Мастер-класс "Мандала на песке:поиск ресурса".
материал по психологии

Харламова Людмила Леонидовна

«Никогда ранее человечество так не нуждалось в исцеляющей силе мандалы, как сейчас. Наш раздробленный, дезинтегрированный мир взывает к той связующей силе, которой является великая сила мандалы».

Мандалы как архаичное средство исцеления и развития, как глубинный архетипический символ существовали во всех культурах.

Когда мы создаем мандалу, мы создаем персональный символ, отражающий то, чем мы являемся в данный момент. Круг, который мы создаем, содержит - или приглашает - конфликтующие части нашей природы проявиться. Когда мы выражаем наши внутренние конфликты в символической форме мандалы, мы даем их проекцию вне себя. С помощью мандалы достигается гомеостаз, гармонизация личности. Налаживаются отношения между Эго и Самостью. Чем лучше эти отношения, тем здоровее личность.

В непреодолимом принуждении и желании стать тем, кем каждый является, так же, как любой организм стремится к достижению той формы, которая характерна для его природы, невзирая на обстоятельства, мы определяем свои ресурсы как «то, чем мы обладаем». Мы говорим, что у нас есть здоровье, знания, финансы, социальный статус, отношения. Но на самом деле то, чем мы обладаем, это отчуждаемый ресурс — он переменный. Сегодня у вас есть здоровье, а завтра — нет. Сегодня ощущаете, финансовую стабильность, а завтра думаете, как заработать на жизнь. То, чем мы обладаем, можно потерять.

Гораздо реже мы думаем о своем неотчуждаемом, постоянном ресурсе — ресурсе собственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mandala_moe_vystuplenie.docx51.4 КБ
Файл slovar_tsveta_dlya_klienta1.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Мандала на песке: поиск ресурса».

Харламова Людмила Леонидовна (город Усть-Илимск), педагог-психолог, песочный терапевт, руководитель студии  песочной терапии, эксперт клуба для женщин «Красный шатер», руководитель Байкальского отделения в городе Усть-Илимске Сибирского представительства Ассоциации песочной терапии, руководитель ГМО педагогов-психологов ДОУ в городе Усть-Илимске.

Мастер-класс «Мандала на песке: поиск ресурса».

Мастер-класс будет актуален для всех, кто применяет или собирается применять в своей консультационной практике метод песочной терапии.

Планируемые результаты: участники мастер-класса познакомятся с техникой «Песочная мандала», научатся проводить экспресс-диагностику и оказывать помощь клиентам в  кризисных ситуациях при применении данной техники, смогут интегрировать её в свою профессиональную деятельность.

 «Никогда ранее человечество так не нуждалось в исцеляющей силе мандалы, как сейчас. Наш раздробленный, дезинтегрированный мир взывает к той связующей силе, которой является великая сила мандалы».

Мандалы как архаичное средство исцеления и развития, как глубинный архетипический символ существовали во всех культурах.

Родившись, мы обнаруживаем себя на круглой планете, вращающейся по круговой орбите вокруг Солнца. Мы прикованы к земле силой гравитации, поэтому мы не осознаем нашего вращения. Но наши тела знают о нем. Если мы посмотрим глубже, на уровень атомов, из которых состоят наши тела, мы найдем еще одну вселенную, где элементы вращаются по своим круговым орбитам. Подсознательное ощущение вращения, как и память о матке, закодирована в наших телах. Таким образом, мы предрасположены к тому, чтобы реагировать на форму круга. Эти факты человеческой жизни являются, общими для всех людей, как древних, так и наших современников.

Мандала - относится к трансперсональному направлению арттерапии, и используется в психологии и психотерапии как очень мощный метод глубинной диагностики и интеграции. Это – экспресс - диагностика и экспресс-помощь.

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МАНДАЛЫ - универсальное действо и ритуал самоинтеграции, другими словами - аутопсихотерапия. Именно поэтому процесс создания мандалы является экстренной помощью в тех случаях, когда традиционная психотерапия не подходит.

БАЗА - Человек есть центр его собственной относительной пространственно-временной композиции. Центр - самость, индивидуум (настоящее), то, что над- и под- становится будущим и прошлым. Достижение самости - “это наша жизненная цель, ибо она является наиболее полным выражением той роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью” (К.Г.Юнг). Достижение целостности - цель психотерапии как таковой.

 

1-е Мандала отражает идеи коллективного бессознательного (то есть общие идеи, которые работают у общей части людей).

2-е Мандала это контейнер, резервуар, хранилище всего жизненного опыта человека.        

3-е Мандала всегда связана с потенциалом внутреннего целительства, то есть инициации, саморазвития, саморазрешения.

4-е Мандала прекрасный способ реабилитации, приобретения жизненных сил.

5-е Мандала раскрывает то, что человек еще не осознает, но душа его об этом уже кричит, в мандале мы обнаруживаем у человека яркую потребность того, что он пока не замечает.

Помощь заключается в быстрой интеграции личности (поэтому мандала используется в любых кризисных состояниях), минуя осознавание. Круг (т.е. сама мандала) - это защита, нерасчлененность, неразделенность, целостность, порядок, границы.

Показания для работы с мандалами:

- истощенность;

- кризисы;

- работа с травмой;

- экзистенциальная тематика, поиск смысла;

- депрессии;

- психосоматика;

- с детьми - травматиками и взрослыми, имеющими вытесненный травматический опыт.

