Методическое пособие, тактильная доска "Сказочный ландшафт"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Арефьева Юлия Вячеславовна

   Для создания тактильной доски нам потребовалась основа – большой кусок фанеры размером 60*35 см.

  На доску были наклеены 8 разных видов аппликаций из природного и искусственного материала. Каждой аппликации присвоен свой номер, чтобы ребенку было проще ориентироваться.

  Аппликация №1 – самоклеящаяся, зеркальная, декоративная наклейка с квадратным узором.

  Аппликация №2 – разноцветные пуговицы, разной формы и разного размера. 

  Аппликация №3 – губка для мытья посуды с мягкой, но шершавой поверхностью.

  Аппликация №4 – мягкая ткань с длинным ворсом.

  Аппликация №5 - самоклеящаяся зеркальная, декоративная наклейка с узором в маленький квадрат.

  Аппликация №6 – ракушки, наклеенные в разном порядке, разного размера.

  Аппликация №7 – морская галька разного размера.

  Аппликация №7 – наждачная бумага на бумажной основе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

«Тактильная доска «Сказочный ландшафт» для детей 6-7 лет»

    Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; обучить ребенка обследовать различные поверхности подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными; закрепить цифровой ряд первого десятка; изучение цветов, оттенков, основных видов формы, размеров (маленький-большой), развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

    Задачи:

  • Развивать мелкую моторику пальцев;
  • Способствовать изучению основных геометрических форм, цветов, счета;
  • Развивать воображение, зрительное восприятие, тактильные ощущения;
  • Развивать активный и пассивный словарь.

    Основа работы с тактильной доской «Сказочный ландшафт»» - развитие тактильной памяти.

    Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.

   Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу.

   В своей книге "Впитыващий разум ребенка" М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате.

   Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.

                                    Оборудование и материалы:

   Для создания тактильной доски нам потребовалась основа – большой кусок фанеры размером 60*35 см.

  На доску были наклеены 8 разных видов аппликаций из природного и искусственного материала. Каждой аппликации присвоен свой номер, чтобы ребенку было проще ориентироваться.

  Аппликация №1 – самоклеящаяся, зеркальная, декоративная наклейка с квадратным узором.

  Аппликация №2 – разноцветные пуговицы, разной формы и разного размера.  

  Аппликация №3 – губка для мытья посуды с мягкой, но шершавой поверхностью.

  Аппликация №4 – мягкая ткань с длинным ворсом.

  Аппликация №5 - самоклеящаяся зеркальная, декоративная наклейка с узором в маленький квадрат.

  Аппликация №6 – ракушки, наклеенные в разном порядке, разного размера.

  Аппликация №7 – морская галька разного размера.

  Аппликация №7 – наждачная бумага на бумажной основе.

Варианты дидактических игр и упражнений с тактильной доской. «Сказочный ландшафт»

  Время работы: 20-25 минут

Задание 1

                                        «Назови, какой на ощупь»

  Задача: расширение словаря прилагательных (гладкий, неровный, холодный, приятный, неприятный, шершавый, зеркальный, большой-маленький)

                                                    Ход занятия:

  Ребенку предлагается поочередно потрогать поверхности и помочь ему подобрать подходящее прилагательное для каждой поверхности. После прикосновения к поверхности ребенку задается вопрос: что ему напоминает каждая из поверхностей? (колючего ежа, пушистого котика, мягкую подушку, гладкий камушек)

  Спросить у ребенка: какая поверхность ему понравилась больше всего?

  Ребенок должен попытаться подобрать прилагательное при соприкосновении с каждой поверхностью.

                                                      Задание 2

                                           «Дотронься и вспомни»

 Задача: развитие зрительной и тактильной памяти.                            

                                                     Ход занятия:

  Это упражнение необходимо выполнять после знакомства с поверхностями.

  Ребенку предлагается поочередно потрогать все поверхности, вспомнив, как они называются. После соприкосновения с поверхностями, ребенку завязываются глаза. Суть задания заключается в том, что ребенок должен воспроизвести прилагательные и на ощупь найти заданные поверхности.

                                                   Задание 3

                                             «Какой формы?» 

  Задача: познакомить ребенка с основными формами: квадрат, круг, прямоугольник, овал.
                                             
Ход занятия: 

  Ребенку предлагается найти круглый предмет на доске (пуговицы, камень). Найти квадратный предмет (ребенок показывает на зеркальные квадраты и мягкую поверхность под цифрой 4) Найти прямоугольные формы на доске. (поверхности под номером 3 и 8)

                                                Задание 4

                                               «Сколько»

      Задача: обучение счету.

