Тренинг для педагогов:"В детский сад с хорошим настроением"
методическая разработка по психологии

Бадертдинова Лариса Ралифовна

Цель: профилактика эмоционального выгорания, раскрытие понятия «счастье» для каждого участника, развитие умения владеть им.                                                                                                                         

Задачи:                                                   

Развивать способность разбираться в своих чувствах и умении адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей;

Способствовать формированию самооценки и осознанию уникальности каждого человека;

Развивать рефлексивные и коммуникативные навыки;

Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningi_dlya_pedagogov_na_2023-2024_g.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района

Балтачевский район Республики Башкортостан

Тренинг для педагогов на тему:

«В детский сад – с хорошим настроением!»

Подготовила: педагог-психолог

                                                Бадертдинова Л.Р.

Цели: улучшение психологического климата в коллективе; развитие положительной устойчивости у педагогов.

Задачи:настрой на позитивное содержание реализации себя как личности и педагога.

Материал: песочные часы; фломастеры; альбомные листы; воздушные шарики; тихая, спокойная музыка.

Ход работы:

Создание доброжелательной, дружеской обстановки. Проведение упражнения «Скажи комплимент своему коллеге».

Дорогие педагоги! Сегодня мы с вами проведем мероприятие, которое называется «В детский сад – с хорошим настроением!». Оно направлено на понимание важности и значимости хорошего настроения в коллективе. Когда вы идете на работу, то все свои неурядицы и, в первую очередь, плохое настроение надо оставлять за пределами детского сада. Ведь дети не виноваты, что у вас плохое настроение. А они это чувствуют и замечают. И коллеги ваши тоже не должны страдать от этого. Поэтому, когда вы входите на территорию детского сада и закрываете за собой калитку, то постарайтесь оставить свое плохое настроение по ту сторону калитки.

Так как же поднять наше настроение? Наше мероприятие будет проходить в игровой форме. Для этого вам необходимо разделиться на две команды. Итак, мы начинаем.

Первое задание «Оригинальное название команды»

Вам надо придумать название своей команды, чтобы оно соответствовало теме сегодняшнего мероприятия.

Второе задание «Умеем ли мы поднять настроение?»

Задание заключается в следующем: вам необходимо проявить тактичность, доброжелательность, поддержку своему коллеге, оказавшемуся в данной ситуации, то есть в течение одной минуты (время будут отсчитывать песочные часы) вам надо сказать как можно больше нужных слов.

Ситуация для первой команды«Ваш коллега пришел на работу с плохим настроением. У него неважно начинается рабочий день. Что вы можете ему сказать, чтобы у него изменилось настроение?».

Ситуация для второй команды: «Вашему коллеге предстоит провести открытое занятие, не имея на то подготовки в нужном объеме. И выясняется, что на открытое занятие приедут гости. У него упало настроение из-за боязни не справиться с работой. Какими словами вы можете поддержать вашего коллегу, чтобы он воспрял духом?».

Третье задание «Лучший рецепт хорошего настроения»

Каждая команда придумывает рецепт для поднятия настроения. Учитывается оригинальность, доступность и простота рецепта, а также сочетание в нем новизны и юмора.

Четвертое задание «Веселые герои»

Каждой команде надо назвать как можно больше веселых героев из сказок, мультфильмов, детских книжек.

Пятое задание «Правила здорового педагога»

Продолжите пожалуйста известные высказывания!

  1. Спокойствие, только ____________! (Спокойствие)

2) Выходите из дому только с _________сумочкой! (Дамской)

     3)__________сон - важное условие твоего здоровья. (Крепкий)

      4) _____________ ___________прежде, чем полюбить ближнего. (Полюби себя)

5) Всю __________ выполняйте только на работе! (Работу)

6)   Относись с ____________ к себе и к той ситуации, в которой вы оказались. (чувством юмора )

7)Помни: _____________ не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе. (здоровье)

8)     Здоровый сон - важное условие твоего здоровья.

9)  Делая добро, _____________помни: ты делаешь его, прежде всего самому себе. (другим)

Шестое задание «Наш сказочный герой»

Каждой команде раздается по воздушному шарику, который необходимо надуть и нарисовать на нем необычного сказочного героя. А также придумать ему имя. Будет учитываться креативность мышления.

Притча «Ценность внутри вас»        

Один известный психолог начал свой семинар по психологии, подняв вверх 500-рублевую купюру. В зале было около 200 человек.

Психолог спросил, кто хочет получить купюру. Все, как по команде, подняли руки. Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю, - продолжил психолог.

