Модульная программа « Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»
рабочая программа по психологии (средняя, старшая группа)
Программа в рамках комлексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrokorrektsiya.docx | 64.36 КБ |
Предварительный просмотр:
|
|
Модульная программа «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»
Автор программы:
Милитенко Елена Сергеевна
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
г. Новосибирск 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение
1.1 Актуальность программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена……………………………………………………………...……….…….4
1.2 Новизна программы…………………………………………….…………………...……….…5
2. Цель и задачи программы……………………………………………………………….……….6
3. Вид программы…………………………………………………………...………………...…….6
4.Научные, методологические и методические основания программы…………………...……7
5. Описание участников программы……………………….....….…………………………….….7
6.Структура и содержание программы
6.1 Структурные компоненты программы …………………………………..………………..….8
6.2 Дидактические разделы…………………………………………………..…..………………...9
6.3 Тематическое планирование ……………………………………...…………………………...9
7. Описание используемых методик и технологий ……………..……………………...….......17
8.Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (родителей, детей, специалистов)…………………………….......………………………………18
9.Характеристика ресурсов, необходимых для эффективной реализации программы……………………………………………………………………..…………………...19
10. Сроки и этапы реализации программы………………………………..……………….……19 11.Ожидаемые результаты реализации программ………………………………………………22
12.Система организации внутреннего контроля за реализацией программы…………………22
13.Критерии оценки достижения планируемых результатов……………...………………..….22
14.Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения………………………………………………………………………………...……….22
Литература…………………………………………………………………………………..….….29
Модульная программа «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»
- Введение
- Актуальность программы, обоснованное описание проблемной ситуации, на решение которой она направлена
В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящей перед современной системой дошкольного образования является оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, ориентированной на создание условий для их полноценного развития.
Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер у таких детей приводит к различным функциональным нарушениям, таким как задержка психоречевого развития, повышенная двигательная активность, импульсивность поведения и низкий уровень саморегуляции. Однако вследствие пластичности мозга данные нарушения можно корректировать с использованием приемов нейропсихологической коррекции. Данная работа включает в себя растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, перекрестные телесные упражнения и упражнения для развития мелкой моторики рук, а также функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы и упражнения с правилами.
Немаловажным является и использование приемов сенсорно-интегративной терапии. Ведь нередко дети дошкольного возраста с такими диагнозами, как ЗПР, ЗРР, СДВГ испытывают трудности, связанные с переработкой сенсорной информации. Расстройство сенсорной интеграции обычно бывает связано с нарушением обработки мозгом поступающих от органов чувств сенсорных стимулов.
Основоположник сенсорной интеграции Дж. Айрис отмечает, что впечатления собственного тела – тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. При различных нарушениях (повышенная и пониженная сенсорная чувствительность, а также сенсорный поиск) упорядочивание ощущений может быть затруднено, что в свою очередь влечет за собой негативные поведенческие проявления, задержку психофизического и психоречевого развития.
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, так как зачастую дети испытывают дефицит целенаправленной двигательной активности, из-за чего их мозг не получает достаточно информации, и они плохо «чувствуют» свое тело в пространстве. Двигательную активность, лежащую в основе формирования сенсорной интеграции, нередко заменяют телевизор и гаджеты. Именно поэтому для улучшения сенсорного развития ребенка, посещающего ДОУ, необходимо своевременно выявлять сенсорные дисфункции и создавать условия, способствующие их преодолению.
При этом важно понимать, что комплексная психолого-педагогическая помощь таким детям невозможна без взаимодействия с семьей и педагогами, что обуславливает необходимость их включения в коррекционно-образовательный процесс. Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов ДОУ, а также расширение представлений родителей о способах взаимодействия с ребенком, построенное на принципах игровой педагогики, является неотъемлемой частью работы по оказанию помощи ребенку с сенсорными дисфункциями. Данные направления в свою очередь способствуют повышению эффективности коррекционных мероприятий и достижению положительной динамики в развитии детей с сенсорными нарушениями.
