Модульная программа « Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»
рабочая программа по психологии (средняя, старшая группа)

Милитенко Елена Сергеевна

Программа в рамках комлексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrokorrektsiya.docx64.36 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Утверждаю_________________

Заведующий МКДОУ д/с №425

                           Васильева Е.Ю.

                 «__»_______20____г.

Модульная программа «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»

                                                                                 Автор программы:

                                                                                  Милитенко Елена Сергеевна

                                             педагог-психолог

  высшей квалификационной категории

                                                                       

г. Новосибирск  2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение

1.1 Актуальность программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена……………………………………………………………...……….…….4

1.2 Новизна программы…………………………………………….…………………...……….…5

2. Цель и задачи программы……………………………………………………………….……….6

3. Вид программы…………………………………………………………...………………...…….6

4.Научные, методологические и методические основания программы…………………...……7

5. Описание участников программы……………………….....….…………………………….….7

6.Структура и содержание программы

6.1 Структурные компоненты программы …………………………………..………………..….8

6.2 Дидактические разделы…………………………………………………..…..………………...9

6.3 Тематическое планирование ……………………………………...…………………………...9

7. Описание  используемых методик  и технологий ……………..……………………...….......17

8.Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (родителей, детей, специалистов)…………………………….......………………………………18

9.Характеристика ресурсов, необходимых для эффективной реализации программы……………………………………………………………………..…………………...19

 10. Сроки и этапы реализации программы………………………………..……………….……19 11.Ожидаемые результаты реализации программ………………………………………………22

12.Система организации внутреннего контроля за реализацией программы…………………22

13.Критерии оценки достижения планируемых результатов……………...………………..….22

14.Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения………………………………………………………………………………...……….22

Литература…………………………………………………………………………………..….….29

Модульная программа «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»

  1. Введение
  1. Актуальность программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена

В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящей перед современной системой дошкольного образования является оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, ориентированной на создание условий для их полноценного развития.

Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер у таких детей приводит к различным функциональным нарушениям, таким как задержка психоречевого развития, повышенная двигательная активность, импульсивность поведения и низкий уровень саморегуляции. Однако вследствие пластичности мозга данные нарушения можно корректировать с использованием приемов нейропсихологической коррекции. Данная работа включает в себя растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, перекрестные телесные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики рук, а также функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы и упражнения с правилами.

Немаловажным является и использование приемов сенсорно-интегративной терапии. Ведь нередко дети дошкольного возраста с такими диагнозами, как ЗПР, ЗРР, СДВГ испытывают трудности, связанные с переработкой сенсорной информации. Расстройство сенсорной интеграции обычно бывает связано с нарушением обработки мозгом поступающих от органов чувств сенсорных стимулов.

Основоположник сенсорной интеграции Дж. Айрис отмечает, что впечатления собственного тела – тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. При различных нарушениях (повышенная и пониженная сенсорная чувствительность, а также сенсорный поиск) упорядочивание ощущений может быть затруднено, что в свою очередь влечет за собой негативные поведенческие проявления, задержку психофизического и психоречевого развития.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, так как зачастую дети испытывают дефицит целенаправленной двигательной активности, из-за чего их мозг не получает достаточно информации, и они плохо «чувствуют» свое тело в пространстве. Двигательную активность, лежащую в основе формирования сенсорной интеграции, нередко заменяют телевизор и гаджеты. Именно поэтому для улучшения сенсорного развития ребенка, посещающего ДОУ, необходимо своевременно выявлять сенсорные дисфункции и создавать условия, способствующие их преодолению.

При этом важно понимать, что комплексная психолого-педагогическая помощь таким детям невозможна без взаимодействия с семьей и педагогами, что обуславливает необходимость их включения в коррекционно-образовательный процесс. Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов ДОУ, а также расширение представлений родителей о способах взаимодействия  с ребенком, построенное на принципах игровой педагогики, является неотъемлемой частью работы по оказанию помощи ребенку с сенсорными дисфункциями. Данные направления в свою очередь способствуют повышению эффективности коррекционных мероприятий и достижению положительной динамики в развитии детей с сенсорными нарушениями.

1.2 Новизна программы

Данная программа является одним из блоков комплексного  сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемого в ОУ. Ее новизна заключается в том, что она обеспечивает системный подход, так как включает в себя работу со всеми участниками образовательных отношений.  Коррекционные занятия с детьми используются приемы сенсомоторной коррекции и игровые упражнения в рамках метода замещающего онтогенеза, а также методы когнитивной коррекции и формирующего обучения, направленные на совершенствование моторики, стимуляцию познавательной активности, коррекцию и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Работа с педагогами и родителями осуществляется через проведение тренинговых занятий, проблемно-ориентированных семинаров и вебинаров,  индивидуальных и семейных консультаций, направленных на повышение уровня профессиональной и родительской компетентности, которые обеспечивают нацеленность всех участников образовательных отношений на результат и их активное включение в образовательный и коррекционный процесс.