Противопоказания для работы с мандалами:

- если с мандалами работает человек с психотическим уровнем личности - не выходить за границы круга и обязательное центрирование мандалы, под руководством терапевта;

 также не рекомендуется работать с произвольными, спонтанными мандалами детям до 5 лет, т.к. еще не сформирована идентичность (есть специальные детские мандалы-проформы и специальные детские техники работы с ними);

-острые кризисные состояния, когда ослаблены психологические механизмы защиты («человек без кожи»);

- незрелое, слабо развитое Эго.

Когда мы создаем мандалу, мы создаем персональный символ, отражающий то, чем мы являемся в данный момент. Круг, который мы создаем, содержит - или приглашает - конфликтующие части нашей природы проявиться. Когда мы выражаем наши внутренние конфликты в символической форме мандалы, мы даем их проекцию вне себя. С помощью мандалы достигается гармонизация личности. Налаживаются отношения между Эго и Самостью. Чем лучше эти отношения, тем здоровее личность.

Юнг, Джоанна Келлог, Копытин А.И.

Впервые создание и анализ рисунков в круге, как инструмент психологической интеграции и оценки, стал использовать К.Г. Юнг. Он предположил, что круглые или сферические образы в рисунках клиентов могут отражать особенности процесса психического развития с характерными для него фазами, а также взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психики. Анализируя данные образы, и творчески с ними работая, можно не только помочь клиенту лучше понять процесс своего развития, но и активизировать те психологические механизмы, которые обеспечивают преодоление кризисных состояний, связанных с процессом развития. Как диагностический и психотерапевтический инструментарий метод «Мандала» изучался и разрабатывался американской исследовательницей Дж. Келлог, создавшей «Архетипические стадии Большого круга Мандалы», отечественными психологами А.И.Копытиным, который выработал собственный алгоритм интерпретации мандал, А.Цайри, Э.Осипчук, предложившим модификацию метода для применения в работе с детьми и подростками и др.

Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств.

Поэтому для меня в работе с клиентом, по большей части всегда является работа на ресурс. Клиенты по-разному вступают в  контакт, кто-то загребает песок ладонями, пальцами, сразу же активно погружает руки в глубину песка, перемещает его, тут же что-то создает, другие очень осторожно касаются поверхности песка, рисуют пальцами, иногда кладут руки на песок, делая отпечатки, замирают. Зачастую, клиент находится не в ресурсном состоянии, не готовым на спонтанное творчество. Поэтому в начале работы я прошу клиента потрогать песок, пересыпать его, опустить руки по локоть, помять, по разминать, просеять, встряхнуть песочницу или поднос, песок в этом случае выступит ресурсом, контейнером, куда клиент может спустить напряжение, разбудить своего импровизатора, творца, активное воображение.

 В психологической практике определить уровень психической энергии человека - значит видеть его ресурсы решения проблемы. Внутренние и внешние конфликты следует разрешать только если уровень энергии достаточен и человек не находится в астеническом состоянии. По мере увеличения психической энергии человек становится способным рассмотреть проблему с разных углов зрения, готов к спонтанному творческому самовыражению.

Я приглашаю на свой мастер класс. «Мандала на песке: поиск ресурса», создать свою уникальную мандалу, диагностировать индивидуальный уровень энергии, гармонизировать свое внутреннее состояние.

Мастер класс:

Любой из нас сидящий в данный момент здесь, находятся в своем определенном состоянии, и прежде чем начать работу, я попрошу вас актуализировать тему и определить, что такое ресурс для каждого из Вас? Есть ресурсы внешние, есть внутренние.

Если простыми словами, то ресурсы – это ваша или чужая, но доступная вам жизненная энергия в любой форме. Внешний ресурс — это когда его вам обеспечивает другой человек, тогда ресурс считается слабым, а внутренний — когда вы обеспечиваете его сами, и тогда ресурс сильный.

Чтобы заниматься восстановлением ресурса, нужно понять, куда уходит основная часть наших сил и энергии. Мы должны заботиться о том, что нас питает. Потому что, то, что нас питает и поддерживает, мы тоже должны поддерживать. А если мы не поддерживаем, то, что нас питает, то обязательно теряем наши ресурсы.

И я хочу предложить Вам, провести диагностику энергии, все ресурсы условно можно поделить на 4 базовые силы, я попрошу вас нарисовать большой круг и условно разделить его на 4 части (словно это пицца) из 100% сколько вы тратите, и мы сейчас узнаем вещи которые являются истинным питанием для человека и посмотрим как это связано с нами, эти силы дают нам возможность вообще жить: первая и это не означает, что она самая главная это 1  базовая сила ресурс - это тело, кто согласен с тем, что тело и телесное самочувствие это огромный источник энергии и сил, вспомните хотя бы о дыхании, если мы перестаем дышать, наше тело умирает, именно в теле мы приходим в эту жизнь, точно также как у тела есть интеллект, если тело все время уставшее оно никуда не хочет, оно ничего не может, и это тело которое потребляет силы, как часто вы обращаетесь к своему телу?

Пожалуйста, оцените, Сколько от тела вы получаете энергии? Где максимум 100%

Второй сектор «Общение» - здесь мы принимаем всю эмоциональную подоплеку жизни человека. Общение с друзьями, компании. И мы с вами знаем, что есть люди, которые истощают, а есть те, кто наполняют, как у вас обстоит дело с общением в вашей жизни.