Он скомкал ее и спросил, хочет ли кто-то все еще получить ее. И снова все подняли руки. Тогда, - ответил он, - я делаю следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем поднял, купюра была мятая и грязная

"Ну и кому из вас она нужна в таком виде?" И все опять подняли руки. Дорогие друзья, - сказал психолог, - только что вы получили ценный наглядный урок. Несмотря на все, что я проделал с этой купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 500 рублей.

В нашей жизни часто случается, что мы оказываемся выброшенными из седла, растоптанными, лежащими на полу. Это реалии нашей жизни… В таких ситуациях мы чувствуем себя никчемными.

 Но неважно, что случилось или случится, ты никогда не потеряешь своей ценности. Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит.
Наша ценность определяется не тем, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. Ты особенный и не забывай об этом никогда!

Упражнение оригами «Божья Коровка» (талисман для каждого)

 Божья коровка -древнейший символ счастья и удачи!

(каждый участник делает свой талисман по схеме)

Вем большое спасибо за участие

Подведение итогов.

А теперь проведем с вами релаксацию.

Релаксация

Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь.

«Мое тело охватывает приятное ощущение. Мне хорошо. Я совершенно спокойна. Меня ничто и никто не беспокоит. Я наслаждаюсь минутами счастья и душевной гармонией. У меня хорошее настроение. Я обладаю только положительными эмоциями. Мои коллеги доброжелательны, дружелюбны, отзывчивы. Какое счастье – работать с ними! Мне очень хорошо и спокойно».

Психолог: - Помог ли  вам тренинг  снять напряжение и улучшить эмоциональный настрой? Что-то изменилось в вашем ощущении и самочувствии.

Дорогие педагоги! Думаю, что у вас улучшилось настроение и вы теперь знаете, каким способом можно поднять настроение у своего коллеги

Ситуация для первой команды«Ваш коллега пришел на работу с плохим настроением. У него неважно начинается рабочий день. Что вы можете ему сказать, чтобы у него изменилось настроение?».

Ситуация для второй команды: «Вашему коллеге предстоит провести открытое занятие, не имея на то подготовки в нужном объеме. И выясняется, что на открытое занятие приедут гости. У него упало настроение из-за боязни не справиться с работой. Какими словами вы можете поддержать вашего коллегу, чтобы он воспрял духом?».

Осознание себя и своей деятельности ,как путь к профессиональному росту.(мини-тренинг для педагогов дошкольных заведений в условиях семинара или песовета)

Цель: продемонстрировать педагогам эффективность метода интерактивного взаимодействия; способствовать мотивации воспитателя к самосовершенствованию в различных сферах жизни, и непосредственно в педагогической деятельности путем актуализации стремления воспитателя к ценности самореализации в своей деятельности; создание благоприятного микроклимата в пед. коллективе.

Задание:

осознание и понимание особенностей среды, в которой работает педагог;

осознание педагогом собственных жизненных ценностей и убеждений;

выявление преград в личном и профессиональном росте;

способствование мотивации в педагогической деятельности;

настрой на позитивное содержание реализации себя как личности и педагога.

Материалы:стикеры, цветные карандаши, ручки, белые листы, ватман, маркер, колокольчик.

Правила поведения (на ватмане):

Открытость и откровенность – прочь всякое стеснение и недомолвки.

Активное и динамичное участие.

Позитивный настрой.

Толерантный настрой - не критиковать и не оценивать.

О себе говорим «Я», а не «мы»; «мой», а не наш.

Не перебивать того, кто высказывается.

Остановка по звонку.

Ход тренинга.

Воспитатели располагаются на расположенных по кругу стульях.

Приветствие: Здравствуйте уважаемые коллеги! Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:

Пусть поздороваются те:

кто в хорошем настроении;

кто еще не до конца проснулся;

кому сегодня грустно;

кто любит рисовать;

кто любит петь и танцевать;

кто хочет в отпуск;

кто еще не поздоровался.

Ведущий тренинга (ВТ) представляет тему, цели, задачи и правила тренинга.

Игра знакомство «Что возьмешь на пикник?»

Материал - стикеры, ручки.

Цель игры: Упражнение помогает участникам познакомиться и запомнить имена друг друга.

Давайте представим ситуацию, что вся группа собирается в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один какой-либо предмет или продукт. Название предмета должно рифмоваться с его именем. Например: «Я Катерина, я возьму картину». Прошу вас взять стикер и написать свое имя. Называя свое имя и свой предмет, приклеиваем стикер к выдающимся и хорошо видимым частям тела. Затем – следующий.