В качестве основных технологий в работе с родителями и педагогами используются: кейс – технологии, основным достоинством которых является их гибкость и вариативность, способствующая развитию у участников креативности и возможности соотносить теоритические знания с практикой, а также технологии проблемного диалога, позволяющие через специально организованный диалог создать условия для творческого усвоения знаний.

Важно отметить, что работа с семьей в рамках консультационной практики наряду с информированием по проблематике сенсорной интеграции, также ориентирована и на гармонизацию детско-родительских отношений. Создание общего игрового пространства с ребенком, которое реализуется на основе активного включения родителя в игровой процесс, способствует созданию эмоционально-положительного фона и укреплению привязанности. Предлагаемые родителю игровые упражнения включают в себя приемы телесной терапии и ориентированы на тактильный контакт ребенка и родителя, которого зачастую не хватает детям, что позволяет родителю вовлечь ребенка в коррекционный процесс, делая его интересным и вместе с тем эффективным.

В работе с педагогами особое внимание уделено формированию представлений о способах работы с детьми с сенсорными нарушениями, а также преодолению трудностей по включению таких детей в непосредственно образовательную деятельность.

  1. Цель и задачи программы

Цель:  комплексное психолого-педагогическое сопровождение  детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

  • обеспечить формирование у детей приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной, зрительной, слуховой);
  • стимулировать у детей регуляцию и нормализацию мышечного тонуса с помощью растяжек и реципрокных упражнений;
  • развивать у детей крупную и мелкую моторику;
  • способствовать развитию у детей когнитивной сферы (внимания, памяти, мышления);
  • способствовать повышению у детей уровня саморегуляции и преодолению импульсивности в поведении;
  • научить родителей основным приемам и формам работы по развитию психических процессов и коррекции недостатков в развитии ребенка;
  • способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ
  1. Вид программы

Программа «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ» относится к модульным коррекционно-развивающим программам и включает в себя три взаимодополняющих направления: коррекционно-развивающую работу с детьми, повышение профессиональной компетентности педагогов, способствующее включению их в единый коррекционно-развивающий процесс, и просветительскую работу с родителями, ориентированную на повышение их психолого-педагогической компетентности, а также гармонизацию детско-родительских отношений.

Работа по программе делится на четыре блока

Первый блок ориентирован на коррекционно-развивающую работу с детьми.

На первом этапе проводится комплексная нейропсихологическая диагностика ребенка, результаты которой учитываются при корректировке программы нейрокоррекционных занятий. На втором этапе проводятся коррекционно-развивающие занятия. Они могут проводиться, как в группе (не более 5 человек), так и индивидуально. В зависимости от выявленных по результатам диагностики дефицитов развития может быть усилен один из блоков занятий.

Итоговая диагностика проводится по окончанию цикла занятий.

Второй блок ориентирован на работу с родителями. 

На первом этапе психолог знакомит родителей с результатами диагностического обследования ребенка, акцентируя внимание на гибкости детской психики и ее компенсаторных возможностях, и подчеркивая важность проведения реабилитационных мероприятий. Консультативная работа предполагает формирование доверительного отношения к специалисту, которое способствует развитию у родителей побудительных мотивов и заинтересованности в участии в процессе реабилитации ребенка. Вырабатывается общий план взаимодействия родителей и специалистов по реализации  коррекционно-развивающей программы, разработанной с учетом рекомендаций ТПМПК и диагностического обследования ребенка, обсуждается график посещения занятий ребенком.

В данный блок (работа психолога) включены как индивидуальные, так и семейные консультации, которые позволяют сформировать готовность к принятию помощи и обозначить ряд проблемных тем, на которых будет строиться дальнейшая консультативная работа.

Важно отметить, что консультации могут проводиться, как очно, так и дистанционно, с использованием современных технических средств (Skype, Watsapp). При необходимости могут проводиться  телефонные консультации.

На втором этапе  психологом проводятся практико-ориентированные семинары и вебинары, направленные на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

На третьем этапе проводятся совместные занятия родителя и ребенка, которые представляют собой комплекс игровых и двигательных упражнений. Данные занятия способствуют формированию конструктивных навыков взаимодействия в детско-родительской паре, стимулируют актуализацию позитивного эмоционального опыта и помогают ребенку преодолеть проблемы в развитии ребенка.

.

При работе в дистанционном формате родителю даются подробные рекомендации по проведению игровых занятий с ребенком. Консультативная помощь родителю оказывается с помощью современных технических средств (Skype, Watsapp).