Третий сектор знания, духовное развитие- Насколько из 100% возможных вы черпаете энергию из знаний.  

Четвертый сектор сила род (семья), наследие, семейная система; насколько из 100% возможного количества энергии вы получаете от взаимодействия с родом, общение с родственниками, принятие рода, принятие своей семейной системы.

Как это у Вас сейчас, уже в этом анализе мы с вами понимаем, где теряем энергию. Давайте возьмем тот сектор, где у нас есть утечки энергии и поработаем с ним.

Практическая часть.

Перед началом создания мандалы может оказаться полезным расслабиться в течение еще нескольких минут. Глубоко вдохните и представьте, как напряжение оставляет вас с каждым выдохом.

Несколько потягиваний могут помочь расслабить какие-то точки напряжения в теле. Постарайтесь очистить ваш ум от дневных забот. Позвольте себе на это время снять с себя все обязанности, понимая, что вы вернетесь к ним после окончания медитации мандалы.

Спросите себя, что я чувствую, в каком состоянии я сейчас? Постарайтесь ощутить свое тело, расслабленное ли оно, напряженное ли оно? Что вы сейчас ощущаете? Опишите ваши чувства. Когда вы расслабитесь, вы можете захотеть закрыть глаза и начать концентрировать свое внимание внутри себя. Подумайте о той силе о том ресурсе, где у вас недостотачно энергии, представьте этот ресурс, какая вы с ним, как вы его поддерживаете, через какае действия в своей жизни, как вы выглядите с этой силой. Вы можете заметить формы, цвета и фигуры, танцующие перед вашим мысленным взором. Как можно меньше размышляя, выберите цвет, форму или ощущение из своего внутреннего видения в качестве основы вашей мандалы.

Затем откройте глаза и посмотрите на цвета перед вами. Ведомые вашим внутренним видением, или просто отвечая самим цветам, выберите цвет песка, чтобы начать мандалу выберите основной цвет песка. Вы можете почувствовать, что цвет выбирает вас. Затем сформируйте круг из песка. Или обозначьте круг удобным способом. Того размера, той формы как вам хорошо и нравится.

Продолжая размышлять как можно меньше, начинайте заполнять круг камнями. Вы можете начать с центра или с краев круга. У вас в уме может быть рисунок, а может и не

быть. Не существует правильных или неправильных путей создания мандалы. Работайте до тех пор, пока вы не почувствуете, что ваша Мандала завершена.

В этом приключении есть свои тонкости, важно во время работы соблюдать некоторые рекомендации:

  • ​ Терапевт все разрешает, может быть мягким, поддерживающим;
  •  ​ дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать «понравившиеся» ей цвета материалов;
  • ​ не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать песочную картину, отражающую вашу внутреннюю жизнь. И чем более искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите.

Когда мы приступаем к созданию МАНДАЛЫ нашего состояния, в первую очередь мы очерчиваем границы нашего круга, создавая, таким образом, символические границы нашего внутреннего мира.

Всё, что находится вовне, относится к внешнему миру и его проявлениям по отношению к нам. Всё, что внутри — это наш микрокосм, наше внутреннее Я, наши переживания, наши взгляды и мысли.

Если мандала готова. То переходим к интерпретации.

Табличка цветов. Запишите цвета вашей мандалы. Записывайте цвета поочереди, начиная с доминирующего цвета( или проранжируйте, для себя какого цвета оказалось больше) и заканчивая тем цветом, который представлен меньше всего. Вы можете сделать какие-то пометки относительно цветов, которыми создан ваш круг. Так же включите цвет пустых мест, где виден песок. После каждого цвета записывайте ваши ассоциации: слова, чувства, образы или воспоминания, приходящие на ум, когда вы смотрите на этот цвет. Составляя список ассоциаций, вы начнете составлять ваш личный словарь цветов. Вы не только обнаружите, какие цвета вам нравятся, а какие - нет, но и начнете узнавать, какие люди, мысли и чувства у вас ассоциируются с определенным цветом. Вы можете даже обнаружить, что определенные периоды вашей жизни ассоциируются с тем или иным цветом. Этот личный набор значений предоставит важные ключи для понимания смысла мандалы.

Когда в мандале присутствует все цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Скорее мы здесь можем говорить о здоровой личности. 

Красный цвет несет в себе силу, смелость, тепло, способность действовать. Он добавляет уверенности в себе и активизирует сексуальную энергию. КРАСНЫЙ цвет в Мандале указывает на наличие целебного, животворного потенциала, который выступает на поверхность из глубины психики. Он отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков, за стремление выжить, за волю к трансформации.

Розовый цвет излучает отзывчивость, тепло и ласку. Универсальный цвет любви.

Жёлтый выражает оптимизм, радость, творящее мышление и раскрытие. Лёгкая, лучистая энергия. Цвет творящей визуализации и всевозможного обучения. Против переутомления и плохого самочувствия. Цвет тех, кто занимается духовным трудом. В Мандале желтый цвет ассоциируется с активным мужским началом. Заметное отсутствие жёлтого цвета в Мандале говорит о поляризации света и темноты и может указывать на вытеснение «тени».

