Игры, направленные на формирование коммуникативной компетентности.
учебно-методический материал по психологии

Анищенко Наталья Владимировна

Игры, направленные на формирование когнитивного образа сверстника, направлены на понимание внешних особенностей, особенностей личности, интересы, предпочтения сверстников. Понимание детьми того, что наряду с различиями, у них много общего (эмоциональные переживания, особенности личности, предпочтения, интересы, способности и т. д.) способствует формированию чувствительности к сверстнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на формирование

коммуникативной компетентности.

Игры, направленные на формирование когнитивного образа сверстника, направлены на понимание внешних особенностей, особенностей личности, интересы, предпочтения сверстников. Понимание детьми того, что наряду с различиями, у них много общего (эмоциональные переживания, особенности личности, предпочтения, интересы, способности и т. д.) способствует формированию чувствительности к сверстнику.

Приведем описание некоторых игр:

«Радио»

Выбирается «диктор», который разыскивает потерявшегося ребенка. «Диктор» выбирает кого-то из участников, описывает его внешность и особенности. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Тот, кто угадал, становится «диктором».

«Зеркало эмоций»

Детям предлагается поиграть в «Зеркало», только с изображением определенного настроения: «Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны изображать то настроение, которое показывает ребенок.

«Волшебный чемоданчик»

(Е.О. Смирнова)

Дети садятся в круг, один из них – в середину, и ему предлагается представить, что у него в руках находиться «волшебный чемоданчик». Каждый сидящий в кругу должен придумать, что хочет или что нужно этому ребенку, и он дарит такой подарок. Сидящий в кругу принимает подарки, благодарит. В эту игру можно играть в кругу, когда каждый дарит по цепочке подарок своему соседу, тогда в конце игры у каждого в «чемоданчике» будет лежать подарок. Главная задача ребенка – угадать желание сверстника.

Игра «Закончи фразу: “Я думаю, со мной дружат, потому, что я…”»

Цель: учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения, формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать к добрым поступкам; дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

«Часы»

В игре участвует не менее шести человек. Взрослый говорит, что часы должны ходить слажено, не сбиваясь, и предлагает всем участникам побыть часами. Среди игроков выбирается ребенок, который встает в середину круга, одну руку вытягивает вперед, изображая стрелку. По кругу он поворачивается к каждому и говорит «Тик» или «Так». Все участвующие по очереди поднимают вначале правую, потом левую руку, затем опускается правая и левая. Правила игры: вначале поднимается правая, потом левая рука, руки не опускаются, пока нет сигнала; ждать именно своего сигнала: «тик» или «так»; кто нарушил правила, тот выходит из игры. Когда правила усвоены, темп игры убыстряется.

«Конструктор»

Один ребенок берет на себя роль «конструктора», остальные – роль «материала». «Конструктор» что-то придумывает или создает по условию, затем представляет свое изобретение (машину, поезд, робота и т. д.) и показывает, как действует созданная машина или механизм. Например вагоны «поезд должен ехать слаженно, не должны отцепляться и т. д.

«Телефон настроения»

Дети садятся в ряд. Взрослый говорит: «Ребята, вы все разговаривали по телефону. Когда он исправный, то вы слышите то, что вам говорят, а когда сломан, слышите неправильно. Давайте попробуем поиграть. Для этого все закрывают глаза, а первый в ряду загадывает какое-то настроение. Он «будит» соседа и показывает свое настроение. Сосед «будит» следующего, и так до конца цепочки. Последний называет настроение, которое ему показали. Если он называет правильно, то телефон можно считать исправным.

«Две страны»

(В.М. Холмогорова)

Детям предлагается следующее содержание игры: «Ребята, давайте поиграем в игру “Две страны”. Одна – “Страна Грусти”, там живут грустные жители, а в другой – “Стране Веселья” – живут веселые жители. Жители веселой страны должны переселить грустных жителей в свою страну, развеселив их».

«Магазин настроения»

Дети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит в «Магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом)». Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» его весельем, напугать, успокоить, рассказать что-то интересное, страшное и т. д.

Материалы из книги Гузелии Рифкатовны Хузеевой “Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников

Игры направленные на  формирования коммуникативных умений у дошкольников...

"Давайте, поиграем" игра как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание друг друга....

Игры и упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетентности дошкольников.

Игры и упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетентности дошкольников....

Консультация: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников»

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения ...

Консультация для педагогов « Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

      Потребность общения всегда была главной задачей в жизни человека. Входя во взаимоотношения с окружающими людьми, человек заявляет информацию о себе, а взамен принимает инте...

Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."

     Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...

Буклет "Игры, направленные на формирование коммуникативных умений"

Развитие коммуникативных навыков - это есть умение общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет, не бояться вступать в кон...