Третий блок направлен на работу с педагогами.

Для педагогов проводятся практико-ориентированные семинары и тренинги, направленные на повышение уровня профессиональной компетентности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Также в течение учебного года педагогам оказывается консультативная помощь, ориентированная на создание единой коррекционно-развивающей среды для ребенка в совместной деятельности с педагогами ДОУ.

  1. Научные, методотологические и методические основания программы

В основе программы лежат следующие методологические и методические идеи и теории:

  • метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович);
  • методы формирующего обучения (Л.С. Цветкова);
  • методы игровой и детской телесно-ориентированной терапии (В. Экслайн, Г.Л. Лэндрет, Н.А. Бернштейн);
  • проективные и арт-методы (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, И.В. Вачков, Т.Ю. Колошина);
  • методы сенсорной интеграции (Д. Айрес)

Общенаучный уровень методологии составляет системно-деятельностный подход; гуманистический подход, который предусматривает понимание и восприятие человека как ценности, создание условий для его свободного развития; комплексный подход.

  1. Описание участников программы

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, их родителей и педагогов ДОУ

 Количественный состав групп:

  • оптимальное количество участников для нейрокоррекционных занятий – 2–5 человек;
  • оптимальное количество участников при проведении тренинговых занятий (для педагогов) – 12 человек;
  • оптимальное количество участников при проведении практико-ориентированных семинаров (для педагогов и родителей) – 15 человек

 Эффективность деятельности таких групп определяется не только приемлемой плотностью взаимодействия, но и возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны специалиста.

При проведении вебинаров количество участников не ограничено.

Качественный состав групп: при комплектовании группы для блока коррекционно-развивающих занятий учитываются результаты предварительной нейропсихологической диагностики ребенка.

  1. Структура и содержание программы

6.1 Структурные компоненты программы

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный
  2. Диагностический
  3. Основной
  4. Завершающий

Формы работы – диагностика, коррекционно-развивающие занятия, тренинговые занятия, практико-ориентированные семинары, вебинары

Количество занятий

  • с детьми – 24 занятия по 30 минут;
  • с родителями (семинары и вебинары) – 6 занятий;
  • коррекционно-обучающие занятия для родителя и ребенка – для каждой детско-родительской пары по 2-3 занятия;
  • с педагогами (семинары и тренинги) – 6 занятий

Частота встреч

  • коррекционно-развивающие занятия – 1-2 раза в неделю;
  • занятия с родителями и педагогами – 1 раз в месяц

Структурные компоненты занятий

Коррекционно-развивающие занятия проводятся по следующей структуре:

  • разминка –  направлена на формирование положительного настроя на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы;
  • основная часть (дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения, упражнения двигательного репертуара, игровые упражнения с элементами сенсорной интеграции, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и пространственной ориентации, упражнения на развитие произвольности поведения) – направлена на улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга, нормализацию гипер- и гипотонуса мышц, формирование базовых сенсомоторных взаимодействий, развитие межполушарных связей, пространственной ориентации и волевой регуляции поведения;

  • заключительная часть (упражнения на совместное взаимодействие) – направлена на формирование навыка взаимодействия в группе

Коррекционно-обучающие занятия для родителей и детей проводятся по следующей структуре:

  • разминка (психогимнастика, пальчиковые игры) –  направлена на то, чтобы активизировать ребенка и создать у него положительный настрой на дальнейшую работу
  • основное содержание занятия – включает в себя использование различных игровых и двигательных упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (в том числе с использованием приемов сенсорной интеграции) и актуализацию позитивного эмоционального опыта в паре родитель–ребенок
  • рефлексия занятия – направлено на эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо, почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали)

6.2 Дидактические разделы

Раздел I: коррекционно-развивающие занятия для детей

Раздел II: коррекционно-обучающие занятия для родителей и детей

Гармонизация детско-родительских отношений. Обучение приемам сенсорной интеграции и нейрокоррекции.

Раздел III: практико-ориентированные семинары и вебинары для родителей

Психологическое просвещение родителей по вопросам особенностей психофизического развития детей с ТНР и ЗПР. Организация развивающей среды для ребенка в семье. Особенности взаимодействия с ребенком с ОВЗ. Гармонизация детско-родительских отношений.

Раздел IV: практико-ориентированные семинары и тренинговые занятия для педагогов

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам особенностей психофизического развития детей с ТНР и ЗПР. Эмоциональная и личностная готовность к работе с детьми с ОВЗ. Приемы сенсорной интеграции и нейрокоррекции в работе с детьми с ОВЗ. Эффективная коммуникация с родителями. Профилактика эмоционального выгорания.