Золотой — цвет, излучающий мудрость и радость жизни.

Зелёный излучает естественность, гармонию чувств и возможность развития. Универсальный оздоравливающий цвет, уравновешивает организм и чувства. Цвет равновесия. Зеленый цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке, за его стремление обновить себя. В этой связи зелёный цвет очень часто проявляется в Мандале людей, чья профессия связана с оказанием помощи людям или их лечением. Кроме того, зелёный цвет является символом целостности, так как объединяет в себе жёлтый и голубой цвета, т.е. мужское и женское начала.

Синий — успокаивающий, духовный, благоговейный и серьёзный цвет. Тёмно-синий тон излучает силу воли и выносливость. Синий цвет ассоциируется с цветом темного ночного неба, бушующего моря, с отображением фаз внутренней темноты. В Мандалах синий цвет соответствует интуиции и мудрости, способности взглянуть на бесконечную реальность через видимые формы, через цикл, включающий в себя начало и конец, смерть и возрождение

Светло-синий — облегчающий цвет, излучает благоговение и покой и оздоравливает нервную систему. Цвет служения, неприхотливости, материнства.

Голубой цвет является символом бесконечности, глубины океана и высоты безоблачного неба. Он занимает важное место в религиозной символике и соотносится с местом жительства богов. В христианстве голубой цвет считается символом женского начала и прообразом материнства. В Мандале голубой цвет соответственно символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания.

Бирюзовый. Одной из разновидностей голубого цвета является бирюзовый, получивший свое название от бирюзы — драгоценного камня, который, как считается, обладает целебными свойствами и защищает своего хозяина. Комбинация зелёного и голубого цветов рождает чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению. Бирюзовый цвет довольно часто встречается в традиционных Мандалах. Бирюзовый цвет излучает дружелюбие, отзывчивость и свободную от религиозных ограничений духовность.

Фиолетовый излучает вдохновение, глубину, изменение и трансформацию. Очищает энергетическое поле, физическое тело и кровь. Используется для удаления препятствий. Фиолетовый цвет, а также его тёмно-сиреневые оттенки, считается королевским цветом, объединяющим в себе мужское и женское начала. Фиолетовый цвет означает стремление наладить «магические» связи с самим собой и с окружающим миром. При склонности к экстремальным ситуациям фиолетовый цвет может означать чрезмерный индивидуализм, эгоцентрическое поведение и поступки, а гипертрофированная образность может нарушить связь с реальным миром.

Коричневый — цвет близости земле, практичности и защищённости.

Черный цвет, т.е. в принципе — отсутствие цвета, ассоциируется с темнотой, тайной, со всем отрицательным, со смертью и с пустотой. Чёрный цвет означает темноту, из которой появляется жизнь и сознание и в которую они со временем возвращаются. Это живой хаос любого начала, символ бессознательного и потери сознания. Черный цвет может означать также и «психологическую смерть», что отчасти проявляется и в тёмно-голубом цвете, тёмную ночь духа, предшествующую милости нового познания. В алхимических процессах чёрный цвет соответствует фазе глубоких изменений, когда важные превращения происходят незаметно. Чёрный цвет в Мандале может указывать на чувство депрессии, потери или печали. Он может быть также свидетельством интеграции нашей «темной» стороны в самосознание.

Оранжевый — цвет, отражающий жизненную силу, созидание, движение и освобождение. Оранжевый цвет является смягченной формой праэнергии красного цвета, другими словами, символизирует «границу огня». Оранжевый цвет отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения.

Белый — исцеляющий и очищающий цвет. Его колебания скрывают в себе все цвета радуги. Защитный цвет, помогающий мыслям и чувствам оставаться чистыми от негатива. В противоположность чёрному цвету, белый цвет символизирует свет, человеческое сознание, чистоту, что-то нематериальное и духовное. Если в Мандале присутствует слишком много белого цвета, то это может свидетельствовать, с одной стороны, о духовной ясности, о готовности к изменениям, к трансперсональным изменениям психики, а с другой — о недостатке энергии, удалении от восприятия и потребностей тела, об угрозе завышенной самооценки, о сильных, но скрытых эмоциях.

Серый цвет — это нейтральный цвет, состоящий из черного и белого. Он может рассматриваться как выражение равновесного состояния противоположностей. Если в целом цвет является выражением эмоций, то серый цвет, так сказать, состояние не-цвета, может быть признаком недостатка чувств, а иногда и депрессивного состояния.

• Посмотрите, где расположены цвета в мандале:

• Центр - то сокровенное, что действительно для вас важно, это отражение ваших глубинных чувств и желаний. В каждой мандале есть центр. Он позволяет собрать свои чувства и мысли, сконцентрироваться на своих состояниях, на своей жизни. Использование звезд, лучей, исходящих от центра позволяет направить человека на общение с внешним миром, на активную самореализацию и достижение поставленных целей.
Имеет значение также и размер центра. Если он предельно мал, это говорит о заниженной самооценке и - ровно наоборот, когда центр велик настолько, что занимает пол-мандалы. Кстати, если центра «совсем нет», то это не то, что Вы можете подумать, исходя из вышеизложенного. Скорее, наоборот. Это как раз тот случай, когда центр мандалы НАСТОЛЬКО велик, что занял всю мандалу.