(как вариация: следующий участник повторяет реплику своего соседа, и называет себя и свой предмет: «Это Марина, она берет малину, а я Ира, возьму зефира» и т. д.).

ВТ - Замечательно! Но нам с вами еще предстоит провести ряд упражнений, которые потребуют от вас уверенности в себе, в коллективе. Каждому человеку, каждому из нас! необходимо чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя необходимым, чувствовать себя в единстве с обществом, важно ощущать доброжелательность окружающих.

Игра «Единое целое» («Доброе животное», «Пульс», «Дружеское рукопожатие».

Цель: Объединение коллектива, создание командного духа, чувства единства, доброжелательной обстановки.

Участники, стоя в кругу, берутся за руки.

ВТ (негромким голосом) – давайте закроем глаза, почувствуем себя, прикосновения наших соседей; теперь давайте услышим свое дыхание, своих соседей, всех присутствующих в зале… Вдох, выдох, вдох, выдох. Теперь, на вдохе мы делаем шажок назад, на выдохе – вперед. Выдох-вдох, выдох-вдох. Остановились. Не размыкаем руки. Открыли глаза. Сейчас мы с вами начали работать как целое, как единый организм, в котором течет энергия, пульсирует жизнь. От меня сейчас, как эстафетная палочка, побежит к вам и вернется рукопожатие. Я передаю свое доброжелательное отношение Марине, Марина - Марии, Мария - Светлане и т. д., и наконец возвращается ко мне. Наше тепло, хорошее настроение, радость, чувство безопасности передаются, и в нашем зале их становится все больше и больше, так как каждый из нас добавил частичку своих положительных эмоций. Спасибо.

В нашей жизни, в нашей работе кроме знания имени и минимальной информации о человеке, нам также очень важно чувствовать людей. Необходимо уметь находить, налаживать контакт. Все мы с вами знаем, как важно в нашей работе «Чувство локтя».

Игра «Чувство локтя»: 3-5 мин. (колокольчик)

Цель: закрепить знакомство, «разогреть группу» и сплотить группу, поднятьнастроение, вовлечение участников в активную деятельность.

Участникам необходимо выставить и зафиксировать локти. Это могут быть разные позы: руки в бока, руки за голову, руки на груди и т.д. Далее каждый из членов группы должен касаясь своим локтем с локтями других участников называть их имена, которые написаны на стикерах. Каждый из участников должен соприкоснуться обоими локтямипоочередно, минимум с 4-мя участниками и поздороваться произнеся.

ВТ - Современная обстановка предъявляет новые требования к дошкольному образованию и к каждому воспитателю. Педагоги должны быть творческими личностями, новаторами идей, постоянно повышать свое профессиональное мастерство.

Сегодня мы поговорим с вами о том, что и общечеловеческие ценности, и педагогическое мастерство, и профессиональные достоинства свойственны природе педагогической работе и потенциально присущи каждому из нас. Следует только позволить проснуться тому, что уже ждет своего освобождения.

Упражнение «Воспитатель реальный – воспитатель идеальный»: 5 мин.

Материал для работы: маркер, ватман, колокольчик.

Участники называют составляющие педагогического мастерства. Все компоненты ВТ записывает на ватмандополняя для наглядности. Несколько составляющих могут быть записаны на ватмане до начала игры. (профессионализм, откровенность, эмпатия, откровенность, любовь к детям; общая культура; коммуникабельность, эрудиция; тактичность и др.).

Вывод: с участниками подвести итог, проанализировать, действительно ли есть «идеальный педагог».

ВТ - Не всегда мы можем реагировать на ситуацию, на какое-то событие «правильно». Мы люди, и нам свойственно испытывать и гнев, и раздражение, и обиду, и огорчение. И в этом нет ничего страшного или предосудительного. Главное не заострять свое внимание на негативе. Уметь проанализировать свои действия и реакции оппонента, найти решение и извлечь урок; во время суметь совладать со своими чувствами и поступить как профессионал – вот высшее мастерство. И все это нам под силу, каждый из нас может мобилизовать свои внутренние силы, необходимо только собраться и понять, ЧТО нам мешает реализовать свои навыки и умения в полном объеме.

Упражнение «Самопознание»: 5 мин.

Материал: чистые листы, ручки или карандаши, колокольчик.