6.3 Тематическое планирование программы «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»

Коррекционно-развивающие занятия с детьми

 

№ занятия

Этап занятия

Используемые методики и упражнения

Коррекция нарушений 1-го функционального блока мозга

1

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Вдох-выдох»
  2. растяжка «Фараон»
  3. упражнение двигательного репертуара «Лодочка»
  4. игра в мяч на балансировочной доске
  1. Заключительная часть

упражнение «Башня из кулачков»

2

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Качели»
  2. растяжка «Ванька-встанька»
  3. упражнение двигательного репертуара «Короткое и длинное бревнышко»
  4. игра в мяч на балансировочной доске
  1. Заключительная часть

упражнение «Рисуем вместе»

3

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Замок»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Дровосек»
  2. растяжка «Росток»
  3. упражнение двигательного репертуара «Ползаем по-пластунски»
  4. упражнение «Зоопарк» (имитация движений животных)
  1. Заключительная часть

упражнение «Собираем пазлы»

4

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Сердитый ежик»
  2. растяжка «Росток»
  3. глазодвигательные упражнения (язык неподвижен)
  4. упражнение «Шторм» (на балансировочной доске)
  1. Заключительная часть

упражнение «Хоровод»

5

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Прогулка»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Надуй шарик»
  2. растяжка «Струночка»
  3. глазодвигательные упражнение (язык двигается за глазами)
  4. упражнение «Узнай запах»
  1. Заключительная часть

упражнение «Паровозик»

6

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Листопад»
  2. растяжка «Марионетка»
  3. глазодвигательные упражнение (язык двигается в противоположную от глаз сторону)
  4. упражнение «Цапля/аист»
  1. Заключительная часть

упражнение «Путаница»

7

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Белка»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Вырасти большой»
  2. растяжка «Дотянись»
  3. упражнение двигательного репертуара  «Партизан на спине»
  4. упражнение «Прыжки с кочки на кочку»

  1. Заключительная часть

упражнение «Волшебные картинки»

8

(приложение 3)

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Бегемотик»
  2. растяжка «Бревнышко»
  3. упражнение двигательного репертуара упражнение «Партизан на животе»
  4. упражнение «Жонглер»
  1. Заключительная часть

упражнение «Путаница»

Коррекция нарушений 2-го функционального блока мозга

9

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Белка»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Задуваем свечу»
  2. упражнение «Повтори позу»
  3. упражнение «Рисунки на руке»
  4. упражнение «Сенсорные коробки»
  1. Заключительная часть

Упражнение «Делай, как я»

10

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Часики»
  2. упражнение «Лабиринты» (право-лево, верх-низ)
  3. упражнение «Дорисуй предмет до целого»
  4. аппликация из кусочков бумаги
  1. Заключительная часть

упражнение «Делаем вместе»

11

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Подарки»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Часики»
  2. упражнение «Робот» (право-лево, верх-низ)
  3. упражнение «Письмо в воздухе»
  4. упражнение «Определи на ощупь»
  1. Заключительная часть

упражнение «Строим башню из кубиков»

12

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Насос»
  2. упражнение «Мяч по кругу»
  3. упражнение «Перекрестные шаги»
  4. упражнение «Фасоль и горох»
  1. Заключительная часть

упражнение «Шторм»

13

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Смелый капитан»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Насос»
  2. упражнение «Назови соседей»
  3. упражнение «Лезгинка»
  4. упражнение «Мешочки с крупой»
  1. Заключительная часть

упражнение «Делай, как я»

14

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Насос»
  2. упражнение «Зеркальное рисование»
  3. упражнение «Копирование фигур»
  4. упражнение «Волшебный мешочек»
  1. Заключительная часть

упражнение «Головомяч»

15

(приложение 4)

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Весна»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «В лесу»
  2. упражнение «Сыщик»
  3. упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
  4. упражнение «Шумящие коробочки»
  1. Заключительная часть

упражнение «Общий рисунок»

16

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Регулировщик»
  2. упражнение «Графический диктант»
  3. упражнение «Колечки»
  4. упражнение «Узнай на слух»
  1. Заключительная часть

упражнение «Гномики»

Коррекция нарушений 3-го функционального блока мозга

17

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Снегопад»
  2. упражнение «Шаловливая минутка»
  3. упражнение «Кулачок-ладошка»
  4. игра с мячом «Запретное число» (на балансировочной доске)
  1. Заключительная часть

упражнение «Рисуем всей группой»

18

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Трубач»
  2. упражнение «День-ночь»
  3. упражнение «Фонарики»
  4. игра с мячом «Запретная буква» (на балансировочной доске)
  1. Заключительная часть

упражнение «Путаница»