• Цвета, которые вы использовали ближе к краю окружности, рассказывают о том, что вы хотите показать людям, что несете в этот мир.

• Сравните цвета в центре и по краю окружности. Похожи ли они? Или их значения прямо противоположны? Возможно, вам трудно выражать свои желания или вы хотите скрыть свои переживания и стремления.

Конечно, это далеко не все символы, которые вы могли использовать в своих мандалах. Вы можете посмотреть значение других фигур в словарях символов, но лучше всего, если вы просто поразмышляете, какой смысл для вас имеет та или иная фигура или форма.

Затем запишите числа и формы вашей мандалы. Цифры получатся после подсчета объектов мандалы, например, количества «дождевых капель». Неопределенные формы нуждаются в нескольких словах описания, - например, «розовое пятно» или «неровная волна». Другие формы будет легко описать, - например, «звезда», «зародыш», «лошадь» и так далее. Вы можете захотеть сконцентрироваться на каждой фигуре по очереди, осознавая слова, чувства и воспоминания, приходящие на ум. Если они появляются, записывайте их. Ваши ассоциации не должны иметь смысла. На этой стадии вы собираете строительный материал. Значение станет более ясным позже. Когда список ассоциаций будет закончен, просмотрите его, держа в уме название, которое вы дали мандале. Вы можете заметить определенную модель значений записанных вами слов. Возможно, список ассоциаций намекнет на тему. Затем попытайтесь выразить основную тему мандалы, полученную из названия и ваших ассоциаций, в нескольких предложениях. Вы можете захотеть записать эти предложения в дневник. На них будет полезно ссылаться в будущей работе с мандалой.

Поговорим немного о символах, наиболее часто встречающихся в мандалах.

Круг - совершенство, единение с Вселенной, целостность, законченность, чувство защищенности, наполненность жизни.

 Квадраты, прямоугольники, кресты — символы зрелости, раскрывающие способность осознанно подходить к событиям жизни. Использование этих фигур в мандале помогает упорядочивать внутреннюю и внешнюю среду, стабилизировать свое состояние.

Квадрат - постоянство, равновесие, безопасность, ограничения, нравственность, моральные устои. Если квадрат открыт (если у него предусмотрены символические «двери»), то такой человек - здоров, более того, в своей жизни он нередко испытывает глубинные инсайты, видит вещие сны, получает знаки. В нём правильно циркулируют потоки энергии. Он может и уходить «в астрал», и возвращаться из него обратно, принося дары людям. Если же человек выстроил закрытый квадрат это означает только сильный стресс, хроническое чувство небезопасности, отсутствие «своего» места - в квартире, на работе, в жизни вообще.

Треугольник - гармония, жизнелюбие, власть, мудрость. Символ движения. Только вот куда? Если вершина треугольника смотрит вниз - то это регресс, мортидо, саморазрушение. Если вверх - то налицо «личностный рост» или просто очень активная жизненная позиция.

Цветок - красота, гармония, обновление жизни, потребность в духовном совершенствовании, доброта, понимание быстротечности жизни.

Крест - равновесие, соединение противоположностей, единство души и тела, потребность в духовной поддержке, ситуация выбора, готовность принять свою темную сторону. В лучшем случае, крест в центре - это знак того, что человек сейчас полностью дезинтегрирован, выбит из привычной жизни, однако он уже начал формировать своё новое, более здоровое «Я».

Спираль - жизненная сила, потребность в принятии циклических изменений в жизни, энергия перемен, развитие, движение.

Глаз - потребность в более ясном видении ситуации, ощущение контроля со стороны, потребность в духовном наставнике.

Сердце - переживание сильных чувств - любви, радости или горя; сострадание, отзывчивость, потребность в свободном проявлении чувств.

Рука - власть, защита, действие, сила, потребность в контактах с людьми, способность помогать другим людям, готовность начать новое дело, активность, уверенность в своих действиях.

Звезда - превосходство, постоянство, уверенность, целеустремленность, потребность в лидерстве, мистическое ощущение защиты и покровительства высших сил, успешное взаимодействие с материальным миром.

Дерево - развитие, потребность в единстве с другими людьми, семейственность, энергия созидания, принятие разнообразия жизненных циклов.

Животные - интуиция, потребность в защите, духовность, связь с природными инстинктами.

От того, что представляет из себя центровая фигура и её цвет, зависит 90% смысла. Важна также и внешняя граница мандалы - очерченная окружность...

Итак, линии - то, чем, собственно, заполняется поле мандалы. Все линии мы будем делить на прямые и волнистые.

ПРЯМЫЕ ЛИНИИ (и составленные из них рисунки и фигуры) означают преобладание разума над чувствами, часто характерны для мужских мандал.

ИЗВИЛИСТЫЕ ЛИНИИ характеризуют преобладающие эмоции, недостаток рационального начала и часто характерны для женских мандал.

Чаще всего женщины рисуют в центре мандалы - ЦВЕТОК - воплощение извилистых линий. Мужчины помещают в центр - звезду, пятиконечную или же звезду Давида - воплощение прямых линий.

Если на данном этапе вам хочется внести изменения в свою персональную мандалу, сделайте это.

 Мандала становится эффективным средством работы лишь в том случае, если мы рассматриваем ее как часть непрерывного процесса развития и изменений. То есть я рекомендую работать с мандалой системно.

