Консультация для педагогов "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей"
консультация по психологии

В дошкольном детстве - закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка:

- происходит его интенсивный рост и развитие,
- формируются навыки и привычки,
- вырабатываются черты характера.   

Именно поэтому необходимо обучать детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.    

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме

 «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей»

                                                                          Подготовила: Кузнецова Н. Ю,

 Педагог - психолог

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня мы будем говорить о важности предупреждения психоэмоционального напряжения у воспитанников дошкольного возраста.

Нервно-психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом.

Что же может вызвать психоэмоциональное напряжение у ребенка и отразиться на его нервно-психическом здоровье?

В первую очередь, это непростые жизненные ситуации в семье, от которых страдают дети. Когда дети испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.
Именно
в дошкольном детстве - закладывается фундамент психического и физического здоровья ребенка:
- происходит его интенсивный рост и развитие,
- формируются навыки и привычки,
- вырабатываются черты характера.        
Поэтому необходимо обучать детей цивилизованным способам выхода негативных эмоций и саморегуляции поведения, чтобы у ребёнка
сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

Стресс, это ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку.

Стресс, приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.
Обучать тому, как определить свое психофизическое состояние, необходимо начинать с детского возраста.
Для этого и родители, и педагоги детского сада должны научиться четко разграничивать личностные черты и особенности психического состояния ребенка.

Взрослым необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, влияющие на детей, но и научиться на элементарном уровне, диагностировать признаки стрессового состояния у детей

В разном возрасте у ребенка различные «зоны психической чувствительности», которые наиболее ранимы и подвержены стрессу.

          - Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое?

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с семилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь?
Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ребенок не может заснуть от страха, думая о них? Отклонение от нормы.
Насколько его поведение не соответствует привычному?
Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?

       

 Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии.
1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.    

 Все перечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались, не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Взрослый человек в силу своего жизненного опыта, как правило, имеет возможность выбора реагирования на стрессовую ситуацию, но степень свободы этого выбора и у него бывает ограничена ее особенностями. Ребенок же далеко не всегда имеет свободу выбора в реагировании, мало того, в силу отсутствия достаточного жизненного опыта даже при наличии свободы действии его реакция часто бывает неадекватной ситуации.

Часто бывает так, что признаки стрессового состояния взрослые замечают, а вот определить их причину затрудняются.

 Если взрослый почувствовал, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему.
      Причинами стрессов и психотравм у детей может являться:

- разлука с близкими людьми, начиная от похода в детский сад,
- перемены в привычном течении жизни,
- на третьем месте по распространенности - телевизионные программ,
- часто стрессы связаны посещением врача или парикмахера, больницей (отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей),

- распространенная причина стресса – это развод родителей.    

         
        Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д.

         Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.      
       
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка:
- выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям,

- обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи,
- в целом успешному развитию ребенка


«Эмоциональное благополучие педагога - фактор влияния на эмоциональное благополучие и социализацию ребенка».

От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.

Предлагаю выполнить тестирование
«Оценка эмоционального благополучия»
 Г. Любина.

2 – согласен 1–согласен в некоторой степени 0-не согласен

  1. У меня много друзей.
  2. Похоже я нравлюсь людям.
  3. Я горжусь тем, как прожил свою жизнь до сих пор.
  4. Мне просто приспособиться к внезапным изменениям.
  5. Я знаю, что я сам отвечаю за свою жизнь
  6. Мне легко любить других людей.
  7. Мне нравиться моя работа.
  8. Мне просто выражать мои чувства.
  9. Обычно я счастлив.
  10. Мне нравится большинство людей, с которыми я знаком.
  11. Я знаю, что отношусь к тем, с кем люди хотят общаться.
  12. Мне бы не хотелось многое менять в себе.

Ключ:

22-24 очка. Вы достигли эмоционального благополучия. Вы уважаете себя, ощущаете свою индивидуальность и умеете радоваться жизни.

18-21очка. Вас, вероятно, в какой-то степени можно назвать счастливым, но, по - видимому, вы не совсем довольны собой и недооцениваете себя как личность.