19

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Семья»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Пружинка»
  2. упражнение «Тропинка-копна-кочки»
  3. упражнение «Дом-ежик-замок»
  4. игра с мячом «Животные и птицы» (на балансировочной доске)
  1. Заключительная часть

упражнение «Газета»

20

(приложение 5)

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Ветряная мельница»
  2. упражнение «Пол-нос-потолок»
  3. упражнение «Перекрестные движения»
  4. игра с мячом «Цвета» (на балансировочной доске)
  1. Заключительная часть

упражнение «Стоим башню из кубиков»

21

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Апельсин»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Бабочки»
  2. упражнение «Да-нет»
  3. упражнение «Зайчик-коза-вилка»
  4. игра с мячом «Запретное движение» (на балансировочной доске)
  1. Заключительная часть

упражнение «Башня из кулачков»

22

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Аист»
  2. упражнение «Молчу-шепчу-кричу»
  3. упражнение «Синхронное рисование двумя руками»
  4. игра с мячом «Запретная буква» (на балансировочной доске)
  1. Заключительная часть

упражнение «Клеевой дождик»

23

  1. Вступительная часть

пальчиковая гимнастика «Елочка»

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «В лесу»
  2. упражнение «Летает-не летает»
  3.  упражнение «Лезгинка»
  4. игра с мячом «Да-нет» (на балансировочной доске)
  1. Заключительная часть

упражнение «Рисуем всей группой»

24

  1. Вступительная часть

пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков)

  1. Основная часть

  1. дыхательное упражнение «Волна»
  2. упражнение «Море волнуется раз»
  3. упражнение «Стойкий оловянный солдатик»
  4.  упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
  5. игра с мячом «Части тела» (на балансировочной доске)
  1. Заключительная часть

упражнение «Шторм»

Занятия с детско-родительской парой (2-3 занятия по 30 минут).

Занятия составлены для работы с детьми дошкольного возраста следующих категорий –  дети с ТНР, ЗПР.

Примерные упражнения для совместных занятий детей и родителей (упражнения, выделенные курсивом, проводятся непосредственно на занятиях, другие выступают в качестве рекомендаций для родителя)

 

При низкой сенсорной чувствительности (гипофункции)

При высокой сенсорной чувствительности (гиперфункции)

Вестибулярная дисфункция

Игры, способствующие развитию вестибулярной системы:

  • канатоходец
  • прыжки «с кочки на кочку» (в том числе с утяжелением)
  • прыжки на батуте
  • жонглер
  • упражнения на балансировочной доске
  • прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту
  •  «падение» на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной; когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами;
  • хождение по скамейке, игра «перейди через пропасть»;
  • перелезание  через стулья (два стула ставятся спинками друг к другу);
  • качание в гамаке (гамак должен быть подвешен петлей и обхватывать все тело ребенка)

Проприоцептивная дисфункция
(кинестетическое восприятие)

 Игровые упражнения, способствующие развитию кинестетического восприятия:

  • фасолевый дождь
  • скульптор и глина (мама «лепит» ребенка)
  • массаж стоп
  • игры с пластилином
  • фиксационные зажимы
  • игры с мячом
  • прыгать, как лягушки
  • ползать на животе, как змеи, не используя рук
  • игры на растяжку (часики, кузнечики, мосты и машинки)
  • крокодил
  • игры с «туннелями»

Практический опыт работы с детьми показывает, что в области кинестетического восприятия встречается, по всей видимости, только пониженная чувствительность с переходом к разным вариантам нормы.

Тактильная дисфункция

Игры, способствующие развитию тактильного восприятия:

  • игрушки в мешочке
  • игры с материалами разной фактуры и плотности
  • крепкий массаж, прием «Сэндвич» (ребенка кладут между больших подушек, при этом гладят ребенка ладонью, поглаживания должны быть крепкими и растирающими);

Также рекомендовано:

  • использование массажных ковриков
  • растирание жёсткой мочалкой;
  • ощупывание руками разных поверхностей, хождение по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, крупой, водой разной температуры)

Рекомендации для родителей:

  • всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему
  • помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
  • постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами; приготовьте для этого коробку с различными по фактуре материалами

 

Также в своей работе с родителями и детьми я использую игры на осознание ребенком своих границ («я – не я», «мой мир») и формирование навыков конструктивного взаимодействия («два королевства», «базарный день»).

Описание некоторых игровых упражнений  представлено в приложение 4.

Важно отметить, что коррекция внимания, памяти, мышления, пространственных представлений и мелкой моторики также может быть организована через игровую деятельность. И этому принципу организации коррекционной деятельности я обучаю родителей на совместных занятиях с детьми, предлагая им «обыгрывать» развивающие задания.

