Мастер- класс Мандала
методическая разработка по психологии

Путилина Елена Викторовна

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в арт-терапии  в развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_art-terapii_mandala.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по арт-терапии «Мандала желаний».

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в арт-терапии  в развитии дошкольников.

Задачи:

  • дать определения  «мандала».
  • познакомить педагогов с приемом и техникой мандалы.
  • вызвать чувство эмоционального комфорта, снижение эмоционального напряжения.

Ход мастер-класса

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста.Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.  И особую роль в этом играют использование методов и приемов средствами арт-терапии.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. ars- искусство, греч. therapeia- лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия имеет две главные, основополагающие цели. С точки зрения искусства главное получать удовольствие от процесса, раскрыть творческий потенциал. С позиции психологии данная терапия призвана оказывать терапевтические действие, решать внутренние психологические проблемы, конфликты.

2.Основная часть.

        В своей работе с детьми, и взрослыми я успешно применяю такие арт-терапевтический метод как мандала– терапия.

Слайд 4

Мандала (Mandala) -  в переводе с санскрита «круг».

 У разных народов, в самых разных культурах мандала имеет особый сакральный смысл: часто её символическим отражением духовной, космической или психической гармонии, отмеченной присутствием божества. В психологическом смысле мандала – это карта внутреннего мира человека. Каждая деталь внутри мандалы символически значима. Очень полезно создавать мандалы (рисунок в круге). Они помогают расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Это способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, развитию интуиции и эмоционально-чувственного  мира, а в итоге – становлению гармонической личности.

Слайд 5

В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. В своей автобиографии «Воспоминания, сны и размышления»  он рассказал как впервые нарисовал мандалу, а спустя 2 года ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок  отражает его внутреннюю жизнь на данный момент. В конце концов, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.

Слайд 6

Во многих древних культурах особенно на Востоке, в культуре индусов, буддистов, мандала считается священной, а ее рисование используют для духовного развития и исцеления тела.

Изначально мандалы рисовали цветным песком, что до сих пор практикуют Тибетские Монахи, сегодня же мандалу рисуют, вышивают, выбивают на ткани и коже, изображают на песке, делают из витражей и вообще применяют почти все виды творчества!

В психологии мандала - это символическое изображение внутреннего мира, наиболее безопасное для нашего восприятия. Круг создает ощущение защищенного пространства, и это ощущение способствует большему раскрытию в момент творчества, позволяя проявиться самому важному и глубинному.

Существуют ли противопоказания для мандала-терапии?

Мандалыхороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми психологические возможности мандал возможно применять:

  • в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения(раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
  • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
  • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание коллективной композиции)
  • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

Данная технология особенно актуальна для детей, которые очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других людей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции.

Слайд 7.Детские мандалы – раскраски (их рисуют на бумаге, используя краски, карандаши, фломастеры, мелки), из пуговиц, из круп, из листьев, из шишек, камушек, ракушек, цветного песка.Мандала, выполненная на диске (пластилиновая мандала).

Слайд 8.Я провожу занятия, как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе) с детьми старшего и подготовительного возраста.  При этом включаю музыкальное сопровождение.

Мандалатерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и их родителями.Для детей это дополнительный способ выразит свои эмоции. Ведь часто родители не разрешают своим детям свободно выражать эмоции.

Сегодня я представлю вашему вниманию такой прием арт-терапии как насыпнаямандалав групповом формате.

Уважаемые коллеги,  приглашаю вас принять участие в практической части мастер - класса.

Целями такой работы могут быть:

- снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов;

- работа с групповыми процессами;

- развития коммуникации;

- развитие произвольности и концентрация внимания;

- релаксация;

- творческого потенциала;

- развитие мелкой моторики рук;

- активизации внутренних ресурсов;

- гармонизации внутреннего состояния;

Для работы с использование насыпной мандалы нам потребуются следующие материалы:

- Релаксационная музыка;

- Песок (соль цветная)

- Влажные салфетки для вытирания рук.