1.2 Новизна программы
Данная программа является одним из блоков комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемого в ОУ. Ее новизна заключается в том, что она обеспечивает системный подход, так как включает в себя работу со всеми участниками образовательных отношений. Коррекционные занятия с детьми используются приемы сенсомоторной коррекции и игровые упражнения в рамках метода замещающего онтогенеза, а также методы когнитивной коррекции и формирующего обучения, направленные на совершенствование моторики, стимуляцию познавательной активности, коррекцию и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
Работа с педагогами и родителями осуществляется через проведение тренинговых занятий, проблемно-ориентированных семинаров и вебинаров, индивидуальных и семейных консультаций, направленных на повышение уровня профессиональной и родительской компетентности, которые обеспечивают нацеленность всех участников образовательных отношений на результат и их активное включение в образовательный и коррекционный процесс.
В качестве основных технологий в работе с родителями и педагогами используются: кейс – технологии, основным достоинством которых является их гибкость и вариативность, способствующая развитию у участников креативности и возможности соотносить теоритические знания с практикой, а также технологии проблемного диалога, позволяющие через специально организованный диалог создать условия для творческого усвоения знаний.
Важно отметить, что работа с семьей в рамках консультационной практики наряду с информированием по проблематике сенсорной интеграции, также ориентирована и на гармонизацию детско-родительских отношений. Создание общего игрового пространства с ребенком, которое реализуется на основе активного включения родителя в игровой процесс, способствует созданию эмоционально-положительного фона и укреплению привязанности. Предлагаемые родителю игровые упражнения включают в себя приемы телесной терапии и ориентированы на тактильный контакт ребенка и родителя, которого зачастую не хватает детям, что позволяет родителю вовлечь ребенка в коррекционный процесс, делая его интересным и вместе с тем эффективным.
В работе с педагогами особое внимание уделено формированию представлений о способах работы с детьми с сенсорными нарушениями, а также преодолению трудностей по включению таких детей в непосредственно образовательную деятельность.
- Цель и задачи программы
Цель: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
- обеспечить формирование у детей приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной, зрительной, слуховой);
- стимулировать у детей регуляцию и нормализацию мышечного тонуса с помощью растяжек и реципрокных упражнений;
- развивать у детей крупную и мелкую моторику;
- способствовать развитию у детей когнитивной сферы (внимания, памяти, мышления);
- способствовать повышению у детей уровня саморегуляции и преодолению импульсивности в поведении;
- научить родителей основным приемам и формам работы по развитию психических процессов и коррекции недостатков в развитии ребенка;
- способствовать гармонизации детско-родительских отношений;
- повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ
- Вид программы
Программа «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ» относится к модульным коррекционно-развивающим программам и включает в себя три взаимодополняющих направления: коррекционно-развивающую работу с детьми, повышение профессиональной компетентности педагогов, способствующее включению их в единый коррекционно-развивающий процесс, и просветительскую работу с родителями, ориентированную на повышение их психолого-педагогической компетентности, а также гармонизацию детско-родительских отношений.
Работа по программе делится на четыре блока
Первый блок ориентирован на коррекционно-развивающую работу с детьми.
На первом этапе проводится комплексная нейропсихологическая диагностика ребенка, результаты которой учитываются при корректировке программы нейрокоррекционных занятий. На втором этапе проводятся коррекционно-развивающие занятия. Они могут проводиться, как в группе (не более 5 человек), так и индивидуально. В зависимости от выявленных по результатам диагностики дефицитов развития может быть усилен один из блоков занятий.
Итоговая диагностика проводится по окончанию цикла занятий.
Второй блок ориентирован на работу с родителями.