Мандалу для клиента мы не интерпретируем, сделав мандалу при желании мы фотографируем ее.

 Задаем вопросы клиенту:

1. Что вы создали? Какую ценность передает ваша мандала?

2. Дайте название своей мандалы (название должно отражать ваше первичное впечатление от мандалы)?

3. Какие чувства вызывает мандала? Какой отклик находит в теле?

4. Как чувствовали себя во время работы? Что чувствуете сейчас?

5. Есть ли у Вас желание добавить, что-то в свою работу?

6. Как на вашей работе отразились актуальные для вас события, переживания, чувства?

7. Какие следующие действие вам подсказывает ваша работа (послание мандалы)?

8. А какую медитацию, направленную на решение вашей актуальной задачи, глядя на нарисованную вами мандалу, сочините вы?

Ну и как сказал арт-терапевт В. Ляшенко, конечно же, «Магия не в мандале, а в

создающем и созерцающем ее».

            Существует большое количество классификаций мандал по цвету, рисунку, центрированности и другим признакам. Приведем примеры возможных классификаций.

Классификация 1.

1. Мандала со смещенным центром. Человек отрабатывает защиты, доступ к регрессивному материалу, возможна инфантильность.

2. Мандала заполнена геометрическими фигурами. Зрелая личность, но не центрированная.

3. Мандала без центра (чистый круг). Трансформация личности, метаморфоза, перерождение.

Классификация 2.

11 классических тибетских мандал. 

1. Пустота, отсутствие разделения. Центра нет, он не нужен: целостность личности.

2. Появления центра. Это соответствует формированию Эго. Идет процесс отработки «Я».

3-4. Появляется дуальное восприятие собственного Эго. Человек четко делит мир на черное и белое, хорошее и плохое, материальное и духовное, друзья и враги.

5-6. Сформированные моральные принципы обеспечивают некоторую жизненную устойчивость. Недостаток опор восполняется за счет отработки параллельных частей личности. Например: Человек начинает понимать, что не все, что он считал плохим в жизни, оказывается плохое, иногда, для того чтобы помочь человеку нужно отказать ему.

7-8.Расширение границ сознания. Вверх – духовный рост (высшее бессознательное). Вниз-отработка Тени.

9. Уравновешенный хороший крест, жесткая матрица, много четкости. Хорошо если эта мандала появляется после хаотических и непонятных мандал. Характерна для учителей и военных.

10. Переход к многомерному восприятию себя и мира. «Я могу изменить все, что хочу», это же шар, а не тарелка.

11. Гармоничное восприятие всего. Самость. «Что хочу то и делаю». В реальности чаще признак метафизической интоксикации.

Классификация 3.

Три основных типа мандал по стадиям развития личности (Келлог, Хардинг):

-        простой круг (исходная целостность при низкой степени зрелости и дифференцированности, как у ребенка)

-        мандала, т.е. комбинации круга, квадрата, креста, треугольника (высокая степень зрелости и дифференцированности при наличии четкого центра, т.е. уравновешивание динамических сил)

-        яйцо, сосуд, чрево (“сосуд преображения”, дальнейший рост, зона ближайшего развития).

Классификация 3.

Большой круг мандалы Дж. Келлог.

0. Пустота. Она может соответствовать двум состояниям личности: 1. Абсолютный жизненный тупик (самостоятельно не выберется). 2.Состояние глобального перехода. Пустота в данном случае может соответствовать ощущению вибрационной невесомости, внутренней тишине, отсутствие пространства и времени. Существование со всеми, объединяющий опыт, единение. Яйцо.

1. Паутинка. Черные круги. Ощущение черной пустоты. Данное состояние чаще описывается как ощущение расщепления, тяжести инерции, покинутости, безнадежности, сдавленности. Чувство холода, падение в бездну. При рисовании чаще используется только два цвета (как ребенок в момент рождения создает себе систему координат). Эта мандала характерна для наркоманов, больных в тяжелом, кризисном состоянии как экзистенциональном, так и реактивном. (Изгнание из рая.)

2. Блаженство. Соответствует состоянию: полета, бесплотности, невидимости, доверия, безграничности пространства, самоотдачи, экстаза, отпущения грехов (я чист). На мандале нет центра, нет структуированности, выход за границы круга, часто используется синий цвет, изображается вода, звезды. Состояние человека соответствует состоянию родившегося ребенка. Чувство базового доверия к миру. Невероятная эмпативность. Это состояние свойственно художникам и алкоголикам.

3. Лабиринт, спираль. Чаще используемые слова при описании данной мандалы: фокусировка, вихрь. Стрела, дыхание, ворота (в храм), вход в подземелье, судьба. Паутина, пуповина, плацента. Это состояние соответствует состоянию отделения от матери, виден выход, признак наличия динамики. Если спираль закручивается по часовой стрелки это хороший доступ к регрессивному материалу, если против, то регресс есть, но он не осознается.

4.Начало. Чаще используемые слова при описании данной мандалы: мать и дитя, мадонна, рост, магия. При рисовании появляется треугольник. Продолжается формирование системы координат. Если треугольник стоит на основании, это является признаком хорошей дифференциации себя от других (формирование эго), крепко стоит на ногах. Если треугольник вершиной вниз, то человеку нужна поддержка. Используется палитра млекопитающихся – красный, оранжевый.

