Аннотация на диссертацию "Представление детей об учителе у детей старшего дошкольного возраста"
статья по психологии (старшая группа)

Никифорова Ирина Игоревна

Краткая характеристика, ключевые слова на изученную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsia.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ОБ УЧИТЕЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И.И. Никифорова

Научный руководитель В.Н.Колесников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 (ФГБОУ ВО «ПетрГУ»)

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ИПП ЗФО, по направлению подготовки 050400

Психолого-педагогическое образование,

магистерская программа «Психология

организационно-управленческой деятельности»

Аннотация

Данная магистерская диссертация выполнена на одну из актуальных тем современной дошкольной педагогики и посвящена изучению представлений об учителе у  детей старшего дошкольного возраста и влиянию этого представления на мотивационную готовность детей к школе.  В теоретической части работы представлен обзор литературы по проблеме исследования, а именно: дано понятие о представлениях и описаны их характеристики, раскрыты основные классификации представлений в психологии, раскрыты проблема формирования готовности детей к школьному обучению и методы формирования представлений об учителе. В практической части мы предоставили  рекомендации для педагогов по формированию представления об учителе у детей старшего дошкольного возраста через игру-путешествие для увеличения их мотивации к школе. Представлен также сам учитель и как его видят дети дошкольного возраста. Мы пришли к выводу, что у детей 6-7 лет отличаются представления об учителе. Дети старшего дошкольного возраста представляют учителя в виде «человека, который только ставит оценки, замечания», у детей подготовительной группы образ учителя «идёт» в сторону смягчения. А также, проследили уровень мотивационной готовности через образ. Выяснилось, что дети старшей группы менее подготовлены к школе. Преобладание «игрового» мотива показывает, что дети не готовы к принятию учебных задач». Дети подготовительной группы к школе готовы, преобладающий         вид мотива «учебный». Хотя,  исходя из результатов проективной методики «Рисунок учителя», мы отметили небольшую тревожность по отношению к «учителю». Дети изображали учителя с «пустыми» глазами, темная фигура, отсутствие себя в роли «ученика».  Материалы магистерской диссертации могут быть полезны студентам, психологам и воспитателям детского сада, а также родителям детей 6-7 лет.

Ключевые слова: Дошкольный возраст, Игра-путешествие, Подготовительная к школе группа, Подготовка к школе, Представление, Учитель, Формирование, Мотивация.

Для ребенка наступает новый этап в его жизни при переходе из дошкольного возраста в школьный. Этот период характеризуется как открытиями, так и трудностями – школьник сталкивается с новыми вопросами, которые его интересует, он получает учебный и личный опыт, а также у ребенка формируются навыки общения, которые он сможет применить в жизни [30; 218].

Безусловно, возраст 7-ми лет – кризисный возраст. Основная задача родителей на этом этапе жизни ребенка – оказать помощь, помочь ребенку сформировать учебную мотивацию, не потерять интерес к окружающему миру, иметь хорошие отношения с педагогом и сверстниками. Это важно для дальнейшего обучения и взаимодействия с социумом. Родителям и педагогам необходимо проследить за тем, чтобы ребенок спокойно прошел адаптацию к школьному обучению без психологических травм и стрессов [3; 210].

Необходимо построить качественный контакт с педагогом – с первым учителем, потому что от первого учителя дети получают обратную связь о том, какие они сами: добрые – злые, спокойные – непослушные, успешные, активные. Ребенку лучше учиться, когда у него хорошие отношения с педагогом, когда он принят в классе. Без труда он выполняет поручения педагога. Ребенок не боится задавать вопросы и просить о помощи, а также он приобретает чувство уверенности, у него хорошая самооценка [2;578].

Можно сказать, что сформированные представления об учителе смогут повлиять на обучение ребенка и увеличат либо снизят их мотивационную готовность к школе.  В лучшем случае, ребенок будет лучше усваивать информацию, ему легче будет общаться с учителем, а также со сверстниками. Он будет брать на себя учебную задачу, и с легкостью справляться с ее решением. Между учителем и учеником возрастет роль доверительных отношений [6; 455].