 Так, например, графический диктант можно представить, как «мы ищем клад» (что мы найдем?), или «маршрут, по которому шел Карлсон, чтобы попасть к Малышу» и так далее.

А задания на развитие внимания – «запомни и повтори последовательность движений» можно обыграть как «нужно передать с помощью телесного  шифра какое-то послание».

Вариантов может быть очень много. Все зависит от воображения родителя и его готовности организовывать для ребенка игровое пространство, стимулируя тем самым его развитие.

Занятия для родителей

Практико-ориентированные семинары и вебинары  (6 занятий)

Включает в себя обязательные темы (3 занятия)  и темы, которые определяются на основании результатов анкетирования, проводимого перед началом реализации программы (3 занятия).

Обязательные темы практико-ориентированных семинаров и вебинаров

  1. Особенности психофизического развития ребенка с ТНР и ЗПР
  2. Особенности взаимодействия родителя и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития.
  3. Организация развивающего пространства для ребенка в семье

Предполагаемые темы практико-ориентированных семинаров и вебинаров для родителей

  1. Раз, два, три, четыре, пять. Я зову тебя играть (взаимодействие с ребенком через игру) (приложение 1)
  2. Раннее развитие ребенка. Плюсы и минусы.
  3. Развитие речи ребенка в семье
  4. Детские капризы
  5. Что делать если… (практико-ориентированный семинар по запросам участников группы, рассматриваются способы взаимодействия с ребенком и родительские реакции на проблемное поведение ребенка)
  6. Сенситивные периоды в развитии ребенка
  7. Роль семьи в формировании эмоционального благополучия ребенка.
  8. «Когда совсем не осталось сил». Профилактика эмоционального выгорания родителей
  9.  Образовательная кинезиология
  10.  Дошкольник и гаджеты: как найти компромисс? (приложение 8)

Предложенные занятия могут проводиться, как в очной форме (семинар-практикум), так и в дистанционном формате (вебинар)

Занятия для педагогов

Включает в себя обязательные темы (3 занятия)  и темы, которые определяются на основании результатов анкетирования, проводимого перед началом реализации программы (3 занятия).

Обязательные темы практико-ориентированных семинаров и тренингов

  1. Тренинговое занятие «Особенный ребенок»
  2. Семинар-практикум «Особенности психофизического развития ребенка с ТНР и ЗПР»
  3.  Семинар-практикум «Нейропсихологические приемы в работе воспитателя с детьми с ОВЗ»

Предполагаемые темы практико-ориентированных семинаров и тренингов для педагогов

  1. Тренинговое занятие «Родители «особенных детей». Практикум эффективного взаимодействия» (приложение 2)
  2. Семинар-практикум «Игровые технологии в работе  с детьми с ОВЗ»
  3. Семинар-практикум «Образовательная кинезиология»
  4. Тренинговое занятие «Проблемное поведение ребенка. Как реагировать? Что делать?»
  5. Семинар-практикум «Приемы сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ОВЗ»
  6. Семинар-практикум «Как включить ребенка с ОВЗ в образовательный процесс»
  7. Тренинговое занятие «Воспитатель и ребенок. Барьеры в общении»
  8. Тренинговое занятие «Как сохранить себя. Эффективные приемы саморегуляции эмоционального состояния»
  9. Семинар-практикум «Особенности развития игровых навыков у детей с ОВЗ»
  10. Семинар-практикум «Подвижные игры в развитии детей с ОВЗ»

  1. Описание используемых методик и технологий

Используемый в программе психологический и психолого-педагогический инструментарий:

  • дискуссии, практико-ориентированые семинары и вебинары, посвященные вопросам психофизического развития ребенка, организации развивающей среды, гармонизации эмоционального состояния родителей (А.Валлон «Психическое развитие ребенка», Д.Айрес «Сенсорная интеграция», Е. Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы», М.В. Жигорева «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь», И.В. Ковалец «Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере», В.В.Бойко «Правила эмоционального поведения»);
  • методы сенсорной терапии (Д.Айрес «Сенсорная интеграция», У.Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге»);
  • техники игровой и детской телесно-ориентированной терапии (В.Эклслайн «Игровая терапия», Е.В.Богина «Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры», А.В.Семенович «Нейрокоррекция в детском возрасте»)

Используемые методики для отслеживания эффективности реализации программы:

  • нейропсихологическая диагностика Глозман Ж.М., Ахутиной Т.В. – позволяет оценить нейропсихологический профиль ребенка с ОВЗ
  • модифицированный опросник для родителей «Сенсорная интеграция» (К.С. Крановиц)

  1. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, педагогов)