5. Мишень. Используемые слова при описании: сдавление, засасывание, водоворот, конфронтация, ритуалы, паранойя. При рисовании часто используют концентрические круги, что говорит о формировании психологических защит, копинг-механизмов. Появляется поведенческая гибкость. Формируется этические представления, социальные роли, нормы. Происходит первичное самоопределение, формируется первичное эго. Это характерно для ритуального поведения, компульсий, навязчивостей. Палитра млекопитающих. БПМ – 2.

6. Единоборство с драконом. Патологическое расщепление.

Используемые слова при описании: дракон, негативизм, противоречия, амбивалентность, расщепление, страх, уход.

Эта мандала характерна для подростков13-14 лет (вторичная сепарация с родителями). Возможен дебют эндогенных заболеваний. Если у человека в таком состоянии есть тревога, она становится меньше при агрессивном поведении. Также такая мандала характерна для богемного типа личности - тратится много энергии на поддержание инаковости: «Я не такой как все».

Чаще используется желтый цвет. Изображают солнце, звезды, небо, землю.

7. Оквадрачивание круга. Использованные слова при описании мандалы: равновесие, внутренняя нравственность, воля, целеполагание, мышление. В этот момент у человека развивается рациональная парадигма ( я хочу понимать).

На мандале чаще рисуют крест, квадрат, жесткие фигуры. Человек ищет новую систему координат. Палитра земноводных и млекопитающих, много зеленого цвета.

8. Функционирующее Эго. Используемые слова при описании: форма и размер, сила, деяние, прямота, гармония, функциональность. На этом этапе происходит углубление рациональной части. Сформирована установка « Я есть». Идет отработка «Я есть», когда я что-то делаю. Социализация сознания. Это ранняя зрелость 22-29 лет, есть профессия, решение духовных вопросов откладывается. В мандалах рисуют свастику и пятиконечные звезды. Характерна человеческая, сложная палитра. Ассоциация с музыкой Моцарта.

9. Кристаллизация. Используемые слова: опыт, я в мире, я и другие, общество, местоположение. На этом этапе возможна зависимость от социальных ролей, маски начинают прирастать. Ограниченна степень свободы. В мандале рисуют цветы, орнамент, кристаллы, симметричные рисунки. Основной цвет – голубой. Преддверие хорошего экзистенционального кризиса. На этом этапе возможна смена профессии.

10. Врата смерти. Это промежуточная стадия между низом и верхом. Используемые слова: распятие, унижение, поражение, могила, богооставленность, статика, изоляция. Изменения, происходящие с человеком, пока не могут быть осознанны. Человек утрачивает контроль.

Это экзистенциональный кризис. В мандалах появляется перевернутый треугольник (разрушение всего, что строил), андреевский крест. Палитра человеческая – темные цвета (темно-коричневый, темно-синий). Ассоциация с музыкой Стравинского, Шнитке.

11. Фрагментация. Используемые слова: расчленение, утрата я, дезинтеграция, гниение, шизофрения, мрачный ритуал, неприятно, ничего не хочу менять, бесполезно. Часто рисуют концентрические перечеркнутые круги (мишень, паутина). Встречается при шизофрении, онкологических заболеваниях (терминальные стадии), тяжелом старческом маразме. Субъективно переживается как распад «Я». В палитре полный хаос. Смотрится такая мандала очень тяжело. Рисующий стремится нарисовать мандалу большего размера.

12. Трансценденция. Экстаз. Используемые слова: белый цвет, нирвана, фонтан, божественная энергия, деяния без бытия, воскрешение, естественная красота. В рисовании встречается изображение пламени (пламя разума), летящей птицы (парящий орел), павлинье перо. Разнообразная палитра (млекопитающихся и взрослая). Попадание в самость.

Мандала помогает лучше воспринимать свои чувства, так как она есть общая схема (система координат).

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МАНДАЛЫ - универсальное действо и ритуал самоинтеграции, другими словами - аутопсихотерапия. Именно поэтому процесс создания мандалы является экстренной помощью в тех случаях, когда традиционная психотерапия не подходит.

БАЗА - Человек есть центр его собственной относительной пространственно-временной композиции. Центр - самость, индивидуум (настоящее), то, что над- и под- становится будущим и прошлым. Достижение самости - “это наша жизненная цель, ибо она является наиболее полным выражением той роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью” (К.Г.Юнг). Достижение целостности - цель психотерапии как таковой.

OСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МАНДАЛЫ -   ЦЕНТР (всегда постоянный), СИММЕТРИЧНОСТЬ и КАРДИНАЛЬНЫЕ ТОЧКИ (эти параметры конкретны, т.е. изменчивы).

РИТМЫ МАНДАЛЫ - центричность, исцеление, рост. Оздоровление и рост - ответ на кризисные ситуации. Эти кризисы - нормальный интегративный аспект жизни. От человека зависит, как в ответ на кризис он станет развиваться - в сторону прогресса (свет) или в сторону регресса (тьма). Мандала - основное средство второй, главной фазы роста, которая начинается там, где угасает потребность физического роста. По достижении зрелости фокус внимания медленно перемещается внутрь (развитие интуитивных способностей после 35 - 40 лет).

