Формирование мыслительных процессов
презентация к уроку по психологии (подготовительная группа)

Кобзарева Ирина Николаевна
Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 121» Автор: Кобзарева И. Н.

Слайд 2

Актуальность Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно- следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению .

Слайд 3

Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом помогут дидактические игры и упражнения, которые делают процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Слайд 4

Три вида мышления: Наглядно -действенное (познание с помощью манипулирования предметами) Наглядно – действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет . Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи .

Слайд 5

Наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений). На основании наглядно – действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно – образное, с 3,5- 4 лет, ведущее до 6- 6,5 лет. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

Слайд 6

Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Словесно – логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Слайд 7

Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста: Обобщение > Сравнение > Классификация > Способность рассуждать > Установление причинно-следственных связей > Понимание взаимозависимостей .

Слайд 8

Средства, развивающие логическое мышление (мыслительные процессы): Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации. Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях. Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности. Загадки. Задачи – шутки. Игры-головоломки. Игры с счетными палочками. Разгадывание ребусов. «Неправильные» сказки.

Слайд 9

Игры, направленные на развитие наглядно – действенного мышления . Достань шарики. Взрослый показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины, на дне лежат шарики. « В воду упали шарики, их надо достать ». Рядом лежат: Ложка, черпачок, вилка, палочка с колечком. Детям дается возможность попробовать все предметы и выбрать подходящий. При необходимости взрослый показывает действие с черпачком.

Слайд 10

Классификация . Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Слайд 11

КТО ЧТО ЛЮБИТ? Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

Слайд 12

Домашние, дикие животные и птицы. Попросите ребёнка найти изображение, какого либо животного. Спросите, где живет, к какой из 5 сюжетных карточек её можно присоединить. Предложите ребенку собрать все цепочки из карточек.

Слайд 13

Игры, развивающие наглядно – образное мышление Нарисуй целое. Взрослый раздает карточки с разрезным контуром и просит нарисовать целую картинку. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого просит найти свою картинку и снова нарисовать.

Слайд 14

«Угадай по описанию» Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный. « Веселая логика » Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет. « Четвертый лишний » Цель: Развивать наглядно-образное мышление, умственные операции анализа и обобщения. Ребенку показывается карточка с изображением четырех предметов, он должен определить какой предмет лишний и обосновать свой ответ.

Слайд 15

Кто кем будет Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето...

Слайд 20

Заключение Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями. Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр и упражнений повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция высших мыслительных процессов через обучение работе с бисером. Формирование эстетических эталонов и художественного вкуса.

Статья о бисероплетение, как инструменте для развития мелкой моторики и художественного вкуса. Содержит песпективный план работы на два года обучения...

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой

Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

Статья "Логические блоки Дьеныша как средство развития мыслительных процессов"

Блоки Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития , и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения....

Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР

Речь является чрезвычайно сложной тонкой и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова: «высший регулятор человеческого поведени...

деятельность родителей, направленная на развитие мыслительных процессов.

Деятельность родителей, направленная на развитие речи, мыслительных процессовК третьему году жизни при правильной педагогической работе ребенок уже достаточно хорошо ориентируется в ближайшем окружени...

Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"

В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...