Участникам необходимо записать на листе:

3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать;

3 вещи, которые вы не делаете из того, что хотели бы делать;

3 вещи, которые вы бы хотели делать чаще;

ВТ – давайте выслушаем ответы некоторых из вас и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравиться, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации.

Подвести итоги. Обратить внимание участников на том, что чаще всего мы в своей жизни концентрируемся на негативных явлениях нашей жизни, на то, что мешает в работе, не удовлетворяет в профессии.

Зацикливание на негативных качествах нашей профессиональной деятельности создает внутренний конфликт, наблюдается снижение работоспособности, ведет к растерянности и эмоциональному выгоранию.

Мы точно знаем чего мы не хотим, и теряемся в определениях – чего желаем, к чему стремимся. Но необходимо помнить, что даже самый комфортабельный лайнер не сможет приплыть к цели, если капитан не знает – куда плыть.

Давайте попробуем переключиться на те достоинства, которые есть в нас самих, те ценности, которые есть в нашей жизни.

Упражнение «Мой герб». На работу отводим 7 мин.

Во время работы участников звучит медленная, спокойная музыка.

Материалы: ватман, маркер, для демонстрации; чистые листы, цв. карандаши, колокольчик.

ВТ – Давайте немного пофантазируем. Представим, что все мы принадлежим к знатным и древним родам, и нам есть чем гордиться. Нам придется поработать над созданием собственных геральдических знаков.

Перед вами чистые листы. Выполним с вами маленький графический диктант.

Делим лист вертикальной линией пополам. Далее, двумя горизонтальными линиями, необходимо разделить лист на шесть равных секторов.

В полученных секторах надо изобразить фигуры - заготовочки. Они могут быть произвольной величины, в любом месте сектора, который будет озвучен.

В верхнем левом секторе изобразим круг; в верхнем правом – треугольник, в среднем левом - графическая ступенька, в среднем правом – горизонтальные песочные часы (бантик из двух треугольников); нижний левый – квадрат, нижний правый– 2 параллельные дуги (или скобки). Теперь Вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до какого-либо изображенияи написать 2-3 прилагательных к каждому полученному рисуночку (можете записывать их рядом с изображением).

((

После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ, и дать разъяснения участникам.

Левый верхний рис. – отношение к себе.

Правый верхний рис. – отношение др. ко мне.

Средний левый – жизненный путь.

Средний правый – внутренний мир.

Левый нижний – отношение к семье.

Правый нижний – отношение к любви.

ВТ - Обратите на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно-окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно, вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации лучшему.

Попросить нескольких участников озвучить прилагательные характеризующие отношение к себе, к внутреннему миру, к жизненному пути.

Аутотренинг «Я умная, Я красивая, Я счастливая, Я любимая».

Далее, сидя в кругу необходимо зафиксировать положительный настрой к себе маленьким

ВТ – Давайте зафиксируем наш положительный настрой, позитивное отношение к себе, уверенность в своих силах. Нам есть чем гордиться, чем дорожить. И с уверенностью, по очереди повторяем одно из четырех наиболее важных в нашей жизни и работе утверждений аутотренинга. Даже если данная фраза не соответствует вашему внутреннему состоянию, не бойтесь произнести ее в слух. Привлекайте к себе светлую, хорошую, добрую энергию! Повторяя вслух, с уверенностью фразу аутотренинга мы подтверждаем, прежде всего, самим себе – я достойна! я хочу! я могу! у меня все получается!

По кругу участники повторяют по одной фразе из аутотренинга. Первый участник озвучивает в слух- Я умная. Следующий – Я красивая; - Я счастливая; - Я любимая.

По проведенному аутотренингу ВТ попроситобъединится в группы. Те кто озвучил фразу: «Я умная» - в группу «Умницы», «Я красивая» - в группу «Красавицы». Соответственно: «Я счастливая» - «Счастливые», «Я любимая» - «Любимые».

Упражнение «Воздушный шар». ( 7-10 мин)

Материал для работы: список снаряжения (по количеству команд), колокольчик.

Цель: активизировать решительность, уверенность; закрепить умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения.

ВТ- Представим себе, что вы отправились в экспедицию, в которой необходимо выполнить поставленную задачу. Но самолет сломался и для экономии времени, команда принимает решение лететь на воздушном шаре. Как всегда, в любой экспедиции имеется необходимое снаряжение. (зачитываем список снаряжения).