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МАНДАЛЫ - КРУГ (воздух, космос, самая простая и экономичная форма. Основа, первопричина, иррациональное качество - бессознательное и сверхсознательное, Инь, Анахата). КВАДРАТ или многоугольник с количеством сторон, кратным четырем (земля, рациональное качество - сознание, кватерность, Муладхара, Ян). ЧАША (вода, иррациональное качество - чувства. эмоции, изменчивость, пластичность, Свадхистана, Инь). ТРЕУГОЛЬНИК (огонь, соединение несоединимого, созидание, дух, Манипура, Ян). ТОЧКА (эфир, центр, самость, начало и конец всего). “Когда ваше сердце сосредоточено на одной точке, тогда нет ничего невозможного “ (Будда).

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ МАНДАЛЫ - вырастают друг из друга и переходят друг в друга. Это Очищение, Концентрация, Ориентация, Создание, Поглощение, Разрушение, Воссоединение, Исполнение.

Символизм мандалы (К.Г. Юнг)

1. Символика круга (мандалы) особенно характерна для визуализаций, сновидений и свободного творчества.

2. Мандала отражает Самость, целостную личность, гармоничное ее состояние.

3. Образ мандалы отражают процесс индивидуации (стремление наиболее полно реализовать себя).

4. При этом мандала выступает как главенствующий центр, источник психической энергии и психического развития личности

5. Этот центр и есть Самость, поэтому он воспринимается совсем не так, как Эго (“он полнее, целостнее, шире и глубже”).

6. Основные 9 категорий мандал, появляющиеся в работе с ними:

            - циркулярные, сферические и яйцевидные формы,

            - круги, образованные цветком,

            - солнце или звезда (крест с 4, 8 или 12 лучами),

            - круги с крестом или квадратом,

            - круги в виде змеи,

           - круг с триадическими или пентадическими фигурами (у которых число граней 3 или 5 или кратное им),

           - образы, представляющие собой план двора, города, дома, замка,

           - глаза,

           - круг, сферы или крестообразные фигуры, изображенные во вращении (спирали и свастики).

7.Тот или иной тип мандалы отражает индивидуальную динамику изменений личности.

Техники работы с мандалами

  1. Рисуночные мандалы (палитра мандалы, Где я, Кто я и др.)
  2. Насыпные мандалы (песок, крупы)
  3. Групповые мандалы (построение совместной мандалы, «живая мандала группы», групповая мандала для одного)
  4. Тибетские энергетические мандалы
  5. Раскрашивание христианских мандал (розеточных, лабиринтных, фигурных)
  6. Классические тибетские мандалы развития
  7. Мандалы «высших состояний» (пустота, свобода, любовь, понимание, радость, трансформация и др.)
  8. Медитация мандалы
  9. Мандала желаемого состояния
  10. Большой Круг Мандалы Дж. Келлог
  11. Парные мандалы
  12. Построение мандалы «Каменный лабиринт»
  13. Мандалы первостихий
  14. Мандала-танец
  15. Мандала-йога



Предварительный просмотр:

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

Задаем вопросы клиенту:

  1. Что вы создали?
  1. Какую ценность передает ваша мандала?
  1. Дайте название своей мандалы (название должно отражать ваше первичное впечатление от мандалы)?
  1. Какие чувства вызывает мандала? Какой отклик находит в теле?
  1. Как чувствовали себя во время работы? Что чувствуете сейчас?

  1. Есть ли у Вас желание добавить, что-то в свою работу?
  1. Как на вашей работе отразились актуальные для вас события, переживания, чувства?

  1. Какие следующие действие вам подсказывает ваша работа (послание мандалы)?

  1. А какую медитацию, направленную на решение вашей актуальной задачи, глядя на нарисованную

вами мандалу, сочините вы?

Задаем вопросы клиенту:

  1. Что вы создали?
  1. Какую ценность передает ваша мандала?
  1. Дайте название своей мандалы (название должно отражать ваше первичное впечатление от мандалы)?
  1. Какие чувства вызывает мандала? Какой отклик находит в теле?
  1. Как чувствовали себя во время работы? Что чувствуете сейчас?

  1. Есть ли у Вас желание добавить, что-то в свою работу?
  1. Как на вашей работе отразились актуальные для вас события, переживания, чувства?

  1. Какие следующие действие вам подсказывает ваша работа (послание мандалы)?

  1. А какую медитацию, направленную на решение вашей актуальной задачи, глядя на нарисованную

вами мандалу, сочините вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотированный каталог интернет - ресурсов для воспитателя дошкольного образовательного учреждения

В каталоге представлены результаты анализа ресурсов, размещённых в Интернет, интересных для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.Показано более 150 Интернет-ресурсов, в том числе ...

«Обеспечение условий для создания сайта учреждения как фактора доступности к образовательным ресурсам»

В этой статье я старалась показать, как создание сайта детского сада облегчит общение между всеми участниками образовательного процесса....

Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT

Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...

Повышение профессиональной компетентности педагога посредством использования ресурсов сети Интернет

Интернет - пространство предоставляет большие возможности современным педагогическим работникам для повышеия их профессиональной компетентности: участие во всероссийских конкурсах, представление...

Интернет ресурсы дошкольного образования.( полезные ссылки на ресурсы, посвященные вопросам дошкольного воспитания)

Даны ссылки на интернет ресурсы дошкольного образования, которые можно использовать в соей работе...

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в работе учителя-дефектолога

У большинства современных детей, посещающих ДОУ, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность прост...