Роль отцов в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
статья по психологии

Сидорова Татьяна Владимировна

В статье можно познакоимиться  с реализацией  проекта «Папа-воспитатель» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_statya.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ОТЦОВ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   

  Татьяна Владимировна Сидорова,  педагог-психолог, МБОУ СОШ № 6

  

       Всем известна проблема вовлечения отцов в воспитательно-образовательный процесс.  В нашем дошкольном учреждении мы решили уделить ей особое внимание. Было проведено анкетирование, опрос отцов и выявлены основные трудности. В течение года нами был разработан  и осуществлялся проект «Папа-воспитатель». Он включил в себя ряд мероприятий: семинар для отцов, психологические тренинги, консультации, конкурсы по совместному творчеству отцов и детей, праздники, в которых активными участниками были мужчины, а также первичное и итоговое анкетирование.

       Психологические тренинги для отцов были посвящены вопросам гендерного воспитания дошкольников и особой роли отцов в этом процессе.

       Система образования в России недостаточно учитывает гендерные особенности детей. Нормы подвижности у мальчиков и девочек не соответствуют друг другу, предпочтительное время приема пищи, и ее ассортимент – различны, что ни как не отражается в режиме дня дошкольников. Различными должны быть содержание и   стиль воспитания.

       В период дошкольного детства особенно важно педагогам и родителям понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

       В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении  подвергаются исключительно женскому влиянию.

       Феминизированная система образования, как в ДОУ (99% - педагогический и обслуживающий персонал в детских садах - женщины), так и в семье  (50% детей живут в семьях, где нет отцов) отрицательно сказывается на формировании личности ребенка, особенно это неприемлемо для мальчиков. Вот почему так важно участие отцов в воспитательном процессе. Папа – воспитывает, мама – ухаживает.

      Приглашая отцов воспитанников на наши мероприятия, мы были приятно удивлены их активности, отзывчивости, готовности во всем участвовать, внимательному отношению к вопросам воспитания детей.

      На психологических тренингах мы знакомили отцов с гендерными отличиями детей:

  • в физическом развитии и социальном поведении;
  •  в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
  •  в проявлении агрессии и т.д.

     Говорили о важности процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс.

Именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли:

  •  к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  •  в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

       Папы имели возможность поработать в командах «Папы мальчиков» и «Папы девочек».  Дискутировали и делали выводы по следующим вопросам: «Мальчики (девочки) - они какие?»;  «Чему папы могут научить …?»; «Как воспитывать мальчиков (девочек)?»  и т.д.

        Если говорить о воспитании девочек, то независимо от возраста, им требуется больше заботы. Для папы важно дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.              

  Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится.  Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, отец дает ей понять, что она ему не безразлична, что он о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Хорошо, если папы восхищаются ими!

  • Я тебя так люблю!
  • Ты у меня просто чудо, подарок судьбы!
  • Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю!
  • Ты украшаешь мою жизнь!

Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.

«...Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс».

«..Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей».

«...Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя, а мальчики технику».

«...Девочки ориентированы больше - на отношения между людьми».

     Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения не только с матерью, но и с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

     Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

     Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, отцы формируют её позитивную самооценку.

      Что же относительно воспитания мальчиков, папам важно проявлять свою любовь к ним через доверие и заботу.

     Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать сыну свободу и пространство делать все самостоятельно.

    Задача отцов  - проявить по отношению к сыну больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

   Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха, особенно если оно исходит от отца.

       Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить их мужское начало (разговаривать, не повышая тона, спокойно). Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок. Отцы должны разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность – например, разрешать плакать (т.е. разрешать быть естественными). Папы могут помочь мальчикам  организовывать режим дня и соблюдать дисциплину: это формирует его ответственность. Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу вместе с папой. Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия. Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.

       Мальчик - это посыл в будущее: его нужно воспринимать не только как сына, но и как будущего мужчину, защитника, главу семейства  и т.п.

       Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.  

      Целенаправленное  гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности в целом. И способствует проявлению у детей тех качеств, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
     Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей, и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

  1. Т.Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009.
  2. В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман  Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихология – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
  3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003.
  4. В.Д. Еремеева Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному, Самара: Издательство «Учебная литература» , 2005.
  5. Т.А. Репина  Проблема полоролевой социализации детей.  М.: Воронеж, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

               В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  гендерное  воспитание – процесс, направленн...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...

Роль отца в формировании личности детей дошкольного возраста

Роль отца в формировании личности детей  дошкольного возраста     В настоящее время проблема взаимоотношений отцов с детьми дошкольного возраста очень актуальна. В силу активн...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”

                             Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему...

О роли семьи в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста.

Статья о преобладающей роли семейного воспитания в гендерной социализации дошкольника....