Методические рекомендации для педагогов по вовлечению родителей в деятельность ДОО в дистанционном формате
материал по психологии

Иванова Ольга Валерьевна

Методические рекомендации содержат описание дистанционных средств взаимодействия с семьями обучающихся, условий эффективного использования цифровых технологий для формирования готовности к социальному партнерству, а также полезные ссылки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._rekomendatsii_po_vovlecheniyu.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов по вовлечению родителей в деятельность ДОО в дистанционном формате

Проблема сотрудничества образовательных организаций с семьями обучающихся не теряет своей актуальности на протяжении долгого периода времени. Несмотря на то, что именно эти социальные институты являются самыми значимыми в жизни подрастающего поколения и имеют в конечном итоге единую цель – обеспечение условий для полноценного развития и социализации ребенка – между ними зачастую возникает недопонимание. Конфликтные ситуации и недоверие между родителями и педагогами могут появляться по разным причинам: отсутствие необходимой информации друг о друге, низкая компетентность, занятость обеих сторон. Однообразие форм взаимодействия, их традиционность, устаревание также снижают заинтересованность в сотрудничестве между участниками образовательных отношений. В последнее время социальному партнерству как одной из форм взаимодействия образовательной организации и семьи уделяется особое внимание.

Высокую результативность в работе по формированию готовности к социальному партнерству можно обеспечить за счет выбора оптимальных средств. На сегодняшний момент сложно представить различные сферы жизни (личную и профессиональную) без цифровых технологий. Эффективность обучения, общения, трудовой и других видов деятельности непосредственно связана с их использованием. А в период пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году Интернет-технологии стали практически единственным безопасным средством коммуникации. Общения между участниками образовательных отношений с помощью электронной почты, мессенджеров, ставшим уже традиционным, оказалось недостаточно. Вынужденная самоизоляция и необходимость продолжения осуществления образовательной деятельности подтолкнули педагогов дошкольных организаций к обновлению и освоению новых форм взаимодействия с семьями обучающихся.

С целью изучения запросов и ресурсов родителей в детском саду традиционно использовалась такая форма как анкетирование. С помощью цифровых технологий анкетный опрос можно видоизменить, сделать его более удобным: родители могут в нем участвовать в свое свободное время, в любом месте и с любого устройства, обобщение результатов для педагогов теперь не будет трудоемким. В информационном поле сети Интернет существует множество сервисов онлайн-опросов, в том числе бесплатных. С их помощью можно легко создавать разнообразные анкеты, распространять их по электронной почте, через сайт и социальные сети посредством размещения ссылки, экспортировать данные в различные форматы.

Следующей модернизированной формой работы с родителями является групповое и индивидуальное консультирование, организованное в формате видеоконференций. Проведение родительских собраний также становится более целесообразным в режиме видеосвязи.

Полезные ссылки, размещенные на официальном сайте образовательной организации или в родительских чатах мессенджеров, тоже являются хорошим подспорьем в работе с семьями. Например, ссылки на сайт растимдетей.рф, созданный в рамках инициативы национального проекта «Образование» – «Поддержка семей с детьми», а также на сайт «Я – родитель» помогут родителям обратиться за психолого-педагогической и методической помощью к квалифицированным специалистам, в том числе через онлайн-приемную.  

Рекомендации педагогов дошкольной организации для родителей могут быть представлены так называемыми чек-листами, конструкторы которых возможно найти в Интернет-сервисах. К пошаговым инструкциям можно обращаться в удобное время, пройдя по ссылке или самостоятельно распечатав их.

При неблагоприятной эпидемической обстановке показ открытых мероприятий с детьми, в том числе праздников и развлечений, организуется в прямом эфире или путем размещения видеороликов в Инстаграм. Такая форма также целесообразна при адаптации детей к условиям детского сада, когда присутствие родителей может вызвать нежелательные реакции (капризы, отвлекаемость ребенка или огорчение в случае отсутствия его родителя на мероприятии).

Дошкольники могут извлечь дополнительную выгоду от применения взрослыми цифровых технологий. Во время отсутствия из-за болезни или по иным причинам появилась возможность получать образовательные услуги дома: участвовать в занятиях, играх, виртуальных прогулках, организованных дошкольной образовательной организацией посредством сети Интернет. В этом случае сохраняется связь с ребенком, ему легче адаптироваться при возобновлении посещения детского сада, родители находятся в курсе того, чем живет группа.

Родителям можно предложить выступить в роли партнеров педагогов при организации образовательной деятельности, например, пригласить детей на онлайн-экскурсию на свое рабочее место, рассказать о профессии, ответить на интересующие вопросы, вместе «путешествовать»: показать группе детей, которую посещает ребенок, видеорепортаж с места его отдыха с семьей или «побывать» у него дома. Родители могут помочь в проведении утренней гимнастики, физкультурных развлечений, спортивных соревнований для детей совместно с воспитателями в режиме видеосвязи.

Участие детей вместе с родителями в онлайн-квестах, викторинах, созданных педагогами, помогает решать образовательные задачи, гармонизировать детско-родительские отношения, повышать информационную культуру всех участников. В сети Интернет имеются различные конструкторы, позволяющие самостоятельно создавать обучающие игры, в разработке которых могут помочь родители.

Эффективное использование цифровых технологий для формирования готовности к социальному партнерству невозможно без соблюдения следующих условий:

1. Оснащенность цифровыми устройствами, подключение к сети Интернет.

2. Наличие у педагогов и родителей определенной компетентности в области применения цифровых технологий.

3. Устойчивая мотивация к взаимодействию, в том числе посредством современных технологий.

Отсутствие у некоторых педагогов желания, а иногда и наличие сопротивления к освоению цифровых технологий может быть обусловлено психологическим барьером перед новизной, недостаточным уровнем владения цифровыми устройствами. Для стимулирования применения новых технологий необходимо выявить и устранить причины: организовать обучение персонала организации (познакомить с характеристиками технических средств, показать практические мастер-классы и т.д.).

От использования таких активных форм взаимодействия с применением цифровых технологий выигрывают все: дети испытывают гордость за своих родных, родители – удовлетворение от участия в социальной жизни ребенка, педагоги получают партнеров, а не пассивных зрителей-критиков.

Для достижения более высоких результатов в работе с родителями следует обеспечить системность в использовании и оптимальность выбора технологий для конкретного вида сотрудничества. Не стоит забывать о том, что однообразие средств и форм снижает уровень заинтересованности в активном участии. Также следует помнить, что использование цифровых технологий может разнообразить взаимодействие с родителями, но не заменить полностью личный контакт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в деятельность детского сада через детско-родительский клуб»

Ограничиваться только пропаган­дой педагогических знаний, которые родители погло­щают пассивно, сегодня нельзя. Именно поэтому в ка­честве одной из основных форм работы с семьями на­ших воспитанников ...

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционных занятий с детьми

В материале обозначены основные советы для проведения занятий с детьми дошкольного возраста в дистанционном формате....

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.

В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста.

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования, так как это новая, современная технология, позволяющая сделать обуче...

Буклет на тему: "Дистанционное образование в ДОУ" (методические рекомендации для педагогов)

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования....

Методические рекомендации для педагогов "Дистанционное образование в ДОУ"

Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педагогу дошкольного образования необходимо уметь открывать перед ребенком в окружающем мире всегда что-то новое, чтобы жизнь его заиграла перед ним всеми красками радуги. Надо оставлять всегда что-то...