На первом этапе психолог знакомит родителей с результатами диагностического обследования ребенка, акцентируя внимание на гибкости детской психики и ее компенсаторных возможностях, и подчеркивая важность проведения реабилитационных мероприятий. Консультативная работа предполагает формирование доверительного отношения к специалисту, которое способствует развитию у родителей побудительных мотивов и заинтересованности в участии в процессе реабилитации ребенка. Вырабатывается общий план взаимодействия родителей и специалистов по реализации коррекционно-развивающей программы, разработанной с учетом рекомендаций ТПМПК и диагностического обследования ребенка, обсуждается график посещения занятий ребенком.
В данный блок (работа психолога) включены как индивидуальные, так и семейные консультации, которые позволяют сформировать готовность к принятию помощи и обозначить ряд проблемных тем, на которых будет строиться дальнейшая консультативная работа.
Важно отметить, что консультации могут проводиться, как очно, так и дистанционно, с использованием современных технических средств (Skype, Watsapp). При необходимости могут проводиться телефонные консультации.
На втором этапе психологом проводятся практико-ориентированные семинары и вебинары, направленные на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
На третьем этапе проводятся совместные занятия родителя и ребенка, которые представляют собой комплекс игровых и двигательных упражнений. Данные занятия способствуют формированию конструктивных навыков взаимодействия в детско-родительской паре, стимулируют актуализацию позитивного эмоционального опыта и помогают ребенку преодолеть проблемы в развитии ребенка.
.
При работе в дистанционном формате родителю даются подробные рекомендации по проведению игровых занятий с ребенком. Консультативная помощь родителю оказывается с помощью современных технических средств (Skype, Watsapp).
Третий блок направлен на работу с педагогами.
Для педагогов проводятся практико-ориентированные семинары и тренинги, направленные на повышение уровня профессиональной компетентности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Также в течение учебного года педагогам оказывается консультативная помощь, ориентированная на создание единой коррекционно-развивающей среды для ребенка в совместной деятельности с педагогами ДОУ.
- Научные, методотологические и методические основания программы
В основе программы лежат следующие методологические и методические идеи и теории:
- метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович);
- методы формирующего обучения (Л.С. Цветкова);
- методы игровой и детской телесно-ориентированной терапии (В. Экслайн, Г.Л. Лэндрет, Н.А. Бернштейн);
- проективные и арт-методы (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, И.В. Вачков, Т.Ю. Колошина);
- методы сенсорной интеграции (Д. Айрес)
Общенаучный уровень методологии составляет системно-деятельностный подход; гуманистический подход, который предусматривает понимание и восприятие человека как ценности, создание условий для его свободного развития; комплексный подход.
- Описание участников программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, их родителей и педагогов ДОУ
Количественный состав групп:
- оптимальное количество участников для нейрокоррекционных занятий – 2–5 человек;
- оптимальное количество участников при проведении тренинговых занятий (для педагогов) – 12 человек;
- оптимальное количество участников при проведении практико-ориентированных семинаров (для педагогов и родителей) – 15 человек
Эффективность деятельности таких групп определяется не только приемлемой плотностью взаимодействия, но и возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны специалиста.
При проведении вебинаров количество участников не ограничено.
Качественный состав групп: при комплектовании группы для блока коррекционно-развивающих занятий учитываются результаты предварительной нейропсихологической диагностики ребенка.