Педагог-психолог

  • осуществляет методическую и организационную подготовку к занятиям;
  • обеспечивает психологическую безопасность участников программы;
  • модифицирует программу коррекционно-развивающих занятий, исходя из результатов диагностического обследования детей;
  • информирует родителей о результатах диагностического обследования ребенка;
  • разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов по организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях ДОУ и семьи

Родители:

  • проявляют активность в процессе семинаров-практикумов и вебинаров;
  • выполняют данные педагогом-психологом рекомендации по организации развивающей среды для ребенка в семье;
  • могут отказаться от участия в программе, или участия в отдельных семинарах и вебинарах

Педагоги:

  • проявляют активность в процессе семинаров-практикумов и тренинговых занятий;
  • стремятся применять полученный в ходе занятий опыт в профессиональной деятельности
  • могут отказаться от участия в программе, или участия в отдельных семинарах и тренингах

Дети

  • регулярно посещают занятия

Способы обеспечения гарантий прав участников программы

  • ведущий программы осуществляет свою деятельность, руководствуясь «Этическим кодексом психолога;
  • руководитель программы информирует участников (родителей и педагогов о цели работы, применяемых методах и способах получения информации;
  • в работе с детьми ведущий программы опирается на принцип учета реальных возможностей ребенка и принцип индивидуально-дифференцированного подход

  1. Характеристика ресурсов, необходимых для эффективной реализации программы

Наименование

Имеющиеся

Кадровое обеспечение

Педагог-психолог, имеющий соответствующую квалификацию

Перечень учебных и методических материалов

  • методическая литература по следующим направлениям: сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция, телесно-ориентированная и игровая терапия;
  • нейропсихологическая диагностика Глозман Ж.М., Ахутиной Т.В.;
  • метафорические карты «Мастер сказок», «ОН»

Требования к материально-технической оснащенности учреждения

  • кабинет, оборудованный для проведения групповых занятий (тренингов, семинаров, коррекционно-развивающих занятий);
  • кабинет для проведения консультаций;
  • материал для проведения коррекционно-развивающих занятий (фасоль, мяч, балансировочная доска, материалы различной фактуры и плотности,  том числе ткани, крупы, пластилин, глина, цветные карандаши);
  • информационный стенд;
  • раздаточный материал (канцелярские принадлежности, в том числе ручки, карандаши, листы бумаги формата А-3 и А-4,  пластилин).

Требования к информационной обеспеченности учреждения

Мультимедийное оборудование, в том числе компьютер с предустановленной программой ZOOM, проектор

  1.  Сроки и этапы реализации программы

  1. Подготовительный
  • комплексная нейропсихологическая диагностика детей с ОВЗ;
  • информирование  родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов о проведении в ДОУ программы «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»;
  • проведение индивидуальных встреч с родителями с целью их ознакомления с результатами диагностического обследования ребенка, формирование побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе абилитации;
  • проведение индивидуальных консультаций с педагогами с целью их ознакомления с рекомендациями, разработанными по результатам диагностического обследования детей с ОВЗ, формирование побудительных мотивов, заинтересованности педагогов в участии в процессе абилитации

Сроки реализации: сентябрь 2021 года.

  1. Основной
  • проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми;
  • проведение индивидуальных консультаций с родителями и педагогами, направленных на определение и проработку проблемных вопросов;
  • проведение практико-ориентированных семинаров и вебинаров для родителей;
  • проведение практико-ориентированных семинаров и тренингов для педагогов;
  • проведение совместных развивающих занятий для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья (для родителей детей старшего дошкольного возраста);
  • проведение индивидуальных встреч с родителями, направленных на закрепление результатов программы;

Сроки реализации: октябрь 2021 года – март 2022 года.

  1. Промежуточная диагностика
  • проведение промежуточной комплексной нейропсихологической диагностики детей с ОВЗ;
  • проведение консультативных бесед с родителями и педагогами для оценки результативности работы по программе

  1. Завершающий
  • проведение итоговой комплексной нейропсихологической диагностики детей с ОВЗ;
  • анкетирование родителей и педагогов;
  • составление аналитического отчета итогов реализации программы;
  • подведение итогов проведенной программы в формате круглого стола

Сроки реализации: апрель 2022 года.