17 очков и менее. Вы могли бы получать от жизни намного больше радости, чем теперь.

Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.

Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:

- нерациональный режим жизнедеятельности,

- дефицит свободы движений,

- недостаточность пребывания на свежем воздухе,

- нерациональное питание и плохая его организация,

- неправильная организация сна и отдыха детей,

- авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,

- необоснованное ограничение свободы детей,

- интеллектуальные и физические перегрузки,

- неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как сон, питание, закаливание.

Значение правильно организованного сна для гигиены нервной системы ребенка переоценить невозможно. Еще И. П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами.

В профилактике психоэмоционального напряжения детей не следует сбрасывать со счета питание. Необходимо уяснить для себя, что важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры.

В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами среды жизнедеятельности ребенка, а также системы физического воспитания детей в детском учреждении.

Оздоровительная утренняя гимнастика.

Цель утренней гимнастики - поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика ее организации.

Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики должны быть включены хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр.

Оздоровительный бег.

Оздоровительный бег — это длительный бег в медленном темпе. Исходную длительность бега следует определить вместе с врачом МДОУ, а также необходим индивидуальный подход к детям. Нужно вымерить длину беговой дорожки не только по количеству метров, но и по времени, которое затрачивается на пробежку одного круга в медленном темпе, т.к. по количеству пробегаемых кругов воспитателю легче ориентироваться.

Каждые две недели длительность бега увеличивается на 15 секунд. Но возможны периодические «остановки» (неустойчивая погода, допустим в ноябре, и в связи с этим, трудная адаптация ребенка к ее постоянным изменениям; либо карантин и др. причины). В летнее время длительность бега не увеличивается.

С переходом детей в следующую возрастную группу исходная длительность бега для них устанавливается по данным апреля - мая.

В подготовительной к школе группе дети ежедневно бегают 7-12 мин.

Организация психотерапевтических прогулок.

Польза прогулки для здоровья ребенка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Но не всегда прогулка для детей является еще и хорошей психической разрядкой. Поссорился, например, ребенок с друзьями, пришел с прогулки в слезах - и весь ее оздоровительный эффект из-за стресса практически сводится к нулю. А вот на психотерапевтической прогулке такого не бывает. Она поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а также способствует их личностному развитию.

Психотерапевтическая прогулка - это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых.

Оздоровительные игры.

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.

  1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Игра тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.
  2. «Гора с плеч» Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче.
  3. "Парашютисты". Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая "сжимать стропы", подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит "парашютистов", отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног. Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).
  4. "Уши". Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки?

В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

  1. «Возьми себя в руки» Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.
  2. «Кошка». Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагают лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.
  3. «Гуси». Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечно-сосудистую систему.
  4. «Раки». Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения.

Игра способствует общему психомоторному развитию.

  1. «Великаны». Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.
  2.  «Послушный мячик». Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см) из своих ладошек, сложенных чашечкой в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Если кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.
  3. «Большой мяч». Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Пропустивший мяч становится водящим.
  4. «Насос и мяч» Разбейтесь на пары. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.
  5. «Ласковый мелок» Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений. Взрослый говорит ребенку следующее:
    Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо.
    И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке?
    А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?
    И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?  После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей 1 младшей группы Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение.По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для ...

Консультация "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...

Консультация педагога-психолога на тему: «Способы снятия психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. В ней представлено подробное описание психоэмоционых напряжений, причины появления, признаки. А так же рассказывается как можно помочь ребенку с...

Консультация для родителей "Снятие психоэмоционального напряжения у детей"

Материал представлен в виде игр, способствующих снятию нервного напряжения у детей. Если во время не сбросить нервное напряжение, то оно может перейти в стадию невроза у ребенка....

консультация "Помоги себе сам." Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Консультация "Помоги себе сам." Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для педагогов на тему:«Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения».

Первоочередной задачей педагогического коллектива стоит планомерная работа по социально-личностному развитию ребенка. Успешное решение психосоциальных проблем позволяет личности обогатиться новым поло...