- Структура и содержание программы
6.1 Структурные компоненты программы
Этапы реализации программы
- Подготовительный
- Диагностический
- Основной
- Завершающий
Формы работы – диагностика, коррекционно-развивающие занятия, тренинговые занятия, практико-ориентированные семинары, вебинары
Количество занятий
- с детьми – 24 занятия по 30 минут;
- с родителями (семинары и вебинары) – 6 занятий;
- коррекционно-обучающие занятия для родителя и ребенка – для каждой детско-родительской пары по 2-3 занятия;
- с педагогами (семинары и тренинги) – 6 занятий
Частота встреч
- коррекционно-развивающие занятия – 1-2 раза в неделю;
- занятия с родителями и педагогами – 1 раз в месяц
Структурные компоненты занятий
Коррекционно-развивающие занятия проводятся по следующей структуре:
- разминка – направлена на формирование положительного настроя на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы;
- основная часть (дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения, упражнения двигательного репертуара, игровые упражнения с элементами сенсорной интеграции, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и пространственной ориентации, упражнения на развитие произвольности поведения) – направлена на улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга, нормализацию гипер- и гипотонуса мышц, формирование базовых сенсомоторных взаимодействий, развитие межполушарных связей, пространственной ориентации и волевой регуляции поведения;
- заключительная часть (упражнения на совместное взаимодействие) – направлена на формирование навыка взаимодействия в группе
Коррекционно-обучающие занятия для родителей и детей проводятся по следующей структуре:
- разминка (психогимнастика, пальчиковые игры) – направлена на то, чтобы активизировать ребенка и создать у него положительный настрой на дальнейшую работу
- основное содержание занятия – включает в себя использование различных игровых и двигательных упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (в том числе с использованием приемов сенсорной интеграции) и актуализацию позитивного эмоционального опыта в паре родитель–ребенок
- рефлексия занятия – направлено на эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо, почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали)
6.2 Дидактические разделы
Раздел I: коррекционно-развивающие занятия для детей
Раздел II: коррекционно-обучающие занятия для родителей и детей
Гармонизация детско-родительских отношений. Обучение приемам сенсорной интеграции и нейрокоррекции.
Раздел III: практико-ориентированные семинары и вебинары для родителей
Психологическое просвещение родителей по вопросам особенностей психофизического развития детей с ТНР и ЗПР. Организация развивающей среды для ребенка в семье. Особенности взаимодействия с ребенком с ОВЗ. Гармонизация детско-родительских отношений.
Раздел IV: практико-ориентированные семинары и тренинговые занятия для педагогов
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам особенностей психофизического развития детей с ТНР и ЗПР. Эмоциональная и личностная готовность к работе с детьми с ОВЗ. Приемы сенсорной интеграции и нейрокоррекции в работе с детьми с ОВЗ. Эффективная коммуникация с родителями. Профилактика эмоционального выгорания.
6.3 Тематическое планирование программы «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»
Коррекционно-развивающие занятия с детьми
№ занятия | Этап занятия | Используемые методики и упражнения |
Коррекция нарушений 1-го функционального блока мозга | ||
1 |
| пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» |
|
| |
| упражнение «Башня из кулачков» | |
2 |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Рисуем вместе» | |
3 |
| пальчиковая гимнастика «Замок» |
|
| |
| упражнение «Собираем пазлы» | |
4 |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Хоровод» | |
5 |
| пальчиковая гимнастика «Прогулка» |
|
| |
| упражнение «Паровозик» | |
6 |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Путаница» | |
7 |
| пальчиковая гимнастика «Белка» |
|
| |
| упражнение «Волшебные картинки» | |
8 (приложение 3) |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Путаница» | |
Коррекция нарушений 2-го функционального блока мозга | ||
9 |
| пальчиковая гимнастика «Белка» |
|
| |
| Упражнение «Делай, как я» | |
10 |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Делаем вместе» | |
11 |
| пальчиковая гимнастика «Подарки» |
|
| |
| упражнение «Строим башню из кубиков» | |
12 |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Шторм» | |
13 |
| пальчиковая гимнастика «Смелый капитан» |
|
| |
| упражнение «Делай, как я» | |
14 |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Головомяч» | |
15 (приложение 4) |
| пальчиковая гимнастика «Весна» |
|
| |
| упражнение «Общий рисунок» | |
16 |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Гномики» | |
Коррекция нарушений 3-го функционального блока мозга | ||
17 |
| пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» |
|
| |
| упражнение «Рисуем всей группой» | |
18 |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Путаница» | |
19 |
| пальчиковая гимнастика «Семья» |
|
| |
| упражнение «Газета» | |
20 (приложение 5) |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Стоим башню из кубиков» | |
21 |
| пальчиковая гимнастика «Апельсин» |
|
| |
| упражнение «Башня из кулачков» | |
22 |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Клеевой дождик» | |
23 |
| пальчиковая гимнастика «Елочка» |
|
| |
| упражнение «Рисуем всей группой» | |
24 |
| пальчиковый массаж (с помощью массажных мячиков) |
|
| |
| упражнение «Шторм» |
Занятия с детско-родительской парой (2-3 занятия по 30 минут).