                                             Ход занятия:

Ребенку предлагается потрогать, а затем подсчитать камни и ракушки (8 камней, 10 ракушек)

                                               Задание 5

                                            «Один-много»

Задача: научится различать понятия один-много.

                                            Ход занятия:

У ребенка спрашивается, сколько он видит пуговиц на доске?  (много) Можно сосчитать.

Далее у ребенка спрашивается:

Сколько квадратов на поверхности № 1? (много)

Сколько поверхностей красного цвета? (одна)

Сколько поверхностей желтого цвета? (одна)

                                                 Задание 6

                                        «Из чего-для чего?»  

Задача: познакомится с различными материалами (пластик, губка, текстиль, природные материалы)

                                               Ход занятия.

     Ребенку рассказывается о том, что:

     Камушки (галька) –природный материал, собранный на берегу моря.

     Ракушки – природный материал, собранный на берегу моря.

     Губка – используется для мытья посуды.

     Синяя мягкая губка – используется для вытирания пыли с поверхностей.

     Желтый прямоугольник – это бумага для выравнивания поверхностей различных материалов (чтобы они были ровные и гладкие)

     Наклейки золотистого и коричневого цвета используются для украшения дома или квартиры.

     Пуговицы нужны для того, чтобы застегивать одежду. (указать на имеющиеся пуговицы на одежде ребенка)

                                           

   Задание 7

                                         «Какого цвета?»

Задача: изучение цветов.

                                             Ход занятия

Камушки № 7 какого цвета? (белые, серые)

Пуговки №2 какого цвета (черные, белые, синие, разноцветные)

Губка № 3 какого цвета? (красного)

Ракушки какого цвета? (разноцветные)

       В этом упражнении можно называть номера аппликаций для развития внимательности ребенка. Работа с цифрами.

   Литература:

  1. Мазаева Е.Г. Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5-7 лет, имеющими нарушение зрения// Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. Научн. Конференции(г. Челябинск, апрель 2013г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2013 – 132-135
  2.  Монтессори М. Впитывающий разум ребёнка. Санкт-Петербург: «Благотворительный фонд «Волонтёры», 2018


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инструментария собственного изготовления в работе педагога-психолога. «Тактильная доска «Сказочный ландшафт » для детей 6-7 лет» Автор: Арефьева Юлия Вячеславовна Детский сад № 13 г. Сестрорецк

Слайд 2

Основа работы с « Тактильной доской» - развитие тактильной памяти. Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; обучить ребенка обследовать различные поверхности подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными; закрепить цифровой ряд первого десятка ; изучение цветов, оттенков, основных видов формы, размеров (маленький-большой), развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно .

Слайд 3

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; Способствовать изучению основных геометрических форм, цветов, счета; Развивать воображение, зрительное восприятие, тактильные ощущения; Развивать активный и пассивный словарь.

Слайд 4

Сенсорное воспитание Воспитание чувств надо начинать методически, с самого раннего возраста, и продолжать его во весь период обучения, который подготавливает индивида для жизни в обществе . Мария М онтессори

Слайд 5

Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт . Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу. В своей книге " Впитыващий разум ребенка" М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате. Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.

Слайд 6

Основа работы с «Тактильной доской «Сказочный ландшафт»» - развитие тактильной памяти.

Слайд 8

Оборудование и материалы: Для создания тактильной доски нам потребовалась основа – большой кусок фанеры размером 60*35 см. На доску были наклеены 8 разных видов аппликаций из природного и искусственного материала. Каждой аппликации присвоен свой номер, чтобы ребенку было проще ориентироваться. Аппликация №1 – самоклеящаяся, зеркальная, декоративная наклейка с квадратным узором. Аппликация №2 – разноцветные пуговицы, разной формы и разного размера. Аппликация №3 – губка для мытья посуды с мягкой, но шершавой поверхностью. Аппликация №4 – мягкая ткань с длинным ворсом. Аппликация №5 - самоклеящаяся зеркальная, декоративная наклейка с узором в маленький квадрат. Аппликация №6 – ракушки наклеенные в разном порядке, разного размера. Аппликация №7 – морская галька разного размера. Аппликация №7 – наждачная бумага на бумажной основе.