Перспективный план на год

Месяц

Мероприятие

Цель

Сентябрь

Комплексная нейропсихологическая диагностика дошкольников с ОВЗ

Информирование  родителей и педагогов о проведение в ДОУ программы «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»

Анкетирование педагогов и родителей

определение нейропсихологического статуса ребенка, формирование групп

формирование рабочих групп

формирование

тематического плана практико-ориентированных семинаров и вебинаров, определение сенсорных дисфункций детей

Октябрь

Ноябрь

Индивидуальные консультации родителей и педагогов

ознакомление с рекомендациями, разработанными по результатам диагностики детей,

создание доверительного отношения, формирование побудительных мотивов, заинтересованности родителей и педагогов в участии в процессе абилитации

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми

нормализация мышечного тонуса, развитие крупной и мелкой моторики, развитие волевой регуляции

Практико-ориентированные семинары (вебинары) для родителей и педагогов

повышение родительской и профессиональной компетентности

Совместные развивающие занятия для детей и родителей

обучение родителей основным приемам и формам работы по развитию психических процессов и коррекции недостатков в развитии ребенка

Декабрь

Январь

Комплексная нейропсихологическая диагностика дошкольников с ОВЗ

определение промежуточных результатов работы по программе

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми

развитие пространственной ориентации, межполушарных связей, произвольной регуляции

Практико-ориентированные семинары (вебинары) для родителей и педагогов

повышение родительской и профессиональной компетентности

Совместные развивающие занятия для детей и родителей

обучение родителей основным приемам и формам работы по развитию психических процессов и коррекции недостатков в развитии ребенка

Февраль

Март

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми

развитие волевой регуляции, преодоление импульсивности поведения

Практико-ориентированные семинары (вебинары) для родителей и педагогов

повышение родительской и профессиональной компетентности

Апрель

 Итоговая нейропсихологическая диагностика

подведение итогов работы по программе

Организация круглого стола для педагогов и администрации ДОУ

  1. Ожидаемые результаты реализации программы

  • у детей повышается продуктивность деятельности и работоспособность;
  • у детей улучшается самоконтроль, снижается импульсивность поведения;
  • у детей развиваются пространственные представления, повышается концентрация внимания, улучшается память;
  • у детей формируются приемы тонкого анализа модально-специфической информации;
  • у родителей формируется опыт позитивного взаимодействия с ребенком, что способствует гармонизации детско-родительских отношений;
  • родители научаются основным приемам и формам работы по развитию психических процессов и коррекции недостатков в развитии ребенка;
  • повышается уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ

  1. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Внутренний контроль реализации программы осуществляет администрация МКДОУ По результатам итоговой диагностики педагогом-психологом представляются отчет.

  1. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные:

  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • создание условий для продуктивного взаимодействия родителей с педагогами и специалистами ДОУ;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • формирование у ребенка позитивной самооценки во взаимодействии со взрослым (родителем)

Количественные:

улучшение показателей по результатам нейропсихологического обследования:

  • произвольная регуляция поведения;
  • нейродинамические параметры психической деятельности;
  • зрительный, слуховой и пространственный гнозис;
  • кинестетический и пространственный праксис;
  • мнестические процессы и функции внимания;
  • интеллектуальные функции

Литература

  1. Айрис Д. Ребенок и сенсорная интеграция. – Теревинф, 2018, – 272 с.
  2. Баскаков В. Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. - СПб.: Питер, 2004. – 356 с.
  3. Богина Е.В. Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры. – М: Флинта, 2018. – 312 с.
  4. Валлон А. Психическое развитие ребенка.  – СПб.: Питер, 2001. – 386 с.
  5. Глозман Ж.М. Потанина В.Ю. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – М: Айрис-пресс, 2015. – 143 с.
  6. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М.: Академия, 2006. – 276 с.
  7. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. – Теренвиф, 2017. – 240 с.
  8. Колганова В.С. Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 400 с.
  9.  Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб: Речь, 2006. –  144 с.
  10.  Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.
  11.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. – 354 с.
  12.  Семенович А.В. Нейрокоррекция в детском возрасте. – Генезис, 2017. – 474 с.
  13.  Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М.: Генезис, 2002. – 276 с.
  14.  Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей - М., 2005. – 219 с.
  15.  Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000. – 389 с.
  16.  Экслайн В. Игровая терапия. – Издательство Института Психотерапии, 2007. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами

Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами...

Программа для логопункта в современных условиях для работы с дошкольниками с ОНР, ФФНР, ФНР, билингвизмом (дети инофоны).

Программа работы с детьми дошкольного возраста в условиях современного логопункта, в качестве дополнительного образования, содержит примерное планирование работы с ОНР, ФФНР, ФНР, билингвами (детьми и...

Методы психологической коррекции в работе с дошкольниками

Основной метод психологической коррекции в соответствии с ее главной целью в пространстве дошкольного детства может быть определен как развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Оценить эффективн...

Потенциал сенсорно-интегративной технологии в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Вданной статье рассмотрена эффективность полисенсорного подхода в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

Использование нейропсихологических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников

У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают многоступенчатые инструкции, элементы и пос...

Куклотерапия как форма психологической коррекции в работе с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

Проблема оказания эффективной коррекционно – реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна, как никогда.  А говоря о коррекции раннего детского аутизма, сто...