Занятия составлены для работы с детьми дошкольного возраста следующих категорий – дети с ТНР, ЗПР.
Примерные упражнения для совместных занятий детей и родителей (упражнения, выделенные курсивом, проводятся непосредственно на занятиях, другие выступают в качестве рекомендаций для родителя)
| При низкой сенсорной чувствительности (гипофункции) | При высокой сенсорной чувствительности (гиперфункции) |
Вестибулярная дисфункция | Игры, способствующие развитию вестибулярной системы:
|
|
Проприоцептивная дисфункция | Игровые упражнения, способствующие развитию кинестетического восприятия:
| Практический опыт работы с детьми показывает, что в области кинестетического восприятия встречается, по всей видимости, только пониженная чувствительность с переходом к разным вариантам нормы. |
Тактильная дисфункция | Игры, способствующие развитию тактильного восприятия:
Также рекомендовано:
| Рекомендации для родителей:
|
Также в своей работе с родителями и детьми я использую игры на осознание ребенком своих границ («я – не я», «мой мир») и формирование навыков конструктивного взаимодействия («два королевства», «базарный день»).
Описание некоторых игровых упражнений представлено в приложение 4.
Важно отметить, что коррекция внимания, памяти, мышления, пространственных представлений и мелкой моторики также может быть организована через игровую деятельность. И этому принципу организации коррекционной деятельности я обучаю родителей на совместных занятиях с детьми, предлагая им «обыгрывать» развивающие задания.
Так, например, графический диктант можно представить, как «мы ищем клад» (что мы найдем?), или «маршрут, по которому шел Карлсон, чтобы попасть к Малышу» и так далее.
А задания на развитие внимания – «запомни и повтори последовательность движений» можно обыграть как «нужно передать с помощью телесного шифра какое-то послание».
Вариантов может быть очень много. Все зависит от воображения родителя и его готовности организовывать для ребенка игровое пространство, стимулируя тем самым его развитие.
Занятия для родителей
Практико-ориентированные семинары и вебинары (6 занятий)
Включает в себя обязательные темы (3 занятия) и темы, которые определяются на основании результатов анкетирования, проводимого перед началом реализации программы (3 занятия).
Обязательные темы практико-ориентированных семинаров и вебинаров
- Особенности психофизического развития ребенка с ТНР и ЗПР
- Особенности взаимодействия родителя и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития.
- Организация развивающего пространства для ребенка в семье
Предполагаемые темы практико-ориентированных семинаров и вебинаров для родителей
- Раз, два, три, четыре, пять. Я зову тебя играть (взаимодействие с ребенком через игру) (приложение 1)
- Раннее развитие ребенка. Плюсы и минусы.
- Развитие речи ребенка в семье
- Детские капризы
- Что делать если… (практико-ориентированный семинар по запросам участников группы, рассматриваются способы взаимодействия с ребенком и родительские реакции на проблемное поведение ребенка)
- Сенситивные периоды в развитии ребенка
- Роль семьи в формировании эмоционального благополучия ребенка.
