работе с родителями с целью эффективного решения з...

Методическая копилка.Решение задач Образовательной области Социализация

Вопросы из «Методической копилки» по теме «Социализация»...

Музыкальные игры - средство решения задач обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города.

Автор данной статьи отмечает, что основы безопасности жизнедеятельности  выступают в качестве одной из важных задач современного образования. Предлагает  их решать с помощью музыкальных игр ...

«Подвижные игры - средство решения задач обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».

Автор данной статьи отмечает, что основы безопасности жизнедеятельности  выступают в качестве одной из важных задач современного образования. Предлагает  их решать с помощью  подвижных ...

« Формирование игровой деятельности дошкольников -необходимое условие в решении задач образовательной области "Социализация" при реализации ФГОС ДО»

консультация « Формирование игровой деятельности дошкольников -необходимое условие в решении задач образовательной области "Социализация" при реализации ФГОС ДО»...

Решение задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, методы, приёмы для их решения.

В   разных    возрастных     группах    соотношение     приемов     обучени...

Доклад Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм работы с родителями».

Цель: совершенствование взаимодействия коллектива ДОУ и семьи для эффективного решения задач физического воспитания дошкольников: создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и ...