Если работа происходит в групповом формате, то для фона используется ткань черного цвета размером 1-1,2 метра по длине стороны (квадратной форма). На ткани следует структурировать пространства с помощью линий и концентрической симметрии мелом или пастельным карандашом. Дополнительно для создания секторов или иных элементов мы будем использовать трубочки спагетти. Насыпной материал может быть самый разнообразный и чем больше, тем лучше по выбору. Насыпного материала не должно быть мало и по количеству, т. к. эффект визуального изобилия так же имеет уникальное благотворное воздействие на психику участников. Цвет ткани также имеет значение и носит общий цвето-терапевтический характер. В зависимости от поставленных терапевтических задач, цвет может производить возбуждающий или седативный эффект на участников. Текстура ткани должна быть плотной, чтобы складки не мешали заполнению рисунка.

Участники могут рассмотреть, потрогать сыпучие материалы, задать вопросы.

«После ознакомления с сыпучими материалом я предлагаю вам структурировать наше общее психологическое пространство». Звучит спокойная музыка (возвышенная, атмосферная).Я предлагает расположиться вокруг стола с тканью: «Давайте расположимся вокруг нашей будущей мандалы, возьмемся за руки, закроем глаза. Сосредоточьтесь на своих ощущениях и попробуйте почувствовать себя частью этого круга. Свечи в центре как огонь нашей дружбы и взаимопонимания пусть поможет объединить в творчестве и тепле наших душ то творение, что будет создано нами сегодня. Пусть каждый из вас устремится душой к огоньку в центре и вложит в него самое позитивное, самое чистое, самое сокровенное пожелание, которое только может дать друг своему другу (родитель ребенку/ учитель ученику и т. д.). Символ этого огонька в центре стола будет объединять наши сердца в общей работе, так же как центр в мандале».

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАНДАЛЫ

Далее участникам предлагается совместно заполнить пространство мандалы, так чтобы получился общий рисунок. В этом рисунке может располагать отдельная часть участника или группы участников, но так чтобы граница секторов гармонично сочетались друг с другом.

В конце такой групповой работы проводится ритуал прощания с мандалой,   т. к. в отличии от индивидуальной работы групповая работа разбирается. Взявшись за края ткани, участники загадывают желания и просят небесных птиц унести на крыльях в небо их пожелания и мечты.

Рефлексия

Прошу поделиться вашими впечатлениями от создании мандалы? Получилось у вас воплотить задуманное в рисунке? Возможно у вас появились  идеи по использованию мандалы в вашей работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс: Обереговая кукла «Божье око» и Мандала.

Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы «Бож...

Мастер-класс инновационной деятельности "Использование «мандал» в работе с детьми дошкольного возраста.

Инновационно – исследовательская деятельность «Использование мандал в работе с детьми дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессионального мастерства  при изучении метода мандалы, ...

Мастер класс "Мандала своими руками"

https://docs.google.com/presentation/d/1ZyeRfh9WPG034qe203bUfh8s8ouFSvD-W2HMVl8YrYk/edit?folder=0AOKg5WwKV8K5Uk9PVA#slide=id.g6c1dd57730_0_490...

Мини мастер-класс «Мандала – значение и использование в жизни» для сотрудников учреждения

Мандала – это сложная геометрическая структура, символизирующая миропорядок, то есть, по сути, это не что иное, как модель Вселенной.Мандала защищает и гармонизирует; помогает в процессе медитац...

Мастер-класс "Мандала на песке:поиск ресурса".

laquo;Никогда ранее человечество так не нуждалось в исцеляющей силе мандалы, как сейчас. Наш раздробленный, дезинтегрированный мир взывает к той связующей силе, которой является великая сила мандалы...

Мастер - класс "Мандала терапия в коррекционной работе учителя - логопеда"

Мандала – это не просто красивый замысловатый рисунок или загадочный круг с узорами. Это сложнейшая геометрия, несущая в себе грандиозную смысловую нагрузку.Мандала (научное название мандалы гек...

Мастер- класс "Мандала, как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Суть арт-терапии состоит в использовании различных видов искусства и творчества для психологического анализа и коррекции. Методы арт-терапии отлично помогают в преодолении последствий стресса, в выявл...