- «Когда совсем не осталось сил». Профилактика эмоционального выгорания родителей
- Образовательная кинезиология
- Дошкольник и гаджеты: как найти компромисс? (приложение 8)
Предложенные занятия могут проводиться, как в очной форме (семинар-практикум), так и в дистанционном формате (вебинар)
Занятия для педагогов
Включает в себя обязательные темы (3 занятия) и темы, которые определяются на основании результатов анкетирования, проводимого перед началом реализации программы (3 занятия).
Обязательные темы практико-ориентированных семинаров и тренингов
- Тренинговое занятие «Особенный ребенок»
- Семинар-практикум «Особенности психофизического развития ребенка с ТНР и ЗПР»
- Семинар-практикум «Нейропсихологические приемы в работе воспитателя с детьми с ОВЗ»
Предполагаемые темы практико-ориентированных семинаров и тренингов для педагогов
- Тренинговое занятие «Родители «особенных детей». Практикум эффективного взаимодействия» (приложение 2)
- Семинар-практикум «Игровые технологии в работе с детьми с ОВЗ»
- Семинар-практикум «Образовательная кинезиология»
- Тренинговое занятие «Проблемное поведение ребенка. Как реагировать? Что делать?»
- Семинар-практикум «Приемы сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ОВЗ»
- Семинар-практикум «Как включить ребенка с ОВЗ в образовательный процесс»
- Тренинговое занятие «Воспитатель и ребенок. Барьеры в общении»
- Тренинговое занятие «Как сохранить себя. Эффективные приемы саморегуляции эмоционального состояния»
- Семинар-практикум «Особенности развития игровых навыков у детей с ОВЗ»
- Семинар-практикум «Подвижные игры в развитии детей с ОВЗ»
- Описание используемых методик и технологий
Используемый в программе психологический и психолого-педагогический инструментарий:
- дискуссии, практико-ориентированые семинары и вебинары, посвященные вопросам психофизического развития ребенка, организации развивающей среды, гармонизации эмоционального состояния родителей (А.Валлон «Психическое развитие ребенка», Д.Айрес «Сенсорная интеграция», Е. Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы», М.В. Жигорева «Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь», И.В. Ковалец «Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере», В.В.Бойко «Правила эмоционального поведения»);
- методы сенсорной терапии (Д.Айрес «Сенсорная интеграция», У.Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге»);
- техники игровой и детской телесно-ориентированной терапии (В.Эклслайн «Игровая терапия», Е.В.Богина «Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры», А.В.Семенович «Нейрокоррекция в детском возрасте»)
Используемые методики для отслеживания эффективности реализации программы:
- нейропсихологическая диагностика Глозман Ж.М., Ахутиной Т.В. – позволяет оценить нейропсихологический профиль ребенка с ОВЗ
- модифицированный опросник для родителей «Сенсорная интеграция» (К.С. Крановиц)
- Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, педагогов)
Педагог-психолог
- осуществляет методическую и организационную подготовку к занятиям;
- обеспечивает психологическую безопасность участников программы;
- модифицирует программу коррекционно-развивающих занятий, исходя из результатов диагностического обследования детей;
- информирует родителей о результатах диагностического обследования ребенка;
- разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов по организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях ДОУ и семьи
Родители:
- проявляют активность в процессе семинаров-практикумов и вебинаров;
- выполняют данные педагогом-психологом рекомендации по организации развивающей среды для ребенка в семье;
- могут отказаться от участия в программе, или участия в отдельных семинарах и вебинарах
Педагоги:
- проявляют активность в процессе семинаров-практикумов и тренинговых занятий;
- стремятся применять полученный в ходе занятий опыт в профессиональной деятельности
- могут отказаться от участия в программе, или участия в отдельных семинарах и тренингах
Дети
- регулярно посещают занятия
Способы обеспечения гарантий прав участников программы
- ведущий программы осуществляет свою деятельность, руководствуясь «Этическим кодексом психолога;
- руководитель программы информирует участников (родителей и педагогов о цели работы, применяемых методах и способах получения информации;
- в работе с детьми ведущий программы опирается на принцип учета реальных возможностей ребенка и принцип индивидуально-дифференцированного подход
- Характеристика ресурсов, необходимых для эффективной реализации программы
Наименование | Имеющиеся |
Кадровое обеспечение | Педагог-психолог, имеющий соответствующую квалификацию |
Перечень учебных и методических материалов |
|
Требования к материально-технической оснащенности учреждения |
|
Требования к информационной обеспеченности учреждения | Мультимедийное оборудование, в том числе компьютер с предустановленной программой ZOOM, проектор |
- Сроки и этапы реализации программы
- Подготовительный
- комплексная нейропсихологическая диагностика детей с ОВЗ;
- информирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогов о проведении в ДОУ программы «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ»;
- проведение индивидуальных встреч с родителями с целью их ознакомления с результатами диагностического обследования ребенка, формирование побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе абилитации;
- проведение индивидуальных консультаций с педагогами с целью их ознакомления с рекомендациями, разработанными по результатам диагностического обследования детей с ОВЗ, формирование побудительных мотивов, заинтересованности педагогов в участии в процессе абилитации
Сроки реализации: сентябрь 2021 года.