Слайд 9

Варианты дидактических игр и упражнений с тактильной доской. «Сказочный ландшафт» Время работы с доской – 20 минут. Задание 1 « Назови, какой на ощупь» Задача: расширение словаря прилагательных (гладкий, неровный, холодный, приятный, неприятный, шершавый, зеркальный, большой-маленький) Ход занятия: Ребенку предлагается поочередно потрогать поверхности и помочь ему подобрать подходящее прилагательное для каждой поверхности. После прикосновения к поверхности ребенку задается вопрос. Что ему напоминает каждая из поверхностей? (колючего ежа, пушистого котика, мягкую подушку, гладкий камушек) Спросить у ребенка: какая поверхность ему понравилась больше всего? Ребенок должен попытаться подобрать прилагательное при соприкосновении с каждой поверхностью, если возникают трудности с подбором, то ребенку необходимо подсказать.

Слайд 10

Задание 2 «Дотронься и вспомни» Задача: развитие зрительной и тактильной памяти. Ход занятия: Это упражнение необходимо выполнять после знакомства с поверхностями. Ребенку предлагается поочередно потрогать все поверхности, вспомнив, как они называются. После соприкосновения с поверхностями, ребенку завязываются глаза. Суть задания заключается в том, что ребенок должен воспроизвести прилагательные и на ощупь найти заданные поверхности.

Слайд 11

Задание 3 « Какой формы?» Задача: познакомить ребенка с основными формами: квадрат, круг, прямоугольник, овал. Ход занятия: Найди круглый предмет на доске (пуговицы, камень) Найди квадратный предмет (ребенок показывает на зеркальные квадраты и мягкую поверхность под цифрой 4) Что здесь прямоугольное? (поверхности под номером 3 и 8)

Слайд 12

Задание 4 «Сколько?» Задача: обучение счету . Ход занятия: Потрогай и заодно подсчитай камни. (8 камней) Потрогай и посчитай ракушки. (10 ракушек)

Слайд 13

Задание 5 «Один-много» Задача : научится различать понятия один-много. Ход занятия: Сколько пуговиц ты видишь на доске? (много) Можно сосчитать. Сколько квадратов на поверхности № 1? (много) Сколько поверхностей красного цвета? (одна) Сколько поверхностей желтого цвета? (одна)

Слайд 14

Задание 6 «Из чего-для чего?» Задача : познакомится с различными материалами (пластик, губка, текстиль, природные материалы) Ход занятия. Проговариваем с ребенком. Камушки (галька) –природный материал. Они были собраны на берегу моря. Ракушки – природный материал, собранный на берегу моря. Губка – используется для мытья посуды. Синяя мягкая губка – используется для вытирания пыли с поверхностей. Желтый прямоугольник – это бумага для выравнивания поверхностей различных материалов (чтобы они были ровные и гладкие) Наклейки золотистого и коричневого цвета используются для украшения дома или квартиры. Пуговицы нужны для того, чтобы застегивать одежду.

Слайд 15

Задание 7 Какого цвета? Задача : изучение цветов. Ход занятия Камушки № 7 какого цвета? (белые, серые) Пуговки №2 какого цвета (черные, белые, синие, разноцветные) Губка № 3 какого цвета? (красного) Ракушки какого цвета? (разноцветные) В этом упражнении можно называть номера аппликаций для развития внимательности ребенка. Работа с цифрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "В стране сказочных героев"

Цели:1.Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;2.Вспомнить с детьми названия и содержание произведений, с которыми они знакомились в детском саду;3.Побуждать в детях ...

Методическое пособие Тактильная книга

Одним из инструментов развития осязания является тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического  восприятия ребенком предметов окружающего мира. При увеличении запаса представлени...

Презентация "Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений"

Цель данного пособия - способствовать развитию у детей зрительного, сенсорного и тактильного восприятия. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь. Сначала всё должно проис...

Методическое пособие «Тактильная книга «Счет и цифры» - как дидактический материал»

Пособие рекомендовано детям от 4-х лет и возможно использовать как организационный момент перед НОД....

Методическое пособие «Тактильная книга».

Одним из инструментов развития осязания является тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического восприятия ребенком предметов окружающего мира. При увеличении запаса представлений ребе...

Методическое пособие "Тактильные дорожки"

Цель пособия: создание условий для развития у детей тактильного восприятия и познавательного развития детей....

Методическая разработка «Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и стимулирование речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием пособия «Тактильные дощечки»

Пояснительная записка.1.1.Актуальность. Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.У...