Канат – 25 кг;

Аптечка – 5 кг;

Гидрокомпас – 6 кг;

Консервы мясные – 20 кг;

Винтовка – 25 кг;

Конфеты – 20 кг;

Спальный мешок – 14 кг;

Ракетница – 8 кг;

Палатка – 20 кг;

Кислородный баллон -30 кг;

Комплект геогр. карт – 25 кг;

Канистра с водой - 20 кг;

Радиоприемник – 3 кг;

Резиновая лодка – 25 кг.

И вот, где-то по среди океана, ваш шар начинает быстро терять высоту. Вы понимаете, что для того, чтобы долететь хотя бы до берега, необходимо поддерживать высоту. Команде необходимо сбросить балласт.

Задача командам за 5 минут:

выбрать капитана;

единогласным решением (подчеркиваю – единогласным) решением принять порядок сброса вещей;

По истечении времени, ВТ подводит итог, о том что все благополучно добрались до земли и высадились.

Вызываются капитаны.

ВТ – уважаемые капитаны, выбирая вас каждый из членов команды высказал СВОЕ решение о кандидатуре капитана. Затем, командным решением вы выбрали предметы первой необходимости. Теперь вы, если были какие-либо разногласия, можете высказать СВОЕ мнение о снаряжении, которое на ваш взгляд, достойно первоочередности сохранения. Прошу участников помнить о правиле толерантности – не критиковать.

Капитаны озвучивают, что необходимо оставить. ВТ просит капитана оценить работу команды.

ВТ – тренинга предлагает участникам оценить свое участи в упражнении: - Прошу поднять руку тех:

- кто проявил себя как лидер;

- кто проявил себя как организатор;

- кто проявил себя как наблюдатель;

- внимательный слушатель;

- критик;

- генератор идей;

- незаинтересованная личность.

ВТ – как-то сороконожку спросили: «С какой ноги ты начинаешь двигаться?». Она впервые задумалась над этим вопросом, и некоторое время ей было тяжело даже сдвинуться с места. А когда она поняла, как ответить ей не этот вопрос, стала чемпионкой по бегу уже, и не только в своей среде.

Есть две группы профессионалов. Одни умеют что-то делать профессионально, но не знают, почему у них так хорошо выходит; другие – знают, как надо делать, но не умеют осуществить на практике.

Сегодня мы с вами смогли разобраться, ЧТО мы умеем делать хорошо, как у нас это получается или может получаться, и что получается у нас - ХОРОШО.

Упражнение «Реклама».

ВТ – И в подтверждение, что наша профессия, одна из самых важных, лучших, востребованных - прошу каждую команду в течение минуты придумать слоган или девиз (буквально одну-две фразы), чтобы похвалить профессию, себя, команду в которой вы участвуете, и всех присутствующих.

Спасибо всем за активное участие в тренинге!

Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь!

Верьте в себя, свои силы и возможности!

Желаем успехов, профессионального роста и личного счастья!

Использованные источники:

Т. Стужук. Формування ситуації успіху в умовах соціальної адаптації.-Соціальнийпедагог. № 3(63), березень 2012.

Л. Собчишина. Усвідомлення себе і своєї діяльності як шлях до професійного зростання. Міні-тренинг для педагогів дошкільних закладів . - Психолог дошкілля № 5 (10), травень 2010.

Е. Алябьева. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшого дошкольного возраста. Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М., Творческий центр - 2002.

К. Фопель . Как научить детей сотрудничать?. Психологические игры и упражнения.I-IIIч. – М., Генезис, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие для педагогов ДОУ на тему: "В детский сад - с хорошим настроением!"

Данное групповое занятие для педагогов ДОУ нацелено на улучшение психологического климата в коллективе, положительной устойчивости у педагогов....

В детский сад с хорошим настроением!

В помощь мамочкам и папочкам!...

Детские книги для хорошего настроения

25 марта, в рамках цикла литературно-творческих встреч «Переулками строк, городами томов, улиц книжных…» в отделе краеведческой и национальной литературы Чувашской республиканской д...

Тренинг для детей среднего возраста «В краю хорошего настроения»

Тренинг для детей среднего возраста «В краю хорошего настроения»...

Детский фест "День хорошего настроения"

Конспект проведения детского праздника "День хорошего настроения"....

Развлечение в детском саду: «День хорошего настроения»

Цель:совершенствовать учебную практику, объединять и сплачивать детский коллектив;во время развлечения дети учатся слышать друг друга, радоваться, веселиться, воспринимать успехи других...

Развлечение в детском саду: «День хорошего настроения»

Занятие-развлечение "День хорошего настроения " для детей одготовительной группы...