- Основной
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми;
- проведение индивидуальных консультаций с родителями и педагогами, направленных на определение и проработку проблемных вопросов;
- проведение практико-ориентированных семинаров и вебинаров для родителей;
- проведение практико-ориентированных семинаров и тренингов для педагогов;
- проведение совместных развивающих занятий для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья (для родителей детей старшего дошкольного возраста);
- проведение индивидуальных встреч с родителями, направленных на закрепление результатов программы;
Сроки реализации: октябрь 2021 года – март 2022 года.
- Промежуточная диагностика
- проведение промежуточной комплексной нейропсихологической диагностики детей с ОВЗ;
- проведение консультативных бесед с родителями и педагогами для оценки результативности работы по программе
- Завершающий
- проведение итоговой комплексной нейропсихологической диагностики детей с ОВЗ;
- анкетирование родителей и педагогов;
- составление аналитического отчета итогов реализации программы;
- подведение итогов проведенной программы в формате круглого стола
Сроки реализации: апрель 2022 года.
Перспективный план на год
Месяц | Мероприятие | Цель |
Сентябрь | Комплексная нейропсихологическая диагностика дошкольников с ОВЗ Информирование родителей и педагогов о проведение в ДОУ программы «Нейропсихологическая и сенсорно-интегративная коррекция в работе с дошкольниками с ОВЗ» Анкетирование педагогов и родителей | определение нейропсихологического статуса ребенка, формирование групп формирование рабочих групп формирование тематического плана практико-ориентированных семинаров и вебинаров, определение сенсорных дисфункций детей |
Октябрь Ноябрь | Индивидуальные консультации родителей и педагогов | ознакомление с рекомендациями, разработанными по результатам диагностики детей, создание доверительного отношения, формирование побудительных мотивов, заинтересованности родителей и педагогов в участии в процессе абилитации |
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми | нормализация мышечного тонуса, развитие крупной и мелкой моторики, развитие волевой регуляции | |
Практико-ориентированные семинары (вебинары) для родителей и педагогов | повышение родительской и профессиональной компетентности | |
Совместные развивающие занятия для детей и родителей | обучение родителей основным приемам и формам работы по развитию психических процессов и коррекции недостатков в развитии ребенка | |
Декабрь Январь | Комплексная нейропсихологическая диагностика дошкольников с ОВЗ | определение промежуточных результатов работы по программе |
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми | развитие пространственной ориентации, межполушарных связей, произвольной регуляции | |
Практико-ориентированные семинары (вебинары) для родителей и педагогов | повышение родительской и профессиональной компетентности | |
Совместные развивающие занятия для детей и родителей | обучение родителей основным приемам и формам работы по развитию психических процессов и коррекции недостатков в развитии ребенка | |
Февраль Март | Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми | развитие волевой регуляции, преодоление импульсивности поведения |
Практико-ориентированные семинары (вебинары) для родителей и педагогов | повышение родительской и профессиональной компетентности | |
Апрель | Итоговая нейропсихологическая диагностика | подведение итогов работы по программе |
Организация круглого стола для педагогов и администрации ДОУ |
- Ожидаемые результаты реализации программы
- у детей повышается продуктивность деятельности и работоспособность;
- у детей улучшается самоконтроль, снижается импульсивность поведения;
- у детей развиваются пространственные представления, повышается концентрация внимания, улучшается память;
- у детей формируются приемы тонкого анализа модально-специфической информации;
- у родителей формируется опыт позитивного взаимодействия с ребенком, что способствует гармонизации детско-родительских отношений;
- родители научаются основным приемам и формам работы по развитию психических процессов и коррекции недостатков в развитии ребенка;
- повышается уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ
- Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Внутренний контроль реализации программы осуществляет администрация МКДОУ По результатам итоговой диагностики педагогом-психологом представляются отчет.
- Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные:
- гармонизация детско-родительских отношений;
- повышение педагогической культуры родителей;
- создание условий для продуктивного взаимодействия родителей с педагогами и специалистами ДОУ;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- формирование у ребенка позитивной самооценки во взаимодействии со взрослым (родителем)
Количественные:
улучшение показателей по результатам нейропсихологического обследования:
- произвольная регуляция поведения;
- нейродинамические параметры психической деятельности;
- зрительный, слуховой и пространственный гнозис;
- кинестетический и пространственный праксис;
- мнестические процессы и функции внимания;
- интеллектуальные функции
Литература
- Айрис Д. Ребенок и сенсорная интеграция. – Теревинф, 2018, – 272 с.
- Баскаков В. Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. - СПб.: Питер, 2004. – 356 с.
- Богина Е.В. Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры. – М: Флинта, 2018. – 312 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001. – 386 с.
- Глозман Ж.М. Потанина В.Ю. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – М: Айрис-пресс, 2015. – 143 с.
- Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М.: Академия, 2006. – 276 с.
- Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. – Теренвиф, 2017. – 240 с.
- Колганова В.С. Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 400 с.
- Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб: Речь, 2006. – 144 с.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком.– М.: Теревинф, 2004.– 240 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001. – 354 с.
- Семенович А.В. Нейрокоррекция в детском возрасте. – Генезис, 2017. – 474 с.
- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М.: Генезис, 2002. – 276 с.
- Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей - М., 2005. – 219 с.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000. – 389 с.
- Экслайн В. Игровая терапия. – Издательство Института Психотерапии, 2007. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами
Рекомендации по педагогической коррекции в работе с дошкольниками, страдающими нервно-психическими расстройствами...
Программа для логопункта в современных условиях для работы с дошкольниками с ОНР, ФФНР, ФНР, билингвизмом (дети инофоны).
Программа работы с детьми дошкольного возраста в условиях современного логопункта, в качестве дополнительного образования, содержит примерное планирование работы с ОНР, ФФНР, ФНР, билингвами (детьми и...
Методы психологической коррекции в работе с дошкольниками
Основной метод психологической коррекции в соответствии с ее главной целью в пространстве дошкольного детства может быть определен как развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Оценить эффективн...
Потенциал сенсорно-интегративной технологии в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
Вданной статье рассмотрена эффективность полисенсорного подхода в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Использование метода сенсорно-интегративной логотерапиии в коррекционной работе с детьми с ЗПР и ТНР"
консультация для педагогов...
Использование нейропсихологических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников
У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают многоступенчатые инструкции, элементы и пос...
Куклотерапия как форма психологической коррекции в работе с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
Проблема оказания эффективной коррекционно – реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна, как никогда. А говоря о коррекции раннего детского аутизма, сто...