В худшем случае, ребенок старшего дошкольного возраста будучи в школе потеряет интерес к учебе.

Известно, что наиболее сильное впечатление на детей производит учитель начальных классов. Объясняется это, с нашей точки зрения, следующими причинами. Учитель начальных классов для дошкольника - самый совершенный человек, он олицетворяет школу, школьный порядок. Также на формирование авторитета учителя влияют беседы родителей с детьми о школе, а также сам воспитатель.  Дети с детства осознают то, что учителя нужно слушаться, так как это им говорят родители [4; 120].

Успех обучения определяется учителем, а не методом или учебником. Учитель, педагог остается ведущей фигурой образовательного и воспитательного процессов на протяжении всего младшего школьного возраста [1; 474-477].

Вне всякого сомнения, мотивация у большинства дошкольников, как показало исследование Н.И. Гуткиной, не развивается от первого ко второму классу, а у некоторых детей даже снижается. Дети рано теряют интерес к учебе, и вероятнее всего, проблеме мотивации следует уделить пристальное внимание еще в дошкольном детстве. Однако введение новых образовательных стандартов определили разницу между изменившимися требованиями к образовательным программам дошкольного образования и сложившимся опытом их реализации на практике. Педагогам, работающим в дошкольном учреждении, необходимо осмыслить новые подходы к решению проблемы подготовки детей к школе, обратить особое внимание на вопросы формирования мотивационно - волевой готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: социальные представления   детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:   представления   детей старшего дошкольного возраста  об учителе.

           Цель исследования: изучить представления об  учителе у  детей старшего дошкольного возраста.

           Задачи исследования:

  1. Изучить проблему формирования представления об учителе детей дошкольного возраста
  2. Исследовать представления об учителе детей старшего дошкольного возраста.  Сравнить представления об учителе у детей старшего и подготовительных групп.  
  3. Сравнить представления об учителе детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем сформированности мотивационной готовности к школе.
  4. Разработать игру-путешествие по формированию представлений об учителе у детей старшего дошкольного возраста для повышения мотивации детей к школе.

          Гипотеза исследования:

  1.  Существую различия в представлениях  об учителе у детей старшей  и подготовительной  групп.      
  2. Существуют различия  в представлениях об учителе у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем сформированности мотивационной готовности к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архив К. Д. Ушинского : [в 4 т.] / сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959-1962. Т.1 : Материалы редакторской деятельности К. Д. Ушинского в "Журнале Министерства народного просвещения" (1860-1861 гг.) и статьи его по вопросам школы и воспитания в Англии и Франции середины XIX в. – 1959. – 478, [1] с. - Указ. имен: 474-477 с.
  2. Венгер Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина.  – Москва : Просвещение, 2009.  – 169 с.
  3. Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина. – Научная цифровая библиотека ПОРТАЛУС, 2005.
  4. Каравдашев Ю. Н. Развитие представлений у детей : учеб. пособие / Ю. Н. Каравдашев.  – Москва, 1987. – 82 с.
  5. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – Москва, 1996. – 305 с.
  6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. /  Под ред. С. Л. Рубинштейн.  – Спб. : Издательство Питер, 2002. – 590 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССИКА - ДЕТЯМ. Тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня, ребята, у вас очень много гостей. Я приглашаю вас в волшебный мир музыки. И вы услышите, что музыка может петь, грустить и радоваться, может играть, веселиться и даже прыгать. Она может...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дружат дети всей Земли" (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по формированию гражданственности, толерантности, доброжелательного отношения к людям разных национальностей...

Проект социально – личностной направленности «Безопасные дороги – детям» для родителей и детей старшего дошкольного возраста

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Дидактическая игра «Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра«Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возрастаНазначение: Проблема обучения дошкольников безо...

Презентация "Дети и война" для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Дети и война... Понятия не совместимые. Дети на сегодняшний день не понимают, на сколько страшной была война, как давался им каждый день. Надо ли детям знать о той войне? Надо. Это , прежде всего, вос...

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.

Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...